Цейское ущелье

Арендаренко Петр

Есть на Кавказе дорога под названием Транскавказская автомобильная магистраль или коротко - Транскам. Проходит она по ущелью и начинается туннелем соединяющим Северную и Южную Осетии. Снег в горах выпадает рано и лежит многометровым слоем до лета, что способствует сходу многочисленных и мощных лавин. Борьбу со снегом ведут лавинщики Высокогорного геофизического института из Нальчика. Их зенитные орудия стоят на протяжении всей Транскам. Так называемые лавинные желоба иногда имеют извилистую форму, что затрудняет прицельный обстрел начала лавинного очага.
Решили провести работы с использованием вертолётной техники по воздействию на лавины авиационных ракет. Собрались, посовещались, организовали экспедицию и вылетели в Нальчик двумя вертолётами, МИ-8 и МИ-24. Первым делом организовали облет района полетов на МИ-8. На борту были руководство ВГИ, кинооператоры, корреспонденты и другие лица, имеющие отношение к экспедиции. Чем дальше по ущелью пролетал вертолет, тем больше и величественнее разворачивалась панорама горных хребтов и ущелий. Поражало большое скопление снега, особенно на вершинах хребтов и в желобах. На вершинах от воздействия сильного ветра образовались козырьки снега готовые в любой момент рухнуть вниз. В некоторых местах накануне сошли лавины и образовали в ущелье высокие дамбы, перегородив реку и завалив дорогу стволами поваленных деревьев и массой земли и валунов. Картина представилась перед всеми пассажирами и экипажем вертолёта предельно ясно.
Спускаясь вниз по ущелью, мы подлетели к Бурону, небольшому поселку, где слева начинался вход в Цейское ущелье. Решили посмотреть обстановку там. Развернулись влево. Высота полета была на уровне хребтов Цея. При входе в ущелье вертолёт неожиданно начало трясти, скорость упала менее 100 км., вертолет стал неуправляем, рулей аппарат почти не слушал и только влево – вправо мог медленно отворачивать, нас понесло на скалы. В это время командир Киселёв Анатолий вёл беседу с одним из кинооператоров о том, как лучше снять тот или другой пейзаж развернувшейся перед нами картины, а я в этот момент пилотировал, стремясь остановить падение аппарата с экипажем и всей экспедиционной группой.
Посмотрев с Толей друг на друга мы поняли, ситуация вышла из под контроля.
- Держи направление на речку, - отрывисто сказал Анатолий.
Я пытался направить вертолет на речку. Мне показалось, что мы падаем уже целую вечность. В это время кинооператоры продолжали снимать, корреспонденты обсуждали живописные скалы Цейского ущелья.  На лицах всех пассажиров был только восторг. Но вдруг на высоте примерно 50 м. над громадными валунами бурной реки падение резко прекратилось и вертолёт рванул вверх. Кажется, мы с Анатолием только сейчас задышали. Впереди начались постройки поселка, уже была видна канатная дорога к леднику «Сказка». Но мы с Толей почему-то мы заспешили на аэродром Нальчика, сказав пассажирам, что пора возвращаться. Наверное, мы уже насытились впечатлениями красочных панорам Цейского ущелья и Транскама.


Рецензии