Периодические законы времени. Хронодинамика 13

Так в истоме предзакатной, света,
по лучам печаль течет,-
так в холодные, забвения тенета,
дух гармония влечет.

Выше, мы постулировали упорядоченный ряд  движений (q, s, v, a, b), связанных друг с другом так, что их можно представить, как последовательными производными (s = q/t, v = s/t, a = v/t, b = a/t), так и последовательными интегралами (q = st, s = vt, v = at, a = bt) от пространства s по времени t.

А также упорядоченный ряд сил (P = ms, I = mv, F = ma, U = mb), которые, так же как и в ряду движений, являются последовательными производными (P = mq/t, I = P/t, F = I/t, U = F/t) или интегралами (mq = Pt, P = It, I = Ft, F = Ut) по времени.  В этом смысле, движения и силы не отличаются друг от друга. Различие между ними, при m = const, только в том, что силы прямо пропорциональны движениям с коэффициентом пропорциональности, равным массе m.

Но, если масса является переменной величиной, то силы этого ряда можно рассматривать как последовательные интегралы от движений по массе m, а движения - как последовательные производные от сил по m. Отсюда следует, что движения можно выразить, как кинематически (через производные по t), так и динамически (через производные по m).

Затем мы показали, что из сравнения соответствующих формул: (q = st, P = sm), (s = vt, I = vm), (v = at, F = am), (a = bt, U = bm) следует, что движение отличается от силы тем же, чем время отличается от массы. А значит, можно заключить, что в кинематике движение является аналогом силы, а время является аналогом массы (т.е. об аналогии между кинематикой и динамикой). Следовательно, и отсюда можно сказать, что силы это вид движений, а масса и время являются мерами взаимодействия соответствующих движений.

Это позволило нам определить шесть рядов, представляющих собой последовательность значений всех возможных обобщенных производных, которые можно получить из триады параметров <s, t, m>. Откуда, так как каждая такая производная является движением, появляется возможность дальнейшего обобщения понятия движений и их постулатов. Так, например, рассматриваемое нами ранее обобщенное движение g (получаемое обобщением  s = g), становится теперь само одним из частных случаев еще более обобщенного движения. Поэтому движение g  можно назвать механодвижением.

Отсюда, в соответствии с принципом обобщения s = g, можно обобщить: ряд <…, s(tt), st, s, s/t, s/(tt), …> как ряд <…, g(tt), gt, g, g/t, g/(tt), …>; ряд <…, m(ss), ms, m, m/s, m/(ss), …> как ряд <…, m(gg), mg, m, m/g, m/(gg), …>; ряд <…, t(ss), ts, t, t/s, t/(ss), …> как ряд <…, t(gg), tg, t, t/g, t/(gg), …>; ряд <…, s(mm), sm, s, s/m, s/(mm), …> как ряд <…, g(mm), gm, s, g/m, g/(mm), …>; ряд <…, s(mm), sm, s, s/m, s/(mm), …> как ряд <…, g(mm), gm, g, g/m, g/(mm), …>.

Очевидно, что точно также, исходя из того, что t является частным случаем хронодвижений, можно ввести обобщенное хронодвижение  h (получаемое по принципу обобщения t = h), и, соответственно, обобщить: ряд <…, t(ss), ts, t, t/s, t/(ss), …> как ряд <…, h(ss), hs, h, h/s, h/(ss), …>; ряд <…, t(mm), tm, t, t/m, t/(mm), …> как ряд <…, h(mm), hm, h, h/m, h/(mm), …>.

И точно также, исходя из того, что m является частным случаем форсдвижений можно ввести обобщенное форсдвижение f (получаемое по принципу обобщения m = f), и обобщить соответствующие ряды. Но надо заметить, что здесь, в отличие от предыдущих обобщений, мы делаем более принципиальный шаг, так как приравниваем силу к движению. Это оказывается допустимым, как из сказанного выше, так и из следующих рассуждений.

Действительно, ведь во взаимодействии всегда участвуют, как минимум, два движения, одно из которых и рассматривается как сила. При этом мы, не очень последовательно, в одном случае внутреннее движение обозначали как g1, а внешнее как g2, а в другом случае, по сути почти то же самое, обозначали как f1 и f2, только потому, что следовали Ньютону, который постулатами вида f = mg, ввел понятие силы, в отличие от понятия движения.

Ньютон же, в свою очередь, по-видимому, следовал Галилею, постулаты которого вида g1 = tg2, подобны постулатам Ньютона, что можно легко увидеть из сравнения двух рядов формул: (P = ms, I = mv, F = ma, U = mb) и (q = ts, s = tv, v = ta, a = tb). Однако, в постулатах Галилея, такого различения понятий, как у Ньютона, нет, в них различаются только уровни движений. Что более удобно, так как, действуя по принципу Ньютона, придется для каждого нового уровня взаимодействия вводить и новые ряды постулатов с новыми понятиями.

Поэтому для того, чтобы этого избежать, пойдем путем дальнейшего обобщения наших постулатов, рассматривая их как один постулат, устанавливающий без разделения на силы и движения различные взаимосвязи трех движений. Это позволит объединить постулаты Галилея и Ньютона.

Итак, триаду параметров <s, t, m> мы обобщаем как триаду движений <g, h, f>. Отсюда, очевидно, будет справедливо обобщить определения силы, массы и времени как произведения или отношения пары движений. Таким образом, в алгебру движений мы вводим операции умножения и отношения. Следовательно, теперь мы только условно можем одни из движений называть силами, для того чтобы сохранить преемственность понятий. Точно также условными становятся понятия массы и времени (как частные случаи движений).

В результате, силы можно определить, и как произведение движений (например, s = vt, I = vm), и как отношение движений (например, s = q/t, v = s/t = I/m). Отсюда видно, что, например, пространство (s) можно считать, как силой, так и движением. Это объясняется тем, что конечным результатом действия любой силы в механодинамике является изменение пространственного положения тела. Заметим также, что подобие сил и движений следует и из закона сохранения взаимодействия (в виде f1g2 = f2g1 или в виде mg1 = tf2).

Кроме того, заметим, что из относительности сил и движений следует относительность причин и следствий, что соответствует принципам диалектики. В этом смысле, будущее является такой же причиной настоящего, как и прошлое. Что подтверждает правильность постулирования нами трех взаимосвязанных движений как основы динамики.


Рецензии