Глава 4. 3. ЧерноморНИИпроект

Летом 1986 года начинается новая глава моей жизни – ЧерноморНИИпроект, или ЧНИИП для краткости. Мне 40 лет, я уже состоялась как инженер, но здесь – все новое: другая специфика работ, другой уровень. Да и переход мой пришелся не на самый легкий период моей жизни: дочке восемь лет, и как раз в это время она попадает в больницу с холециститом. И первые две недели я буквально разрываюсь между больницей и новой работой.
К счастью, у дочки все обошлось, через какое-то время ее выписали. И на работе я постепенно начала осваиваться.
Людмила Леонидовна Куперман была прекрасным, очень знающим специалистом, и я под ее руководством прошла хорошую школу. Характер, правда, у нее был вполне под стать Мильруду (недаром они дружили!), – но отношения у нас сложились хорошие: мы взаимно уважали друг друга. В коллектив я тоже вошла нормально, хотя вначале и наблюдался некоторый холодок. По-видимому, некоторым казалось, что я хожу в «любимчиках» у Куперман – хотя мне порой доставалось от нее не меньше, чем другим! Со временем, конечно, девочки разобрались, что к чему, и отношения наладились. И в работу я втянулась, хотя было и трудно поначалу – но интересно. Вероятно, видя и оценив мои профессиональные данные и отношение к работе по достоинству, Людмила Леонидовна, уходя на пенсию, предложила мне свою должность – главного специалиста по автоматике (я к тому времени уже успела проработать, наверное, лет  5-8? – не помню). 
Предложение было неожиданным для меня – я тогда только получила ведущего, и между мной и этой должностью была еще должность руководителя группы – которая была занята: у нас тогда были две группы в секторе автоматизации, и, соответственно, два руководителя – Загурская Лариса Болеславовна, в группе которой я работала, и Кавторина Нина Владимировна – руководитель параллельной группы, которые еще были достаточно молоды и вовсе не собирались на пенсию. Скакать «через головы» мне представлялось неэтичным. Да и вообще я не видела себя в роли руководителя: мне было интересно работать, а не руководить, и давать ЦУ я не умела – всегда казалось проще сделать самой, чем объяснять кому-то.
Короче, после некоторого размышления я отказалась. И, честно говоря, никогда об этом не жалела.
Людмила Леонидовна ушла на пенсию. Должность главного специалиста по автоматике не отдали никому, а через какое-то время и совсем убрали из штатного расписания. Ряды наши во время перестройки значительно поредели, но сектор автоматизации остался, и групп в нем поначалу было по-прежнему две. Я стала руководителем одной из них (после ухода на пенсию сначала Загурской, а потом Кавториной) и проработала в этой должности до самого моего увольнения из института в декабре 2008 года.
С течением времени объем работ и по нашей специальности, и в целом по институту значительно сократился. Но бывшие сотрудники, которые по разным причинам и в разное время ушли из ЧНИИПа, как правило, не теряли с нами связи – старались заскочить и в праздники, и в будни. А уж наших пенсионеров мы традиционно приглашали и на дни рождения – как наши, так и их, – и обязательно на Новый год и 8-е Марта. Эти два праздника отмечались всем институтом в актовом зале и проходили всегда весело и интересно.
Институт вообще был богат и людьми, и историей, и традициями. К сожалению, мы не всегда умеем свою историю хранить. Например, одна из наших сотрудниц, которая давно уже на пенсии, – Татьяна Пантелеймоновна Константинова, ветеран ЧНИИПа, – написала к юбилею института свои воспоминания и передала их в профком института. Я помню эту школьную тетрадку, исписанную ее каллиграфическим почерком чертежницы – к счастью, я успела ее прочесть. Она писала и о зарождении института, и о послевоенных годах, называла имена людей, которые здесь работали в разные годы.
И что же? Когда  к 80-летию Татьяны Пантелеймоновны мы обратились в профком, чтобы найти эту тетрадку, обнаружилось… что она пропала! А ведь ее можно было издать хотя бы малым тиражом, для работников института, и подарить каждому сотруднику к очередному юбилею ЧНИИПа, скажем, – думаю, в институте можно было бы найти для этого средства! Впрочем, может быть, она еще найдется… Хорошо бы!
К сожалению, ряды наши редели не только за счет сокращений, увольнений и уходов на пенсию: многих наших сотрудников уже нет в живых. В самом расцвете лет – ей было всего 40! – ушла из жизни Лариса Перова, красавица, певунья, заводила наших «капустников» и самодеятельности – и замечательный, надежный работник – и любящая мать, поднимавшая сына Ванечку без мужа…
Давно нет и Жени Ефреминковой, и Лены Креневой – они тоже ушли молодыми. А недавно (в феврале 2012 года) мы похоронили и Прошина Алексея Павловича, ветерана института, прекрасного специалиста, много лет проработавшего у нас в отделе.

Не хочется заканчивать главу на грустной ноте. И поэтому расскажу, какой замечательный подарок я получила от отдела в день своего 60-летия.
Дело в том, что девочки (мы все уже немолоды, но друг для друга все равно «девочки»), зная о моем «хобби» в последние годы, преподнесли мне в подарок два сборника стихов – мой и дочери. Эти две «самиздатовские», в сущности, но очень любовно оформленные книжки мне, пожалуй, дороже, чем «настоящий» сборник наших с дочерью стихов, вышедший в 2007 году в Одессе. И на этих страницах я хочу еще раз сказать спасибо и «автору идеи» – Оленьке Шарой, нашему «генератору веселых идей», – и всем исполнителям  обоих «эксклюзивных изданий» в одном экземпляре.

К сожалению, с наступлением финансового кризиса мне пришлось уйти из  института, в котором я проработала более 20 лет. И с декабря 2008 года я работаю в редакции газеты «Одесский вестник» в скромной должности корректора.
Но я не собираюсь дополнять книгу рассказом о своей нынешней работе: ведь воспоминания и пишутся о днях минувших, а не сегодняшних. И, отдавая дань этим минувшим дням,  перехожу к следующей главе.


Рецензии