ШФ. Роберт Асприн в Мире воров

               
     Благодаря деятельности фан-сайта Асприна, посвященного, прежде всего, его серии МИФ, я могу значительно сократить обзор. На этом сайте вы найдёте и книги для скачивания и аудиоверсии книг Асприна (бесплатно). Там же получите дополнительную информацию об авторе.

   Мне остаётся самое благодарное — а именно, анализ серии «Мир воров». (Отмечу, что половину серии МИФ — последние приключения Асприн писал с женой Линн Эбби, я же уловила лишь кризис автора в конце той части, где он писал один.  Кроме этой юмористической серии нашему читателю известна книга «Война жуков и ящериц» - юмористически поданное исследование результатов военизированного развития общества).
     Роберт Линн Асприн родился 28 июня 1946 года в штате Мичиган. Окончил Мичиганский университет и 20 лет проработал в бухгалтерии фирмы Xerox. Служил в армии во Вьетнаме.  Вероятно, вы заметили некоторое физическое сходство Асприна с Дэйвом Дунканом. Сходна и их реакция на воинскую службу — помесь уважения с иронией. Роберт Асприн написал весьма много, причём начал с фантастики, основной упор сделал на юмористическую фэнтези, и в качестве апогея его мышления можно рассматривать «Мир воров». Умер он 22 мая 2008 года, вписав серьёзную страницу в историю мировой фэнтези.
     Зная ипостась Асприна как инициатора, создателя, автора и редактора поразительного «Мира воров», сложнейшего, виртуозно собранного коллективного труда мастеров фэнтези, можно было ожидать кризис писателя посередине серии МИФ, возрождённой наверняка благодаря Линн Эбби (она же подталкивала Асприна к работе над «Миром воров», что следует из его собственных заметок в предисловиях).
     Из-за привычной и «покупаемой» легковесности безыдейной штампованной фэнтези к её авторам относятся предвзято, ожидая от них лишь пышных фантазий и практически лишая права на размышления. Проект «Мир воров» предоставил авторам возможность писать умно, писать о том, что им интересно, играть с героями, не уставая, что часто бывает в романах одного автора, быть печальными, кровожадными, циничными, меланхоличными и романтичными по выбору... в общем, Клондайк для писателей, чей талант дороже «покупаемой» их продукции. И, за счёт такой раскрепощённости и напора, проект был принят читателями на ура. Анализ гражданского общества авторским коллективом вышел глубоким и местами гротескным, зовущим читателя к размышлениям. И в этом — заслуга координатора и редактора Роберта Асприна.

