Юсупка

Он родился в верховьях большой полноводной реки с красивым и звучным названием Амударья. Родился из маленькой икринки, цепко прикрепившейся к длинному тёмно-зелёному стволу прибрежного камыша, увенчанного коричневой, похожей на бархат, продолговатой шишкой. Здесь, на отмели, было  относительно тихо.
Струи свежей прохладной воды нежно ласкали только что родившегося малыша.
Братья и сёстры, родившиеся раньше, уже приметили несмышлёныша и окружили его весёлой стайкой. «Скорей! Скорей! —торопили они.— Расти быстрей: ведь скоро в дорогу к большому синему морю!» Усачонок неуклюже барахтался рядом с ними и не мог понять, что к чему, от нахлынувшей на него обильной информации из окружающего  мира.
И только мудрый старый сом, вышедший из-под своей большой разлапистой коряги на утренний моцион, очень резонно заметил: «Оставьте в покое малыша. Пусть он оглядится вокруг и хоть чуть-чуть попривыкнет. Вот тогда вы ему всё и объясните». Усачата послушались и оставили младшего брата в покое и, вильнув хвостиками, исчезли за отмелью.
Старый сом, воспользовавшись отсутствием галдящей стайки, решил просветить несмышлёныша. Начав издалека, он стал поучать; «Помни, усачонок, что эта река — твой дом: здесь родились твои дедушка и бабушка, отец и мать, братья и сестры. И несмотря на то,  что они уплывали в синее море, они почти всегда возвращались обратно сюда, чтоб дать жизнь новому потомству. И никто ещё никогда не оставался на чужбине, если с ним не случалась беда. Вот и ты уплывёшь скоро вместе со всеми, но, я уверен, через какое-то время возвратишься сюда   опять. Помни, малыш, тебя ожидают большие трудности. Много опасностей подстерегает тебя в пути. Бойся хищников рыб и людей, которые могут поймать тебя в крепкие сети. И если ты будешь осмотрительным, осторожным, то не попадёшься в зубы хищной щуки или в сеть рыбака. Желаю тебе вырасти, окрепнуть и возвратиться сюда, к родным берегам. Счастливого пути!» И старый сом поплыл продолжать свой утренний моцион.
Прошло некоторое время, прежде чем усачонок вместе со своими братьями и сёстрами поплыл в низовья Амударьи, к седому Аралу. А до этого он нежился на мелководье под ласковыми лучами тёплого солнышка, питаясь немудрёной пищей, которую ему удавалось добывать, резвился со своими сверстниками, прятался от хищников, которых научился узнавать. Наконец, настал день, когда усачонок попрощался со своей родной отмелью и поплыл к синему морю.
«Оказывается, какая большая река, где я родился,—думал усачонок, — какая красивая! Как много в ней воды и как прекрасны её берега!» Все восхищало его. Но несмотря ни на что, в пути ему грозило много опасностей, которые, однако, он сумел преодолеть, и в один из ярких солнечных дней выплыл к синему морю. Как он был поражён: в море было в тысячи раз больше воды, нежели в его родной реке. И была она изумрудно-зелёная, с белыми гребнями волн, которые подхватили усачонка и понесли в необъятную даль. Страшно стало усачонку, когда он не увидел берега: кругом расстилалась водная гладь, и лишь лазурное небо, как большая глубокая чаша, покрывала ее до горизонта. Усачонок повернул обратно, и, неловко сработав хвостиком, глотнул каплю морской воды: вода оказалась горько-солёной, но удивительно вкусной! И все же усачонок, быстро перебирая своими маленькими плавниками, поплыл к берегу. На берегу, возле самой воды, куда он приплыл, стоял небольшой камышитовый домик, в котором жил старый рыбак. Но рыбак был стар и уже больше не выходил на своей лодке в море ловить рыбу. Теперь он часто сидел на прибрежном песке, грея под жарким солнцем свои