Отпуск в Москве. Глава 11. 15 октября 2011. Ночь

15 октября 2011

Ночь

Но день ещё не был закончен. Вернувшись в город, мы с девчонками поехали кататься по ночной Москве. В эту ночь подруга моя была нашим гидом- экскурсоводом. Пару раз мы сделали стоянки. Вылезли из машины у Сити. Быстро сфотографировались на фоне ночных небоскрёбов и нырнули в тёплое авто. На улице стоял жуткий холод, желания долго прогуливаться не было.
Ночная Москва красива по-особому. Мало машин, свободные дороги. А еще впечатляющая подсветка зданий и просторы. Именно такой и должна быть столица огромной Империи – необъятной, просторной и поражающей воображение своей красотой. Я любовалась архитектурой – наследием СССР и новыми постройками. Почему –то вспоминался Советский Союз и советские фильмы про Москву. И какие-то смутные детские воспоминания всплывали в голове. Были они нечёткими и носили характер дежа вю. Картинка была мозаичной и никак не складывалась в единое целое. Скорее, это было воспоминание о Москве на уровне ощущений. Впервые я побывала в столице, когда мне было лет семь. Снова сработало клише, и в голове заиграла песня: «А я иду-шагаю по Москве…» и замелькали чёрно-белые кадры из фильма. Я почувствовала лёгкую тёплую грусть по СССР и по Москве того времени. Думаю, в те времена столица была намного опрятнее, культурнее, интеллигентнее и добрее. Она была городом, на который равнялся весь Союз – вся огромная страна.   

Следующая наша стоянка – на Цветном бульваре, у старого цирка Юрия Никулина. Вот они, хорошо знакомые ступени!!! И две лошадки, опирающиеся на табло «Цирк».
Я давно уже перестала любить цирк, но всегда с уважением и любовью относилась к Юрию Владимировичу Никулину – главному Клоуну страны. А ведь именно в этом цирке он проработал всю свою жизнь.   
Это место – необычное, как мне кажется. У здания и территории вокруг цирка какая-то особая энергетика: тёплая, радостная, уютная. Оттуда не хочется уезжать. Помню, как мама привезла из Европы книгу мемуаров Юрия Никулина «Почти серьезно». У нас в советские времена с книгами было трудно, поэтому мама тащила из Европы не только вещи, но и книги, купленные в магазине русской литературы. Книгу я зачитала почти до дыр, многократно перечитывала. Она до сих пор моя любимая: мудрая, веселая, правдивая и с лёгкой грустинкой. Одна из частей книги посвящена цирку на Цветном. Юрий Владимирович с такой любовью пишет про цирк!
 
Мы вылезли из машины и подошли к цирку. Возле него установлен памятник Никулину. Любимый клоун стоит рядом со своим автомобилем.
Перед нами по бульвару шёл мужчина. Вдруг подруга с восторгом спросила нас:
-Вы видели, видели, ЧТО сделал этот мужчина?!
Я не заметила, что же он совершил, так как разглядывала изваяние. Оказывается, проходя мимо памятника, мужчина приостановился и потёр нос Никулина. Есть примета: загаданное желание исполнится, если потереть нос клоуна.
Мы подошли к памятнику. В машину можно сесть. Два кресла – водительское и пассажирское отполированы до блеска. Мы с детской радостью загрузились в авто для фотосессии. А потом конечно же мы все загадали желания и потерли нос Никулину. Но впереди нас ждала радость в виде дополнительных желаний. Как я уже сказала, место это особое, и ограничения в 3 желания там нет, это вам не золотая рыбка какая-нибудь! )
Напротив цирка, через дорогу находится небольшой скверик. В центре – большая площадка, на которой установлены металлические фигурки клоунов, выполняющих разные выкрутасы. Клоуны сидящие, прыгающие друг через друга и так далее. Есть и фонтан, но он работает только в теплое время года. У всех клоунов блестящие потёртые носы, отполированные тысячей рук. Мы тоже не преминули коснуться волшебных носиков. )   
В центре площади мы увидели еще один памятник - огромный клоунский чемодан Никулина. На чемодане лежат шляпа, тросточка и клоунский башмак с большим носом. Реквизит узнаваемый, который видела не один раз на кадрах цирковой кинохроники. Если очень постараться, башмак можно «примерить», засунув туда свою ногу.

Прогулялись чуть дальше по аллее парка. Там нас ждала необычная выставка –инсталляция: скульптуры и фигуры из дерева. Пронизывающий холод помешал нам сфотографировать все экспонаты. Руки давно замерзли и отказывались высовываться из теплых перчаток-домиков, чтобы подержать фотоаппарат. Я смогла запечатлеть лишь несколько фигур.