                *  * 
     Коллективно построен мир несчастного города Санктуария, где, согласно единому сюжету, развиваются судьбы многих героев: принца — губернатора Кадакитиса, его охранников - «церберов», мафиози-работорговца Джабала, жреца богов завоевателей, интригана Молина Факельщика, вора Ганса Шэдоуспана, магических гадалок С`Данзо, столь же магического художника Лало, проклятого мага Инаса Йорла, сказителя Хакима, илсигов и бейситов-рыбаков, сильных враждующих ведьм Ишад и Роксаны, магов Лиги, хозяев пивных и хозяек и девушек домов терпимости, нищих, воров, переписчиков и купцов...
     Город илсигов завоёван Империей Рэнке. Прежние караванные пути сместились и теперь минуют Санктуарий, а потому город теряет значение как перевалочный пункт, нищает и превращается в мир воров. Районы Лабиринт и Низовье собирают нищих, проституток, голодных, преступников и наркоманов, имитируя земной ад.  Относительный «порядок», что поддерживали рэкетиры — бойцы Джабала, рушится с приходом церберов и в неразберихе идёт настоящая война за влияние, в которую вмешиваются собранные из бандитских группировок  Отряды Фронта национального освобождения  Санктуария. Баррикадные бои сменяются бандитизмом и многослойным рэкетом; помойки и ночные переулки полны трупами. Над битвой людей стоят интриги и бои уходящих из Санктуария богов, магические интриги и борьба, появление новых богов. Ещё тяжелее становится жизнь после прихода в гавань Санктуарий флота бейсибцев/бейситов - «рыбоглазых» со ссыльной Императрицей островов во главе. Однако золото бейсибцев медленно выводит город из нищеты, но их неприятие мирит ранканцев и илсигов, стирая грани между ними. Город перемалывает, ломает идеалы, меняет людей, засасывает и влюбляет в себя так же, как некромантка Ишад дарит любовь и — последующую смерть множеству случайных мужчин, а потом всё вызывает и вызывает из Ада несчастного живого мертвеца-цербера Стилчо — только чтобы не убить лишнего мужчину на улицах, обмануть проклятие, заменить реальную жертву на мертвеца... А влюблённый в неё цербер Стратос почему-то остаётся живым, но медленно теряет разум и волю от этой несуразной любви.
     … Все они, ранкане, завоеватели, граждане уже разлагающейся Империи — спесивы, завистливы, мстительны и порочны. Их портрет — это «сливки» церберов - «Священный Союз» парных бисексуалов со смещёнными понятиями любви и чести; это семейство Императора и его приближенные, что бьются за власть ранкан против своего принца.
   «Где-то там», за кадром, Священный Союз и полубог Темпус- маршал бьются с северными магами нисибиси и помогают смене Императора. И эта смена окончательно рушит порядок в Санктуарии, приводит к битвам ведьм и эпидемиям.
     Да, мир построен якобы средневековый. Но ясно, что мрачные его картины создаёт фантазия авторов на основе личного опыта... Поздно дошла до нас эта серия книг. Могла бы уберечь и остеречь... А так — мы узнаём в этом сказочном мире свои крупные города 90-х и позже. Как и многим авторам «Мира воров», нам не верится в натужную сусальность некоторых рассказов последних томов, где спасителями выступают честные волшебники, хитрые купцы и предприниматели; где привлечённые строительством пришлые люди сорят деньгами, но почему-то не пополняют помоек Низовья... Последний том отдан на откуп тем, кто рискнул добавить розовой краски.
     А серия создана для иного: дать авторам включить весь свой, обычно невостребованный, потенциал для описания грязи и страха, нищеты и коварства, безнадёжности, глупости и любви.
     Не все рассказы равны по силе и глубине темы. Некоторые дают лишь приключенческий сюжет — но без них нельзя удержать канву произведения. Надо последовательно читать всё.
     Одна-две темы чужеродны. Тема собаки Тиры не закончена, скорее из драмы превращена в фарс в последней книге. Нужен бы ещё один рассказ...
     А в целом — блистательное произведение для думающих жителей крупных городов — или селян, любящих страшилки. Два вот таких лика...
     Асприн безусловно относится к серьёзным и талантливым авторам фэнтези. Жаль, рано ушёл из жизни.

   
   
                СОСТАВ СЕРИИ «МИР ВОРОВ»

1. «Мир воров»:
            
 Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Цена бизнеса», «История создания Мира    воров»,1979
   Джон Браннер, «Смертные приговоры»,1979;
   Линн Эбби, «Лик хаоса»,1979;
   Пол Андерсон, «Врата летающих ножей»,1979;
   Эндрю Оффут, «Заложник теней»,1979;
   Джо Холдеман, «Братья по крови», 1979;
   Кристина Де Вис, «Миртис», 1979;
   Марион Зиммер Брэдли, «Секрет голубой звезды», 1979.

2. Истории таверны «Распутный единорог»:
   
   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Охранять охранников», «Послесловие»,1980
   Филипп Жозе Фармер, «Пауки пурпурного мага»,1980;
   Дэвид Дрэйк, «Богиня», 1980;
   Линн Эбби, «Плод из Энлибара», 1980;
   А.Е.Ван Фогт, «Сон ясновидящей», 1980;
   Джанет Моррис, «Любимец бога Вашанки», 1980;
   Эндрю Оффут, «Заложник теней», 1980

Эти два тома соединены издательством В Секачёв, ЭКСМО-ПРЕСС в том «Мир воров», 1999г. Рассказы здесь представляют собой полноценные главы единого произведения.

3. «Тени Санктуария»:

   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Подарок на прощание», 1981;
   Вонда Макинтайр, «В поисках Сэтана», 1981;
   Кэролайн Дж.Черри, «Ишад», 1981;
   Эндрю Оффут, «Вивисектор», 1981;
   Дайана Пакссон, «Носорог и единорог», 1981;
   Линн Эбби, «Танец Азиуны», 1981, «Послесловие»;
   Джанет Моррис, «Человек и его бог», 1981.


