Заметки о жизни в США. 4. Среда обитания

Life in America

Часть IV. Среда обитания. Пункт 1. "Свобода". Подпункт 1. Минусы.

"Я увидел Америку такой, какой, наверное, была Римская империя в период, когда она вроде бы переживала расцвет, а фактически уже катилась к закату, сама того не осознавая"
                /В. Познер/

Проходит какое-то время, прежде чем информация, часто отрывочная и противоречивая, начинает складываться в осмысленную картинку. В конце концов, принцип, который я "открыл" для себя лет шесть назад во время своей первой заграничной поездки в Польшу, работает и здесь: "People are so different. People are so same". И, тем не менее, сознание жадно требует фактологической пищи, дабы разъять ее на протоны, нейтроны и электроны; дабы найти: а в чем же все-таки "не такие" эти самые американцы? В чем же они схожи с "нами"? Есть ли эта схожесть вообще? Наверное, эти вопросы рано или поздно начинает задавать себе каждый, оказавшийся в чужой стране. Этим вопросам посвящают статьи и даже целые научные монографии, а кто-то делает юмористические фельетоны... Каждому свое.

Довольно часто в разговорах об Америке упоминается до боли избитый демагогами-спекулянтами термин "свобода". Обсуждается тема "свободы" в Америке очень горячо. Оппоненты в частности, каждый со своей стороны, называют Америку то "самым свободным государством в мире, где каждый может посадить пальму и разгрести на песке место, которое непременно будет под солнцем", то "тоталитарно-милитаристским диктатором в глобальном масштабе, навязывающим свою политику всем и каждому, включая и своих собственных граждан". Возьму на вооружение опыт, который приобрел здесь за первые полтора месяца пребывания, и буду приводить доводы в защиту каждого из этих мнений. Поверьте, эти доводы действительно имеются.

Анализируя социальную среду обитания, в которой успешно существует американское общество, нельзя не поразиться удивительно ловкому сочетанию здесь слаженности в работе макроэкономических показателей и преступного головотяпства на местах, в локальном масштабе. Поистине, принцип "что наверху, то и внизу" здесь неприменим, или работает весьма своеобразно.

Вдумайтесь. Америка, будучи одной из самых экономически-развитых стран, обладая колоссальным военным бюджетом, и имиджем, пожалуй, самой "престижной" и "желанной" страны для проживания здесь математического большинства населения нашей планеты, тем не менее, на 80% своей территории выращивает буйные заросли умопомрачительной бюрократии, и старательно "причесывает" граждан одной гребенкой, превращая население в визуально-красивую мега-грядку «квадратных помидоров» в строгом соответствии с царящими в каждом штате законами. Америка – это игрок в покер, который всегда блефует и удваивает ставки, даже если в его руках полное недоразумение вместо карт. Неудивительно, что такая система породила финансовый кризис. Гораздо удивительнее было бы, если бы этого не произошло!

Практически все функции человеческого сознания здесь сведены к одной, магистральной – функции потребления. Да, здесь в глобальном масштабе отсутствует производственная составляющая. На мой взгляд, косвенным доказательством этого факта является и достаточно скромные РЕАЛЬНЫЕ показатели Америки в области научно-технического прогресса. Почти все, что Америка имеет внутри своих границ, она либо покупает, либо привлекает иными материальными средствами, не заботясь о производстве. С одной стороны, это может показаться даже логичным – каждый пользуется тем набором преимуществ, которым обладает, но давайте рассмотрим те "но", которые напрямую вытекают из этой парадигмы.

Итак, первое и основное. Американцы свято верят в то, что в окружающем их мире все и вся продается и покупается. Будьте уверены, – в сознании большинства хорошо-пропитанных американизмом граждан укоренилась мысль, что от рака они умрут не потому, что он неизлечим, а потому что у них не будет 100.000 долларов на операцию. То, что в процессе этой операции у них, вполне возможно, придется вырезать 10—20% организма, их особо не беспокоит. Они считают, что в эти 10—20% не входит их кошелек, а значит, ничего ценного в них нет. Бред? Как бы ни так. Лишний вес, нарушенный обмен веществ, мешки под глазами, одышка и тотальная лень, как следствие и причина всего вышеперечисленного, докажет вам, что среднестатистическому американцу глубоко наплевать на все, что с ним связано, за исключением полного порядка на банковском счете. Такая точка зрения активно поддерживается на самом высшем, государственном уровне, и чиновничья лестница с самого верха поощряет бодрые движения денежных потоков во все стороны.

