Образование в России. Каким ему быть?

Недавно я писала статью о казанском периоде жизни Льва Толстого. Как известно, учился он в Казани в Университете, и вот когда он туда поступал на Восточный факультет, то сдавал следующие экзамены, всего их 12 штук.  Вот они - Закон Божий,  История общая и русская, Статистика и география, Математика, Русская словесность,  Логика, Латинский язык, Французский язык, Немецкий язык, Арабский язык, Турецко-татарский  язык,  Английский язык.
А теперь давайте попробуем представить себе, смог бы какой-нибудь сегодняшний абитуриент поступить на тот же Восточный факультет? Вряд ли. Хотя и компьютер почти в каждом доме есть, и найти в Интернете можно практически все, но только вот пользы нет. Наше образование за полтора века давно перестало быть конкурентоспособным, потому что оно в принципе сейчас не отвечает потребностям времени. И, главное, становится все хуже и хуже!
Как говорится, господа, надо что-то делать, а то за Державу обидно!  Сразу скажу, что советское образование было неплохим, но вернуться к нему сейчас уже не получится, то время ушло, поэтому надо создавать что-то принципиально новое.  А что?
Знаете, мне всегда не давала покоя мысль, почему у нас разные школьные предметы преподают разные учителя? Ведь получается, что семнадцатилетний ребенок должен знать все предметы в объеме средней школы, а взрослый человек, проучившись десять лет в школе и пять в вузе, знает только небольшую часть школьной программы. Это же нонсенс! Поэтому, естественно, приходит мысль, что учитель в школе должен уметь преподавать любой школьный предмет, которому обучают в педагогическом вузе.
И, конечно, в школе надо усилить языковую подготовку учеников и даже обязательно ввести в обучение хотя бы три иностранных языка. Потому что бессмысленно выпускать в жизнь людей,  которые не знают, что происходит за пределами России. Они же просто обязаны следить за новинками в мире, чтобы быть  конкурентоспособными! Разве не так? И, следовательно, учитель тоже должен знать эти три языка, чтобы суметь их преподавать. 
Также учитель должен иметь отличную подготовку по обширному курсу мировой культуры, чтобы суметь что-то ответить на разные вопросы своих учеников. Да даже физкультуру должен преподавать тот же человек. Потому что тогда учащиеся видят, как у учителей слова не расходятся с делом. И если они говорят, что спорт полезен, то сами и подтверждают это  на практике, занимаясь различными видами спорта и участвуя со школьниками в совместных играх.
Но, конечно, в школе должны  быть и настоящие тренера, отвечающие за физическую подготовку детей и взрослых, но они должны лишь помогать учителю, а не заменять его. И вообще принцип школьной физкультуры, да и не только ее,  должен быть такой  - мы не учим, мы научим. То есть к концу учебы все ученики должны уметь плавать, ездить на велосипеде и на лошади, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и другие игры, такие как волейбол, футбол, баскетбол и хоккей. Притом все они должны знать основные правила проведения подобных соревнований. И, конечно, как не ужасно об этом говорить, но надо учить учащихся драться в прямом смысле слова, защищаться от врагов. Такова сейчас жизнь, и ее нельзя игнорировать. Такие навыки могут здорово пригодиться выпускникам в будущей жизни, так же, как, например, и умение водить машину. Еще, конечно, хорошо бы в каждой школе иметь свой театр. Там дети учились бы и петь, и танцевать, и стихи читать, и даже на шпагах драться. Но это уже, наверное, из области фантастики.
И тут естественно возникает вопрос, сколько учеников должно быть в классе. Я полагаю, столько детей, сколько учитель может обучить, но не больше восьми. Конечно, зарплата учителя будет зависеть от количества учеников, но качество образования должно быть превыше всего. И учитель этих детей будет вести с самого начала до выпуска из школы. Конечно, сразу возникает вопрос, а вдруг ученику не понравится его педагог, что в таком случае делать? Тогда, конечно, передавать его другому преподавателю, но, скорей всего, наладить контакт с небольшой группой учеников учителю будет намного проще, чем сейчас, и такие случаи не будут частыми.
То есть учитель должен стать чем-то  вроде дореволюционного гувернёра.  И подобный способ обучения – это хорошо забытое старое, к которому не грех и вернуться. Понимаете, учитель не должен быть математиком, физиком, химиком, историком. Он должен всего лишь знать в совершенстве школьную программу и уметь её объяснить.  И классы в школах с двадцатью учениками появились не от хорошей жизни. Разве можно в таких условиях ребёнка чему-нибудь качественно обучить? Тем более, что разные учителя для ребенка – это дополнительный стресс. Ведь не могут у обычного человека с десятком случайно выбранных людей быть хорошие отношения. Обязательно с кем-то будет конфликт, и возможно даже не с одним. Разве не так? А для учёбы доверие обязательно! Как и уважение! А таких учителей нельзя не уважать, потому что они очень много знают и многое умеют. 
И притом занятия при небольшом количестве учеников могут  проходить не только в классах, но и на свежем воздухе, на прогулке. К тому же, мне кажется,  ученики школ должны много путешествовать и совершать несколько обязательных поездок в год. Понимаете, нельзя любить свою Родину, если ты её практически не видел и даже не представляешь себе, какая она большая и красивая. Нельзя стать гражданином России, если ты не был в Москве, Петербурге, Волгограде, Костроме, Ярославле. Нижнем Новгороде, то есть если ты  совсем не знаком с её историей! Всё-таки учебник – это одно, а когда ты сам стоишь у стен Петропавловской крепости, Нижегородского Кремля или на Мамаевом кургане, всё начинаешь понимать совсем по-другому.
Конечно, для этого придется поменять систему подготовки педагогов, но, увы, без этого не обойтись! Но когда будущий учитель будет знать, что то, что он сейчас изучает, ему придется кому-то потом преподавать, и от того, поймет ли ученик его объяснения,  будет зависеть его зарплата, то, наверное, сразу появится стимул для учебы в вузе. И будет он не слабеньким!
Но вернемся ко Льву Толстому. Конечно, не буду здесь скрывать, что перед вступительными экзаменами с ним занимались репетиторы, его подтягивали по отдельным предметам, но основа-то все равно была. А сейчас подтягивай-не подтягивай, вряд ли кто-нибудь  12 экзаменов удовлетворительно  сдаст! Поэтому еще раз здесь повторю – надо, господа, что-то делать! А то ведь, действительно, за Державу обидно! Вот так!


