Роль информации в обществе

В современном мире при широком развитии средств массовой информации: газет, журналов, телевидения и электронных ресурсов - растет количество разнообразной информации, которую воспринимает человек. В этих условиях не каждый человек оказывается способным объективно оценить ситуацию и проконтролировать свои эмоции. В результате возникают конфликты, усиливается непонимание, отчуждение между людьми. Очень часто это проявляется в неуважительном отношении к окружающим, развязном поведении, неуважении к чужому мнению, употреблению алкоголя, наркотиков, курению. Последнее в свою очередь приводит к расшатыванию психики человека, повышению его эмоциональной и психической неуравновешенности.
По данным исследований только 15-25 % людей способны критически усваивать информацию, остальные обладают повышенной внушаемостью, в связи с чем возникает опасность для психического здоровья людей, повышается уровень стрессовых ситуаций. Особенно сильно это проявляется в связи с ростом количества «желтой» прессы, фильмов и компьютерных игр со сценами насилия и жестокости. Люди, не способные критически усваивать информацию и обладающие повышенной внушаемостью, более подвержены влиянию такой информации. При этом опасны такие явления как «виртуализм» - уход от реальных жизненных впечатлений и «авитализм» - потеря глубинных жизнесберегающих установок личности, психологических барьеров. Это проявляется в виде интереса к «развлекательным» убийствам, жестокости. Большую опасность представляют люди, подверженные внушению и склонные к необдуманным поступкам. Помимо этого значительную опасность в современном мире представляет возможность свободного ношения оружия, которое может оказаться в руках неуравновешенных и психически нездоровых людей.
Широкое развитие информационных технологий помимо положительного эффекта имеет и отрицательные стороны. Одной из них является угроза социальной изоляции человека в обществе, которая возникает в результате резкого сокращения личных контактов с коллегами по работе, уменьшения его общительности. Эта угроза реальна и может представлять опасность для психического здоровья людей, вызывать у них стрессовые явления.
Под воздействием разнообразной информации складываются молодежные течения и группировки, а также так называемые «рассеянные толпы», которые управляемы и потенциально опасны. Такие люди не способны критически оценивать ситуацию, могут быть агрессивны.
Опасны также пропагандируемые и подчас навязываемые окружением штампы: «быть как все», «стараться казаться взрослее», которые не всегда учат хорошему. Именно поэтому для каждого человека, как для личности, важно учиться критически воспринимать и оценивать окружающую его информацию. Важно учить этому детей с раннего детства, учить отстаивать свою точку зрения и не бояться быть не как все, особенно если окружающие ребенка люди склонны к вредным привычкам и пытаются и/или негативно воздействуют на других.


Рецензии