1963г. Дружный 9-й А

9-й «а» класс оказался необыкновенно дружным. Первый организованный выезд класса на природу состоялся, кажется, в сентябре, когда ещё не лили дожди, было сухо и солнце прогревало воздух достаточно хорошо. Было решено поехать за город в «Красные пещеры», ещё их называли по-татарски «Кызыл каба». В классе, кроме меня, было ещё немало «новеньких» и эта поездка стала хорошим залогом будущих дружеских отношений.

Меня удивило, что не было кого-то главного, например учителей, кто бы руководил нашей поездкой. Всё было достаточно стихийно, но дружно. Мы выехали за город на троллейбусе, потом шли пешком несколько километров. Когда проходили через село, я поразился, что побеленные с голубыми ставеньками  хатки в нём напоминают те «лубочные» хатёнки из фильмов по Гоголю.
  Но в них жили обычные люди, обычной жизнью.
 
Потом началась гора, и к одиннадцати дня мы подошли ко входу в пещеры. Здесь было два входа метрах в пяти друг от друга.  Из правой дырки тянуло таким ледяным холодом, что в нашей одежде туда нечего было соваться. А в левом был нормальный воздух. Не все хотели идти в пещеру. Девчонки заявили, что там им делать нечего. Поэтому они будут готовить обед.

Валерка Темненко сказал, что он приехал жарить шашлык и не полезет в пещеру. Мне приятней было общество девчонок, поэтому я сказал, что фотоаппаратом в пещере не поснимаешь, поэтому я остаюсь здесь. Я снял несколько кадров подготовки лагеря. Но когда ребята пошли в пещеру, мне захотелось посмотреть, что там внутри и я пошёл за ними. Метров 100 я шёл уверенно, но когда выходное отверстие перестало светиться, мне расхотелось идти дальше. Я  попрощался с ребятами и вернулся.
 
Обед и шашлык были готовы к часу дня. Мы выпили, кто вина, кто водки, закусили. Пели песни под гитару и чувствовали себя настоящими туристами. Природа вокруг была необыкновенная, и я понимал, что правильно сделал, что остался.
 
 В три часа дня мы готовы были уже возвращаться, но ребята ещё не вышли из пещеры. Мы прождали их ещё час и начали спускаться с горы. В пять вечера мы были на конечной остановке и прождали их до шести, потом поехали домой. Только в городе мы перезвонились и узнали, что они вышли в два часа дня через нижний выход и в три уже уехали домой. Но не все. Часть группы, самые отчаянные, заплутали, и вышла из пещеры в девятом часу вечера. Так закончился этот день. Хорошо, что благополучно. 
 
 Практика  в этой школе была на военном предприятии, которое называлось п/я 200.
  За всю учёбу, я только в этой школе испытал, что такое настоящее производственное обучение.
  Нам выдали пропуска – картонки. И каждый четверг мы приходили на завод. Работать мы должны были по шесть часов, но у меня с мастером Иваном Александровичем установился регламент работы 4 часа до перерыва. И мы оба были довольны. Я тем, что мне и четырёх часов хватало, чтобы выдохнуться, мастер тем, что я мешал ему зарабатывать деньги только пол смены.

Учился я, как и все остальные, на токаря, только один на строгальщика и один на фрезеровщика. Работа на заводе была отдыхом от учёбы, и четверг получался вторым выходным, особенно, если в среду мастер был во вторую смену, и нам удавалось поработать после школы вместо четверга. Тогда четверг был совершенно свободным.
 
Работать токарем мне нравилось, но я не был сильно старательным, понимая, что я не этим буду зарабатывать деньги на жизнь. Мне мешали различные другие интересы и я, случалось, не ходил на практику.  После окончания учёбы в 9-м классе все ребята получили разряды. Я сдал на второй разряд, но из-за того, что я пропускал занятия, бригадир присвоил мне первый разряд. Я обиделся и не пошёл получать удостоверение.


Рецензии