Первое, что мы увидели несколько огромных желтых скворечников на длинных ножках. В эти скворечники можно залезть, если прислониться к столбу –ножке и засунуть голову в деревянный домик. Я, недолго думая, решилась на этот эксперимент. Фотография получилась забавной…
Дальше мы увидели огромное сооружение, похожее на гигантскую табуретку, с его крыши свисали вниз на лентах живые розы. Хотя цветы и висят высоко, но кто-то уже успел сорвать несколько цветков. Пустые ленточки сиротливо болтаются на ветру, наверное завидуя своим более успешным и нарядным подружкам…

Прошли дальше по аллее и увидели еще одну композицию: небольшой постамент, на котором установлена красная расписная лошадка из дерева. Она такая по-детски милая, что хочется подойти и погладить ее по холке, что я и сделала. А в голове услужливо всплыли слова одной песенки, которую я не слышала уже лет десять: «Купила мама коника, а коник без ноги…». Правда, у этой лошадки с конечностями всё в порядке. Я опять подивилась причудам памяти. Песня эта раньше звучала из всех динамиков, кто ее пел, я не помню, и сама песня мне не нравилась, но где-то в ячейках памяти сохранились и мотив, и пара строчек сего сомнительного творения…Зачем мне нужен этот файл?! Лучше бы так сохранялись в голове полезные знания.
Окончательно замерзнув, мы решили вернуться в машину. Стужа стояла абсолютно зимняя, такая пронзительная и всепроникающая…

Наша ночная экскурсия продолжилась, снова покатили по столице. Замелькали дома, разные постройки, дорожные развязки и мосты…   
Приехали к Александровскому садику. Решили прогуляться по нему и потом сходить на Красную площадь. Не буду писать всем известные вещи про эти достопримечательности.
А вот о могиле Неизвестного Солдата и о Вечном огне сказать хочется. Я задержалась около этого скорбного и значимого места. Людей в саду почти не было, так как была уже ночь…В парке стояла тишина и казалось, что даже воздух прекратил своё движение…Я смотрела на могилу Неизвестного Солдата, смотрела, как Огонь вырывается из пятиконечной Звезды и думала о том, сколько же людей полегло во времена Великой Отечественной войны….Кто-то навсегда останется неопознанным героем, а кто-то получил все почести и награды…Но память обо всех этих людях будет жить вечно…Воины, сражавшиеся на поли брани…Люди, ковавшие Победу в тылу…Взрослые и Дети, Женщины и Мужчины…Все те, благодаря кому мы живём…Вечная Светлая Память….
Я вспоминала моих дедушек и бабушек, которые внесли свой вклад в Великую Победу…. Деды воевали на фронте, а бабушки работали в тылу…Дед со стороны отца участвовал в Сталинградской битве, был сильно ранен. Дед со стороны матери воевал за Кёнигсберг и принимал участие в Параде Победы на Красной площади. Помню моих стариков, люблю и БЛАГОДАРЮ…Сейчас они уже там, где нет боли от старых ран…
В трепетных чувствах, разволновавшись, я продолжила прогулку. Вскоре мы оказались на Красной Площади. Красота! Лепота! – как говорил один киногерой.
Приближались ноябрьские праздники и главную площадь страны готовили к народным гуляниям и концерту. Интересно было посмотреть, как шли приготовления. Часть площади была застроена лесами, другую её часть оккупировали грузовики с техникой, строительные краны и прочие автотруженики. Устроители праздника устанавливали под стенами Кремля огромную сцену и гигантские динамики. На фоне этой стройки я даже не сразу заметила Мавзолей, он показался мне маленьким и малозаметным. Времена изменились, символы СССРовского Прошлого уже не котируются. Мне вдруг подумалось, что в те времена такое вольное обращение с Мавзолеем и могилами у кремлевских стен  было немыслимо…И что даже сама мысль о том, что рядом с Великим Некрополем можно устраивать сцены для проведения концертов конечно была бы кощунственной и наказуемой…
Всё-таки это очень странно – на главной Площади страны расположено кладбище. Какие-то чувства необычные всколыхнулись во мне, но я не могла уловить их характера. Я вспомнила, как в далекие 90-е годы посетила Мавзолей. Тогда ещё очереди «посмотреть на Ильича» были актуальны. Я помню огромный хвост из людей, которые мечтали посмотреть на Вождя. Я была в Москве с группой ребят из моей школы, мы провожали в столице наших гостей – французских школьников. До сих пор не знаю, как нашему руководителю удалось миновать все эти людские затоны, но в Мавзолей он нас провёл. Я помню эту поездку смутно, воспоминания уже успели поблекнуть. Но хорошо помню таинственный сумрак внутри Мавзолея, суровых солдат с винтовками, которые стояли на постах внутри сооружения, строгое напутствие солдата на входе: «Идти вперед, не останавливаться!». Наша шумная орава притихла, мы гуськом побрели по какому-то коридору и не сразу поняли, что уже вошли в зал, где лежит Ленин. В середине мрачного полутемного прохладного зала на каком-то постаменте лежало…тело не тело, кукла не кукла…Ощущения, помню, были очень странные…Я думала, что будет страшно, жутко (ТРУП ЖЕ и в склепе же!), а может и трепетно – ведь это САМ дедушка  Ленин…Но ничего подобного я не испытала. Было как-то странно, необычно, быстро, непонятно…Думаю, если и возникло желание остановиться поглазеть и рассмотреть все детали, то конечно никто бы из нас не осмелился его осуществить. Мы были советскими детьми, воспитанными в советских школах…Суровый солдат велел идти, не останавливаясь, так мы и сделали все. А выходить на свежий воздух в суету и шум Площади было приятно всё же. Мрачное царство Аида осталось позади…
Я очнулась от моих воспоминаний, еще немного пофотографировала, добрели с девчонками до Собора, да двинулись в обратный путь, мечтая скорее спрятаться от холода в машине и уже поехать домой – ГРЕТЬСЯ…          


Рецензии