Владимир Самойлов - 90

Грани и кадры

15 марта 1924 - 8 сентября 1999
Заслуженный артист РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1966).Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственных премий СССР (1976 - за роль Батарцева в фильме «Премия»; 1986 - за роль Базарова-старшего в телесериале «Отцы и дети», 1984). Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского за исполнение роли Добротина в спектакле «Мария» Александра Салынского (1972). Премия III Всесоюзного кинофестиваля За лучший комедийный ансамбль в фильме "Свадьба в Малиновке" (вместе с актерами З. Фёдоровой, М. Водяным и М. Пуговкиным) (Ленинград, 1968). Орден Отечественной войны II степени (1985).

Убежден: и поныне неверно, несправедливо оцененный Актер.
Слышал, иностранцы были потрясены и покорены его последней ролью (очевидно, фильм «Репете»): «Несомненный гений». А мы ее «не заметили», пропустили. Или до нас ее не донесли?

Благодаря ему даже самый дурной – р-раз - и хорош!
Лучший русский кино-помещик или, как учили в школе: «старинный русский барин». Норовом крут, сквернослов, кнутом машет и саблей, горяч на расправу и… на награду. Но удалец! Но орел! Везде...

Будь то провинциальный самодур Троекуров во 2-ой экранизации пушкинского «Дубровского». Будь то плутоватый оскучавший в заволжской глуши рубака Кобелев из «Проделок в старинном духе» (по А.Н. Толстому) или забуревший фабрикант Клычков («Тени исчезают в полдень») и примкнувший к ним реальный персонаж – позер и «гетман на час» Скоропадский («Дни Турбиных»). Но орлы же! Воля, сила, магнетизм! В общем, неуёмный фанатик с топором Афоня Устюжанин («Сибириада»), прорубающийся сквозь всю Тайгу к «своей звезде».

 А предатели, преступники, отступники! Ведь чертовски же обаятельны: перевертень Анисимов («Любовь земная», «Судьба»), Борис Савинков («Крах»), двойной резидент («Как вас теперь называть»), Михеев («Динозавр. Дело № 5» – «Следствие ведут знатоки»), урка Воробьев-«Кудрявый» («Расследование»), «авторитет» на зоне «Кореец» («По прозвищу «Зверь»»), начальник белогвардейской контрразведки Теплов («Похождения графа Невзорова»), вражеский диверсант «дядя» Вася («Судьба барабанщика, 3 серии)…

Перепало ему и деятелей истории на свой, самойловский, аршин примерить. Среди них аж три наркома: Шаумян («26 бакинских комиссаров»), Нариманов («Звезды не гаснут») - оба кавказцы (!) и Подвойский («Шестое июля»). А ещё был писатель Куприн («Белый снег России») и даже британский премьер-министр Ллойд Джордж («Чичерин»)...
 
Или вот тоже переодетый красногвардеец-гармонист Назар Дума из «Свадьбы в Малиновке»! Страшно же представить, сколько у Самойлова в этой, скорее, не комедийной, а, по сути, да и по сценарию, "плакатной роли" скрытого напряжения, внутренней динамики, глубинного драматизма, неприметной интриги! А в итоге: филигранно выписанный, мощнейший народный характер с бьющей ключом жизненной энергией. Плюс лукавая экспрессия, на равных гармонирующая внешне куда более выигрышной фактуре и выраженной эксцентрике Е. Лебедева, М. Водяного, А. Смирнова и М. Пуговкина. Такая вот ювелирная надстройка поверх (и поперёк) заданного схематизма...

Это и есть Искусство Владимира Яковлевича Самойлова, которому...

...Подвластно всё!

Герой Самойлова – человек во всех его противоречиях, метаниях, терзаниях, исканиях, пороках и достоинствах…

А всё-таки чаще предлагали поиграть в два цвета: либо белый - кристальную порядочность («Зимородок»). Либо черный – тут уж всё зло с подлостью тончайших оттенков. И благо для всех, когда режиссер, чуя щедрый начин, угадывая бездонный природный задел, давал Владимиру Яковлевичу виртуозно пошевеливать всеми пружинами, звоночками, колокольчиками и фонариками. Вот уж тогда - симфония всех жанров, ведь несть числа фонарикам этим и звоночкам всем…

Счастье, что и сын Артиста* унаследовал не только сходственность фактуры, но и талант отца…

А теперь коротко и залпом Резюме: Владимир Яковлевич Самойлов. «Зимородок! Один из самых любимых актеров. Без скидок велик в любой ипостаси. От старинного русского барина Троекурова («Дубровский») и прочих помещиков-самодуров до предателей «Любви земной». Трагик, комик, "эксцентрик неподвижности". Универсал от Бога. Ушло Время, ушел и Он...

