Сложное инстинктивное социальное поведение

Во время простого инстинкта самосохранения человек не ощущает ни желания совершить его, ни каких либо эмоций. Это - насильственные для сознания действия, а то, что делается насильно, не требует стимула. Иначе обстоит дело при сложном инстинктивном социальном поведении. Сложные инстинкты управляют произвольным поведением. Они не оказывают грубого насилия над волей сознания, а как бы предлагают ему совершить определённые действия в ответ на возникшее влечение. Животные и люди совершают эти действия добровольно, потому что они хотят их совершить. А эмоции направляют их по принципу «кнута и пряника»: правильное поведение награждается чувством радости и удовольствия, а неправильное (или бездействие) наказывается страданием разной степени выраженности, побуждая изменить поведение. Но что нужно сделать для реализации своих влечений, животные и люди узнают путём обучения.
Такое поведение – явно добровольное и очевидно сознательное, и люди не замечают, что ими управляет инстинкт.
При появлении соответствующей ситуации в действие вступает исполнительная программа сложного инстинкта, связанная именно с этим влечением. Она состоит из множества безусловных рефлексов, каждый из которых включается на строго определённый раздражитель. Наличие для каждого рефлекса определённого эталонного стимула означает, что  в цепочке безусловных рефлексов существуют перерывы. Доминирующее сознание включается в каждом таком промежутке, и потому люди думают, что их поведение подчинено только  сознанию, а инстинктов, в отличие от животных, у них очень мало, и их контролирует разум.
Исследованиями многих выдающихся учёных доказано, что инстинктивное поведение человека является “бессознательным”, т.е.  неосознанным. Каким образом сознание может его контролировать?
Первая мысль: благодаря тому, что сознание во время действия социальных рефлексов не отключается (так же, как и во время двигательных рефлексов или простого инстинкта). Но тогда люди знали бы всё о своём инстинктивном поведении, и оно не было бы «бессознательным».
Влечение люди осознают, ибо оно направляет их сознательное поведение, и потому могут его контролировать. Очевидные половые рефлексы так же осознаются. Но безусловные рефлексы общения, из которых состоят исполнительные программы социального и полового инстинктов, в большинстве случаев остаются неосознанными. Ретроспективно люди объясняют себе свои поступки известными им мотивами, считая своё поведение сознательным (подробнее – в главе «Рефлекторные взаимодействия»).
Тем не менее, контроль инстинктивного социального поведения существует (иначе наше поведение было бы подобно поведению насекомых), но неосознанный. В промежутках между безусловными рефлексами мышление человека или животного может изменить его поведение в соответствии с изменением ситуации. Если в инстинктивное социальное поведение вмешивается неосознанное мышление, то человек (его доминирующее сознание), об этом не знает. Если вмешивается разум, то человек думает, что его поведение является осознанным, и  не догадывается  об этом контроле.
Таким образом, сложный инстинкт содержит в себе несколько компонентов (потому я и назвала его «сложным»). Влечение включается в соответствии с собственной программой развития. Оно ставит перед индивидуумом цель и вызывает желание достичь её, а отрицательные и положительные эмоции, как вожжи, направляют произвольное поведение. Исполнительная программа инстинкта  помогает осуществить желание при появлении нужной ситуации.  Но, в отличие от простого инстинкта, эти программные действия не являются непрерывным процессом, а состоят из множества разнообразных безусловных рефлексов, в промежутках между которыми мышление может изменить  поведение на любом этапе
Степень выраженности влечений, их окраска и сила  эмоционального воздействия на сознание у разных особей одного и того же вида различные, и имеют множество оттенков. И связанные с влечениями рефлекторные ощущения удовольствия и неудовольствия  во время инстинктивного общения также у всех разные, как у людей, так и у животных, и обусловлены особенностями личности. Тем не менее, влечения являются составляющей сложного инстинкта. Связь рефлексов с влечением легко проследить на примере полового инстинкта, в котором чем сильнее выражено влечение («темперамент»), тем ярче ощущения от рефлексов.

Во время инстинктивного социального поведения, люди, как и животные, общаются посредством немого инстинктивного языка и других способов немого общения, которые являются неосознанными (см. «Неосознанное общение»).

Известно, что  люди и животные с развитым мозгом могут контролировать свои инстинкты. Влечение люди осознают, ибо оно направляет их сознательное поведение, и потому они могут его контролировать. Но запрограммированные инстинктивные действия в большинстве случаев остаются неосознанными, ретроспективно люди объясняют их себе известными им мотивами.
Исследованиями многих выдающихся учёных доказано, что инстинктивное поведение, как у животных, так и у людей, является “бессознательным”, т.е.  неосознанным. Каким образом сознание может его контролировать?
Первая мысль: сознание во время безусловных социальных рефлексов не отключается, как и во время обычных телесных рефлексов. Но тогда люди знали бы всё о своём инстинктивном поведении, и оно не было бы «бессознательным». Каким же образом их поведение может быть одновременно и осознанным и неосознанным («бессознательным»)?
Вторая мысль:  сознание и безусловные рефлексы общения работают  параллельно и независимо друг от друга.  Осознанное и инстинктивное поведение происходит попеременно, но переключения происходят так часто, что люди этого не замечают. Наличие для каждого рефлекса определённого эталонного стимула означает, что  в цепочке безусловных рефлексов существуют перерывы (рефлексы не сцеплены друг с другом, их связывает воедино исполнительная программа инстинкта). Можно предположить, что мышление включается в каждом таком промежутке.
Инстинкты пугливы. Инстинктивное управление, как череда безусловных рефлексов, прерывается при любом изменении среды, которое привлекает внимание сознания. При этом безусловные рефлексы временно не включаются, не смотря на продолжающееся действие раздражителя. И что же происходит, когда в ответ на изменение среды включается сознание (или  другой инстинкт) и изменяет поведение? Мозг перестаёт реагировать на безусловные сигналы, потому что управление переключено  с инстинктивного на произвольное или другое инстинктивное. Так происходит, когда включается инстинкт самосохранения, управление переключается на инстинктивное, и сознание ничего сделать не может, хотя и хочет. Значит, при включении сознания, происходит обратная картина: инстинкт «хочет» управлять, но не может, «ручка переключателя повёрнута в другую сторону».

Рациональные инстинктивные программы управляют жизнью животных и людей. Инстинкты способны дать нам радость жизни и сделать нас счастливыми. Они могут дать нам уверенность, резкое увеличение энергии, усиление защитного энергетического поля, а, значит, и психической защиты. При продолжительном поощрительном действии инстинкта постепенно изменится весь обмен веществ и улучшится здоровье. И точно так же наказующее действие инстинкта при игнорировании влечения может заставить нас страдать, сделать нас несчастными, слабыми и даже больными.

               
               


Рецензии