Праздник ценен содержанием

15 лет назад в 1996 году День Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября —поменял название на День согласия и примирения. В 2005 году дата 7 ноября, как государственный праздник, упразднена, а 4 ноября стал другим государственным праздником, Днём народного единства. В церковный календарь день 4 ноября вошёл как празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления России и Москвы от польской интервенции в 1612 году, а праздник с названием День народного единства был учреждён в 1649 году указом царя Алексея  Романова. По этому указу церковный праздник приобретал статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства 4 ноября не новый, а возрождённый  старый государственный праздник. Такова вкратце его история.

Знаменательно по этому поводу высказывание бывшего тогда патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве, всё же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нём людей». Он также призвал россиян  превратить 4 ноября в День добрых дел и заботы о людях.
У живущего ныне поколения ещё памятна реакция населения на введение нового праздника, разночтения в его трактовке.

В этом году в седьмой раз отмечается 4 ноября как День народного единства. Чаша весов предпочтений людей в районе всё-таки качнулась в его сторону. Однако остаются  многие, не определившие своего отношения к празднику, есть приверженные памятной дате 7 ноября, как Дню Октябрьской революции, есть колеблющиеся, противники и просто безразличные.

Разумеется, право иметь своё мнение и восприятие даты и названия праздника никто не отнимает и насильно не навязывает другого, но высказывания, полярные по смыслу, недопонимание и потому некоторое пренебрежительное отношение к нему имеет место.

Редакция районной газеты предложила разным категориям граждан района сказать об отношении к празднику 4 ноября как Дню народного единства.  Ответы были самыми разными.
Глава Каменно-Балковского сельского поселения Л.Н. Вакульчик  считает, что уровень единения людей сейчас во многом зависит от складывавшихся десятилетиями местных условий жизни. К примеру, наиболее наглядно это заметно по обстановке в компактных хуторах Красное Знамя, Малая Каменка, Грекове, которая сформировалась под влиянием переселенческих настроений казаков, отличавшихся высочайшим трудолюбием. Этот стержень многие годы выделял и в целом коллектив колхоза «Орден Ленина» в районе как постоянного лидера сельскохозяйственного производства. Он же определил особенности проведённых реформ, прошедших здесь в отличие от других сельских поселений без экспериментов только в одном направлении — создании крестьянских фермерских хозяйств. Сейчас в равных условиях больших трудностей они практически равны и крепки. Это производственная сторона, но она тесно взаимосвязана с влиянием на людей и в обыденной жизни. В Малой Каменке проживают люди семи национальностей - мирно, дружно и счастливо, староста хутора - казах. Примечательно, что там соседствуют два кладбища, христианское и мусульманское, а хуторяне следят и ухаживают за ними сообща. Радость и беда здесь на всех одна. Общность и взаимоотношения среди населения этих хуторов выгодно их отличает. Может быть, это и есть то, что подразумевает День народного единства.

Ветераны войны вспоминают 7 ноября как День Октябрьской революции, а базовые основы праздника Дня народного единства оценивают как идущие от христианства. Но часть российского общества исповедует другие религии, может быть, поэтому ещё не врастает праздник в мозг, в наше сознание, и он не становится общим, не объединяет людей, как хотелось бы, говорят они. Мало кто знает, что в Российской империи государственная солдатская награда — Георгиевский крест — изготовлялась в двух вариантах: для христиан в форме креста и конным Святым Георгием на нём, а для мусульман в форме орла, поскольку в этой религии крест не является святыней. Когда народ сплотился для борьбы с оккупантами, религиозные предпочтения одной нации не стали чужды вере другой, сражались плечом к плечу. Награждали тех и других за совместные подвиги во имя России. Единство перебороло формальные признаки разности религий. В Великую Отечественную единение народа под общим флагом было всесокрушающим. Сейчас случаи розни на религиозной основе в России есть, и её для утверждения национального единства тоже необходимо преодолевать, развивая добрую волю и тонко подходя к особенностям разной веры людей.

Представители местной интеллигенции считают, что на Руси установление праздника 4 ноября как Дня народного единства было связано, в частности,  и с преодолением периода Величайшей Смуты в государстве. Однако сейчас с возрождением этого же праздника, одной из его основ противоречат факты продолжения смуты в современной России: убийства, разбои, грабежи, насилие, страсть наживы любым способом, процветанием зла, жестокости, ненависти и презрения в худших их проявлениях.  Перемена названия государственного праздника в 2005 году от «согласия и примирения» на «единство» устранила двусмыслицу, подчёркивавшую наличие в обществе негативных явлений, с которыми ни соглашаться, ни мириться нельзя, а «единство» — выражение более общее и обтекаемое. Всё это  настораживает людей, поэтому и отношение  к празднику 4 ноября так длительно сдержанное, хотя сдвиги есть. При понимании, что худо разбродами и шатаниями не переломить, мысль об объединении усилий во имя Отечества сама себе прокладывает путь и формирует единственный вывод, что сила народа - в его единстве. Звучит казённо, поэтому  каждый россиянин волен трактовать его по-своему, но суть остаётся одна: растопыренные пальцы руки и они же, сжатые в кулак — совсем не одно и то же.

В беседах о празднике многие обратили внимание на его слабую идеологическую составляющую, отсутствие массовых мероприятий с привлечением населения, недооценку их значения при организованном общении людей.

Есть у людей мысли и леворадикального толка. Они оценивают День народного единства как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, оправдать баснословный разрыв в доходах и резко отличающийся уровень жизни разных слоёв российского общества. Осознанное  единение на такой базе, по их мнению, не может быть естественным.

Разнятся ответы людей старшего поколения и молодёжи. Если первые, с чем-то не соглашаясь, размышляют и философствуют, то для большинства молодых День 4 ноября отрада —ещё один выходной день, и не более того...

ВЛАДИСЛАВ КИОСЕВ
4 ноября 2011


Рецензии