На болоте

рассказ о природе


Аринка медленно шла вслед за дедушкой, осторожно раздвигая высокую траву палочкой в поисках грибов. Каждый раз, собирая внучку на «тихую охоту», дедушка заставлял ее надевать удобные резиновые сапоги, плотные штаны и брезентовую курточку, перешитую из старой заводской спецовки. Голову Аринка всегда крепко повязывала бабушкиной косынкой. Она еще не совсем понимала, зачем все это нужно, но твердо усвоила, что иначе в лес ходить нельзя.
Сентябрь уже вовсю хозяйничал на территории дачного поселка, где маленькая Аринка жила с мая по октябрь с бабушкой и дедушкой, пока родители работали в городе. Большинство ее друзей уже успели разъехаться, и девочка почти все время проводила в лесу. Конечно, ей нравилось играть с подругами, но последние дни дачного сезона, проводимые с бабушкой и дедушкой, доставляли ей куда больше радости, чем шумные игры в компании сверстников. Дедушка водил ее в лес, обучая нехитрым деревенским премудростям, которые помнил еще с тех пор, когда сам был мальчишкой. Он учил ее отличать съедобные грибы от ядовитых и осторожно выкручивать из земли грибную ножку, пока та не отделится от грибницы с едва слышным хрустом.
Аринка любила ходить с дедушкой в лес, слушать, как шелестят высоко над головой деревья и перекликаются среди ветвей птицы. Единственное, чего она всегда опасалась, это змеи. Зная об этом, дедушка научил внучку не только осторожности, но и простенькому ритуалу отпугивания ползучих гадов. Он говорил, что надо взять любую палочку и, представив, что это змея, отбросить ее подальше от себя, приговаривая «Змеи, прочь!» Неизвестно, верил ли в этот ритуал сам дедушка, но маленькой Аринке, и правда, становилось спокойнее, когда при входе в лес она старательно зашвыривала подальше первый подвернувшийся под руку сучок. 
Они покинули опушку и углубились в лес. Под ногами захлюпало, и Аринка проворно вскарабкалась на высокую торфяную бровку. На бровках было сухо, росли высокие деревья, тогда как в низинах, где стояла вода, все заполонил густой кустарник. Среди кустов петляли тропинки, то появляясь, то исчезая и часто вовсе теряясь в болотине. Дедушка сказал, что это старые звериные тропы, которыми лесные жители ходили по своим делам.
– Деда, а сейчас в нашем лесу звери есть? – спросила Аринка.
– Встречаются, – ответил дедушка, – иначе откуда бы взяться этим тропам? В лесу ведь быстро все зарастает, Ариша.
– И волки встречаются? – уточнила девочка. – Я боюсь волков, они страшные!
– Волков не видел, – признался дедушка, – а вот зайцы попадались, только не здесь, а дальше.
– А какой в нашем лесу самый большой зверь? – продолжала допытываться Аринка. – Медведь?
– Нет, медведи у нас не водятся, – ответил дедушка, – а вот лоси есть. Но они стараются не подходить слишком близко к жилым домам.
– Почему? – удивилась Аринка. – Я хочу посмотреть на лося! Я бы его хлебушком покормила!
– То ты, – дедушка ласково потрепал внучку по голове, – а то другие люди. Не всем бы понравилось, если бы к ним на дачный участок пришел настоящий лось.
– Я бы хотела посмотреть на настоящего живого лося, – упрямо повторила девочка.
Она вздохнула, но про себя подумала, что раз в лесу есть тропинки, значит и лоси должны быть где-то совсем близко, только они прячутся, и поэтому их не видно. Живых лосей она ни разу не видела, только на картинках. Они представлялись ей кем-то вроде лесных лошадей, поэтому лосей Аринка не боялась. Наоборот, ей очень хотелось посмотреть на настоящего живого лося и, может быть, даже покормить его с руки, как она кормила лошадей на городской конюшне, куда иногда приходила с родителями.