Если подумать, то получается, Америке вообще не выгодно иметь здоровое население! Ведь тогда рухнет святая святых штатовского бюджета – министерство здравоохранения. Да, вот уж притча "во языцех"! Медицина в США загадочна в своей противоречивости. То ей поют дифирамбы официальные СМИ и эксперты, то отчаянно обвиняют в смерти своих друзей и близких простые люди, не знакомые, видимо, с официальной точкой зрения. Не буду категорично занимать ничью из сторон, коль скоро ни сейчас, ни в ближайшем будущем не планирую пользоваться услугами местной медицины, несмотря на то, что как и все проживающие здесь иностранцы владею стандартной страховкой в "добровольно-принудительном порядке".

С другой стороны, общество идеальных потребителей должно обладать хорошими финансовыми возможностями и очень плохими аналитическими, иначе манипуляция сознанием такого рода общества будет затруднена, а это дополнительные расходы, которых здесь естественно не ищет ни одна крупная корпорация. Приведу один из многочисленных примеров брендинга в США, наглядно демонстрирующего вышеописанную закономерность.

Возможно, многим из вас известно, что в Америке широко распространены продукты с ГМО, которые разрешены в законодательном порядке. Но мало кто знает, что американцы на самом деле ПЕРЕЖИВАЮТ из-за этого факта! И как хитрые конкуренты, воспользовались "плохим" имиджем ГМО, чтобы поставить свою продукцию на противоположную полку в маркетинговой игре в монополию. Они назвали свою концепцию  "organic". Романтично, не правда ли? Идея была восторженно встречена жаждущими ее последователями, и поэтому количество продукции с меткой "organic" сейчас ошеломительно велико! Да, основная идея PR-экспертов валеологического фронта понятна и примерно соответствует нашей: "Это-то уж точно без всякой дряни, без всякой химии (надо понимать неорганической)". Конечно, можно было бы поинтересоваться у товарищей идеологов, что они собирались делать с железом, кальцием, калием, натрием, цинком, магнием и другими жизненно-необходимыми элементами, когда придумывали свою organic'ескую концепцию, а также знакомы ли они с тем, какой страшной силы яды можно изготовить на основе органической химии? Но не будем такими дотошными критиками! В конце концов, любая идея натянута сама на себя, иначе не получится того возвышенного пафоса, который сопровождает каждое начинание с большим коммерческим замахом. Всё и все понимаем. И я всё понимаю, в первую очередь. Господа, но носки?!?! Причем здесь "organic"??!?

Итак, на полках магазина начинают попадаться самые обычные вещи, мягкие и твердые, живые и не очень, с разляпистым лозунгом "organic". И забыли все уже, что он означал. А может и не знали с самого начала? Главное, что теперь потребительский спрос на товар на 20% выше, в том случае, если на нем красуется эта надпись. И ведь это самое главное, не так ли? Итак, перед нами вполне типичный пример инволюции в экономической константе прибыли. Стремясь что-то улучшить, контролирующий механизм прекрасно понимает, что улучшать придется только оболочку, так как начинку улучшать будет однозначно нерентабельно. 

Идем дальше. Государственное управление. Здесь оно представляет большой интерес для антрополога, желающего всерьез исследовать такое явление как "homo americani". Даже поверхностного взгляда на законодательную систему США достаточно, чтобы прийти к заключению, что она очень запутана и при этом немилосердно жестока. Законы тут и впрямь драконовские, причем направлены не как в России на ужесточение мер воздействия применительно к организациям и юр.лицам. Здесь кара небесная ждет именно лица физические, причем достанется им не по-детски за очень многое, если они, не приведи Господь, преступят рамки закона.

Казалось бы, в демократическом управлении законодательно должно содержаться много свобод, прав для своих граждан. И они есть, поверьте. Однако многочисленные законодательные акты ограничивают эти свободы, сводя на нет право выбора, превращая его в иллюзию, не давая большинству людей возможности воспользоваться своими правами. В итоге, получается, что вы действительно можете отказаться во время остановки вашего автомобиля полицией от прохождения на месте медицинского освидетельствования, чем, конечно, добавите в имидж конституционности струю вдохновенной "свободы". Но вас, скорее всего, арестуют, заберут права и оштрафуют на 1000 долларов, а также запишут, где следует, чтобы, когда вы решите пощекотать судьбу во второй раз, и опять откажетесь, содрать с вас вдвое больше, а водительские права уничтожить. Что ж, получается такова цена свободы?

А что же плюсы? Откуда взялся положительный облик всемирно известной свободы "по-американски". Скажу сразу: плюсы есть. Но о них отдельный рассказ.

Продолжение: http://proza.ru/2012/03/15/2004


Рецензии
Олег, так дождемся ли мы когда-нибудь продолжения? Или ты совсем забыл о своем обещании продолжить серию этих очерков?

Ольга Безуглова   04.01.2013 00:55     Заявить о нарушении
Мамуль, когда-нибудь - обязательно :))

Олег Безуглов   16.02.2013 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.