Рецензии
Лев Толстой изначально учился в Казани на отделении восточной словесности философского факультета, а не Восточного. При поступлении сдавал экзаменов не 12 «штук» (извините, экзамены измеряются не штуками, а количеством дисциплин или предметов – А. П.), а 8 – закон божий, алгебра, русская словесность, английский, французский и турецко-татарский языки, история и география. По двум последним испытания провалил и осенью пересдавал.

Может ли и должен ли учитель в школе уметь преподавать все предметы школьной программы. Нередко сегодня это так и происходит в малокомплектных сельских школах, где не хватает учителей, нет средств на оплату более «узких специалистов». А ещё в XIX веке в России были земские врачи, которые, опять же, за неимением «узких специалистов» могли «лечить» всё. Но ведь и сегодняшний сельский учитель-многостаночник по неволи, и земский врач в прошлом – в нашем XXI веке – это, согласитесь, уровень домашнего гувернёра XIX века.

Александр Попов   13.03.2012 00:52     Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Насчет Восточного факультета вы правы. А насчет количества экзаменов даю ссылку
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0890.shtml
И потом, если бы учитель мог преподавать все школьные предметы, то разве это не помогло бы сельским учителям в работе?

Ирина Мухаметова   13.03.2012 14:57   Заявить о нарушении
Кол-во экзаменов уточнил и здесь уже Вы правы. Правда, Бирюков пользовался материалами Загоскина, который последний из исследователей держал в руках архивное дело о поступлении Толстого, затем оно через определённое время пропало. Поэтому следует считать всё же первоисточником в этом вопросе Загоскина, а не Бирюкова: http://memoirs.ru/rarhtml/Zagoskin_IV94_55_1.htm
И ещё в этой связи интересен комментарий на этот счёт самого Толстого: история всеобщая и русская — ничего не знал, статистика и география – ещё меньше. Из латинского языка надо было перевести оду Горация. Я не мог перевести двух строк. Об экзаменах арабском, турецком и английском я решительно не помню. Мне кажется, это ошибка (Толстой Л. Н. Т. 34. С. 397).

Но в вашем материале всё же не о Толстом. Помогло бы в работе сельскому учителю знания других предметов? Безусловно! Но ровно настолько, насколько любой педагог должен иметь базовое образование. Обратите внимание, в начальной школе учителя ведь так и работают в одном лице с детьми, дают им начальное образование по основным дисциплинам. А затем начинается процесс более углублённого изучения этих предметов, и тогда уже с детьми начинают работать учителя-предметники – специалисты в своих областях знаний.

Александр Попов   14.03.2012 20:07   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ.
Но тогда, возникает вопрос, кто такой предметник. Разве он должен быть ученым? Он всего лишь должен отлично знать школьную программу, например, по той же математике и доходчиво объяснить ее ученику. И все! Разве не так?

Ирина Мухаметова   16.03.2012 15:05   Заявить о нарушении
Нет, он не должен быть учёным… Нет не всё!.. Абсолютно не так!..
Вы просто очень далеки от поднятого и обсуждаемого вопроса.
Извините.

Александр Попов   17.03.2012 11:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте Ирина .Простите но Ваше предложение это просто маниловщина .Каждой науке присущ собственный стиль мышления. Соотношение наука учебный предмет сложнейших педагогическая задача. Выпускник ВУЗА около 5 лет становится толковым преподавателем вспомните понятие молодой специалист. В это время происходит и психологических становление учителя. Так что не нужно строить стеклянный мост и отменять классно уровню систему. С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   15.12.2015 14:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.