Они двинулись дальше вглубь леса. Корзинка у Аринки уже изрядно потяжелела, постепенно наполняясь ароматными горькушками и крепенькими дуплянками, которые были хороши для засолки. Там, где мох становился гуще, под ногами хлюпало все чаще, а бровки постепенно сходили на нет, росли бурые моховики и тонконогие козлята. Девочка знала, что раньше на всей территории, которую теперь занимал дачный поселок, было болото, и чем дальше от жилых домов, тем непролазнее оно становилось, постепенно переходя в опасную топь.
Аринка до сих пор хорошо помнила свою первую встречу с болотной топью.  В тот день они с дедушкой бродили по лесу с самого утра и ушли намного дальше от дома, чем обычно. Деревья расступились перед ней неожиданно. После лесного сумрака, солнечный свет, заливающий ровную поляну, покрытую зеленой травой, показался девочке особенно ярким. Забыв об усталости, девочка радостно бросилась вперед, предвкушая, как упадет в эту великолепную сочную траву, которая так и манила к себе.
– Ариша! Стоять! – резкий окрик дедушки заставил ее замереть на самой границе поляны и удивленно оглянуться.
Быстрыми шагами дедушка пересек расстояние, отделявшее его от внучки, и положил руку ей на плечо.
– Ариша, это топь, – объяснил он. – Неприятное и опасное место!
– Дедушка, но там травка! И полянка такая красивая! – удивилась девочка. – Я только хочу полежать на травке! Я устала!
– От таких полянок лучше держаться подальше, – строго сказал дедушка. – Еще раз повторяю, они опасны!
– Там… там змеи? Да, дедушка?! – округлила глаза Аринка.
¬– Очень может быть, – не стал спорить дедушка, – но дело не в этом. Если неосторожно ступить на эту травку, которая так тебя привлекла, то она провалится под тобой, и ты окажешься в болоте, из которого невозможно выбраться.
Длинной толстой палкой, на которую опирался при ходьбе по лесу, он ткнул в заросли зеленой травы. Глухо хлюпнуло, и казавшаяся твердой и надежной земля заходила ходуном. Приглядевшись внимательнее, Аринка заметила, что кое-где среди травы поблескивает вода. Девочка вздрогнула, запоздало испугавшись, но дедушка успокаивающе прижал внучку к себе.
– Болота - они не злые, Аринка, – сказал он. – Посмотри, какая кругом красота! Просто в лесу надо быть очень осторожной, особенно на болотах.
Вспомнив сказанные дедушкой слова, девочка остановилась и подняла голову вверх. Деревья здесь росли не слишком густо, и сквозь кроны пробивались яркие солнечные лучи, от чего казалось, что они окутаны тонкими золотыми нитями. Аринка поискала глазами дедушку, который ушел вперед по соседней бровке, и весело крикнула:
– Ау! – наклонив голову, она с интересом прислушалась, как заиграло, заходило между стволами легкое эхо.
– Ау! – отозвался издалека дедушка. – Ариша, не теряйся!
Девочка поспешила вперед, но уже через несколько шагов почувствовала едва уловимый сладковатый аромат, который с каждым шагом становился все резче. Арина помнила этот странный запах по прошлым прогулкам в лесу, но все забывала спросить, что это такое.
Догнав дедушку, она перебралась к нему на бровку и сказала:
– Деда, что это так пахнет?
– Это багульник пахнет, – ответил дедушка, – пойдем-ка побыстрее выберемся из этих зарослей, а то голова заболит.
– Почему? – удивилась девочка. – Мне нравится, как он пахнет!
– От запаха багульника может разболеться голова, – дедушка зашагал вперед, – это растение полезное, но ядовитое.
– Как это полезное, но ядовитое? – не унималась Аринка. – Разве такое бывает?
– Конечно, – улыбнулся дедушка, – очень многие лекарства тоже ядовиты, но при этом они лечат разные болезни, если их принимать правильно. Так и багульник.