4. «Сезон штормов»

   Р.Л.Асприн, «Предисловие», «Цена боли», «Интерлюдия»,1982;
   Кэролайн Дж.Черри, «Подветренная сторона», 1982;
   Дайана Пакссон, «Волшебное искусство», 1982;
   Линн Эбби, «Волшебная сталь», 1982;
   Джанет Моррис, «Колдовская погода», 1982;
   Эндрю Оффут, «Крестник», 1982.

Тома 3 и 4 соединены  издательством Секачёв. ЭКСМО-ПРЕСС в книгу  «Тени Санктуария», 1999

5. «Лик Хаоса»
  по изданию ТП Москва, 1996.

   Р.Л.Асприн, «Предисловие», «Искусство альянса», 1983;
   Джанет Моррис, «Высокая луна», 1983;
   Кэролайн Дж.Черри, «Колдунья», 1983;
   Линн Эбби, «Уголки памяти», 1983;
   Дэвид Дрейк, «Давший обет», 1983;
   Дайана Пакссон, «Отражение в зеркале», 1983.

6. «Смертоносная зима»

   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Когда тобою движет дух»,1985;
   Джанет Моррис, «Расплата в аду», 1985;
   Эндрю Оффут, «Дама в вуали», 1985;
   Линн Эбби, «Избранник бога», 1985;
   Ральф Бэйли «Сдержать обещание», 1985;
   Кэролайн Черри, «Армия ночи», 1985;
   Д. Дюэйн, «Внизу, у реки», 1985;
   Дайана Пакссон, «Цвет волшебства», 1985;

7. «Душа города»

   Джанет Моррис, «Игра власти», «Огненный столп»,1986;
   Кэролайн Черри, «Навязчивая мысль», «Смерть на лугу»,1986;
   Линн Эбби, «Дети разных лет», «Оковы малых сил»,1986.

   Обратите внимание! Том состоит из работ трёх женщин. Центр истории — битва ведьм.

Тома 6,7 соединены издательством Секачёв — ЭКСМО-ПРЕСС в книгу «Смертоносная зима» , 1999.

8. «Кровные узы»

   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Нет радости быть гладиатором»,1986
   Дайана Пакссон, «Госпожа пламени», 1986
   Джанет и Крис Моррис, «Санктуарий принадлежит влюблённым», 1986
   Робин Бэйли, «Влюблённые убийцы», 1986
   Кэролайн Черри, «В тишине ночи», 1986
   Д. Дюэйн, «Связанные узами», 1986
   Линн Эбби, «Санктуарийский ноктюрн»,1986
   Эндрю и Джоди Оффут, «Повелитель заклятий», 1986

9. «Новая кровь»
   
   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия»
   Марк К.Перри, «Кейд», 1987
   Джанет Моррис, «Вслед за Риддлером», 1987
   Дэвид Дрэйк, «Наследница», 1987
   Джон Браннер, «Благими намерениями», 1987
   Линн Эбби, «Видеть — значит верить, или любовь слепа», 1987
   Эндрю Оффут, «Возвращение домой», 1987

Тома 8 и 9 соединены издательством В.Секачёв - ЭКСМО-Пресс в книгу "Новая кровь", 1999
   

10. «Беспокойные союзники»

   Р.Л.Асприн «Торговцы рабами»,1988
   Кэролайн Черри «Лучший из друзей», 1988
   Джон Дэклз, «Власть королей», 1988
   «Парадайз инк.» , «Красный цвет — цвет любви»,1988
   К.С.Вильямс, «Вот так влипли», 1988
   Робин Бэйли, «Обещание рая», 1988
   Дайана Пакссон, «Зрение Лало», 1988
   
11. «Воровское небо»

   Р.Л.Асприн, «Интерлюдия», «Начать заново», 1989
   Эндрю Оффут, «Ночное дело», 1989
   Джон ДеКес, «Некомпетентные зрители», 1989
   Д.МакГоэн, «Сбор винограда», 1989
   Дайана Пакссон «Ртутные сны», 1989
   Кэролайн Черри «Ветры судьбы», 1989
   Робин Уэйн Бэйли, «Пламя ока господня», 1989
   Линн Эбби, «Ткачихи», 1989
Тома 10 и 11 соединены издательством  В.Секачёв — ЭКСМО-Пресс в книгу «Воровское небо», 1999.

   
   
   

   
   
   
   


Рецензии