старые больные кости. Вот и сейчас он сидел у самой воды, с куском лепёшки в руке. Возле него стоял белый фарфоровый чайник и расписная пиала. Старик пил чай и задумчиво глядел вдаль, где, сверкая серебряными бликами, жило большое Аральское море. Усачонок впервые так близко увидел человека. Он не испугался почему-то и подплыл очень близко к берегу. Старый рыбак тут же заметил его, морщинистое лицо озарилось доброй улыбкой и он подумал: «Многие забыли меня. Никому я теперь не нужен. А вот рыбы не забывают: со многими из них я был дружен, особенно с такими несмышлёнышами, попадавшими в сети, которых я очень жалел и отпускал в синее море, чтоб росли они и набирали силу. Он отщипнул от края лепешки небольшой кусочек, раскрошил его негнущимися пальцами и бросил усачонку. Тот понял, что человек предлагает ему дружбу. Сначала несмело подплыл он поближе, потом стал потихоньку ловить хлебные крошки. «Вкусная пища!», подумал усачонок и стал каждый день приплывать к дому старого рыбака. Старик приветливо встречал его появление и говорил: «Опять приплыл, Юсупка, ну, здравствуй!» И выносил ему из дома пригоршню вкусных хлебных крошек.
Так продолжалось почти всё лето. За это время усачонок окреп, побывал далеко в море, познакомился с его миром и с новыми друзьями. Однако больше всего он тяготел к старому рыбаку. Да и старику стало казаться, что он не сможет прожить без усачонка ни дня. «Что-то Юсупка сегодня не приплывал», — говаривал он, всматриваясь в прозрачную зелёную воду. Но тут раздавался тихий всплеск, и рыбак уже улыбался, увидев приплывшего усачонка, и шёл в дом за хлебными крошками.
Наступил август, и усачи начали возвращаться к себе домой, в верховья Амударьи. Вместе с другими готовился к отплытию и усачонок. В последний раз приплыл он к домику старого         рыбака.
Тот уже ждал его. «Прощай, Юсупка! сказал он— Возвращайся и знай, я всегда жду тебя». В ответ благодарный усачонок несколько раз ударил по воде окрепшим красивым   хвостом.
Когда на следующий год усачонок, превратившийся в стройного красавца усачика снова приплыл к тому месту, возле которого стоял домик старого рыбака, то не узнал его: море ушло от него на большое расстояние но старый рыбак, будто почувствовав присутствие друга, уже ковылял к воде по жгучему от знойного солнца песку на своих больных, искривлённых ревматизмом ногах. «Здравствуй, Юсупка!»—сказал он и, как прежде, высыпал в воду сухие крошки хлеба. И, как и раньше, усачонок вновь стал приплывать, к новому, но уже знакомому месту. Однако не всегда заставал он там старого рыбака: ему стало тяжело ходить, по сыпучему, смешанному с солью, песку к морю.
В этот раз усачонок уплыл в верховья родной реки, не попрощавшись со старым рыбаком: тот не успел дойти до берега к нужному часу.
Когда же через несколько месяцев молодой, усачонок. превратившийся в красавца усача, приплыл повидаться со своим другом, то не узнал того места, где они когда-то встречались. Море ушло ещё дальше от берега, и теперь лишь вдалеке, за жаркими сыпучими песками, превратившимися в высокие барханы, можно было разглядеть крышу домика старого рыбака, Она покривилась, и вот-вот готова была упасть...
Никто не подошёл поздороваться с молодым усачом, и он долго плавал и бил по воде хвостом, стараясь вызвать на встречу старого друга, который, как никто, ласково и добро мог бы сказать ему: «Здравствуй, Юсупка!»


(Впервые опубликовано в газете "Вести Каракалпакстана" 25 августа 1993 г.)


Рецензии
Очень мило!
С теплом, я.

Галина Чиореску   24.11.2015 09:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.