– И таблетки, которые мне дает бабушка, когда у меня болит живот, тоже ядовитые? – удивилась Аринка.
– И таблетки, которые тебе дает бабушка, тоже ядовитые, – серьезно подтвердил  дедушка, – поэтому тебе уже неоднократно было сказано, чтобы ты не ела таблетки просто так, а если случайно что-то проглотишь, сразу же сказала!
– Ааа, – девочка задумалась, – а у меня голова не болит! Совсем ни капельки!
– Это потому что ты еще молодая, – снова улыбнулся дедушка, – пусть она у тебя подольше не болит.
Они двинулись дальше, и заросли багульника остались позади. Аринка перебиралась с бровки на бровку, заглядывая под кусты и корни деревьев в поисках грибов. Заприметив что-то интересное, девочка, забыв обо всем, присела на корточки и свесилась вниз, держась одной рукой за ветку куста.
– Ариша, не упади в воду, – предупредил дедушка.
– Не упаду, – пообещала девочка, наклоняясь еще ниже.
Из-под круто обрывающегося края торфяной бровки виднелась шляпка гриба. Аринке пришлось опустить руку в воду, чтобы добраться до своей находки. Это оказался белоголовик. Именно так называл дедушка крепенькие подберезовики с белой шляпкой, которые росли на болоте. Подберезовики были у него любимыми грибами, особенно ценились белоголовики и черноголовики, потому что отличались плотной мякотью и редко бывали червивыми. Аринка и сама уже знала, что собирать эти грибы одно удовольствие.
Ей, наконец, удалось вывернуть ножку найденного белоголовика из-под торфяного навеса, нависшего над темной водой. Гриб был причудливо изогнут. Видимо в силу того, что грибница росла с внутренней стороны торфяного пласта, он поначалу тянулся вниз, а не вверх. Но потом природа взяла свое, и теперь девочка держала в руках крепкий и ароматный белоголовик с ножкой, которая словно сложилась пополам. Поискав по соседству, Аринка нашла еще с пяток таких же причудливо изогнутых грибов.
Живую тишину леса потревожил какой-то отдаленный треск. Аринка подняла голову и замерла. Метрах в тридцати от нее темной громадой маячил лось. Он еще не успел расстаться со своими великолепными рогами, и девочка сразу узнала его, ведь она много раз видела лосей на картинках в книгах. Лось мотнул головой и тоже уставился на Аринку.
– Ариша, не двигайся, – тихий голос дедушки раздался где-то совсем рядом.
Лось еще какое-то время задумчиво смотрел на людей, прядая длинными ушами, а потом развернулся и спокойно потрусил в чащу. Дедушка перевел дыхание и прижал Аринку к себе. Он знал, что лоси редко нападают на человека просто так, но очень уж неожиданной оказалась встреча с лесным великаном. В этих краях лоси обычно не подходили так близко к дачным поселкам.
– Дедушка, это лось был, да? – Аринка нетерпеливо вывернулась из рук дедушки и уставилась на него сияющими от пережитых впечатлений глазами.
– Лось, Ариша, – кивнул дедушка.
– Настоящий? – требовательно уточнила девочка.
– Самый настоящий, – дедушка улыбнулся, – настоящий живой лось. Нам повезло, Ариша. Наверное, это лесной хозяин сделал тебе подарок!
– А лесного хозяина можно увидеть? – спросила Аринка.
– Может, когда-нибудь и увидишь, – снова улыбнулся дедушка. – Кто тебя знает, если к тебе даже лоси выходят, стоит только захотеть, – он посмотрел на часы и добавил: – Пора возвращаться домой!
Прикрыв полные доверху грибные корзинки разлапистыми листьями сабельника,  они двинулись в обратный путь. Глаза у Аринки начали слипаться от приятной усталости, накопившейся за этот переполненный впечатлениями день. Но прежде, чем покинуть лес, она обернулась и украдкой поклонилась лесному хозяину, шепотом поблагодарив его за удивительную встречу.


Рецензии