Среди главных ролей: профессор Северцов («И снова утро»), Борис Михайлович («Самые первые»), Денисов («Секретарь обкома»), полковник Анохин («Верьте мне люди»), комдив Громов («Освобождение»), полковник Лажечников («Дикий мёд»), начстроя Платонов («На завтрашней улице»), генерал Ермолаев («Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта»), Епифан («Сибирь»), Коновалов (телеспектакль «Трое на красном ковре»), Рунич («Процесс») и др.

*  Александр Владимирович Самойлов (родился 29 октября 1952)

По окончании ГИТИСа в 1977 году работал в театре имени Владимира Маяковского,  Московском областном театре драмы, Московском областном драматическом театре им. Островского. С 1994 года - ведущий актёр МХАТ им. Максима Горького.

Лучшие роли в кино: главный герой в годы войны ("Зимородок", пожилого играет отец - Владимир Самойлов), брат главного героя Сергея ("Романс о влюблённых"), Панов ("Сицилианская защита", беспощадный мафиози Бутусов ("Две судьбы") и др.



Кадр из кинокомедии "Свадьба в Малиновке" 


Рецензии
ну, кадр из "Свадьбы в Малиновке" не узнать нельзя!!! и гетман в "Дни Турбиных" хорош... Пол

PS - ждал фильма "Белая гвардия" с нетерпением, а смотреть - не смог! хотя пытался...перед глазами стояли актеры из "Дней Турбиных". потом плюнул, и пересмотрел "Дни Турбиных"

Пол Унольв   14.03.2012 18:24     Заявить о нарушении
А я дотерпел, досмотрел.
И тоже сразу стал пересматривать басовских "Турбиных" и "Бег"...

Впрочем, не поенюсь воспроизвести свою реакцию французской корреспондентке:

С выборами как-то так «случайно совпала» премьера «улиц разбитых фонарей» (а, может быть, «убойной силы»), по мистическим причинам скрещенных с самым с(т)ильным романом Михаила Афанасьевича Булгакова. Штапельные поделки из войлока и кукольные голоса плюшевых мишек (вместо русской речи начала ХХ века) взяли и гордо нарекли «Белой гвардией», и даже наставнически щёлкнули по носу В.П. Басова: дескать, негодный, при съёмках своей версии «Дней Турбиных» домик в Киеве перепутал. Ах-ах, грех-то какой! Зато т.н. «игра» в Булгакова это не грех, особливо, на фоне басовской команды!!!
Как думаете, что я сделал, с трудом досмотрев 8-серийную «белогвардейщину»? Оно, конечно, поставил 3-серийный шедевр грешника Басова. Наверное, есть у Владимира Павловича какие-то огрехи (время их стёрло, превратив за 36 лет даже погрешности в достоинства, опять же на фоне последышей). Не знаю, была ли у Вас возможность сравнить, если нет, то представьте: Стычкин (один из прообразов сценического Студзинского) против Петра Щербакова! Дятлов, при всей его тусовочной обаятельности, против… Ланового-Шервинского! Рапопорт – против Титовой-Елены, Хабенский – против Мягкова-Алеши (хотя в рыбьей флегматике, может, и есть нечто общее). Незнамо кто – против Басилашвили-Тальберга, Чекмарева-Лисовского, незнамо кто с ушами – против Сергея Иванова («Кузнечика» из «В бой идут одни старики») – Лариосика. Незнамо кто с щеками Винни-Пуха – против Андрея Ростоцкого-Николки. И даже Шакурову трудно состязаться с Владимиром Самойловым-Скоропадским… А уж бугай Пореченков с его слабым, совершенно не артикулированным голоском против комадирского баса (героического капитана артиллерии во время ВОВ) Басова, не говоря про личные степеня юмора, ну это же, «О боги мои», слёзы…
Впрочем, как всегда, это лишь мое мнение.
Короче говоря, после премьеры «Убойной гвардии разбитых фонарей» и их триумфального побития «Днями Трубиных» я плавно пересмотрел гениальный «Бег»… И сделалось грустно. Булгаков всю жизнь ходил в «мальчиках для битья», его всерьез не принимали не то, что при жизни, а до публикации «Мастера и Маргариты» в 1967-м (имиджевый взлёт, по большому, обеспечили «взглядовцы» еще через 20 лет). Зато какое «кинематографическое продолжение»! Что ни фильм – удача (имею в виду «распроклятый» советский период: уже названные два фильма, «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце»…). При этом у современных Берлиозов и Латунских хватает совести и ума на лит-семинарах или с экранов заявлять ничтоже сумняшеся: «конечно, новых булгаковых, шукшиных и рубцовых мы тут не увидели, но всё-таки». Да, ты, дурак, хоть полистай биографии этих людей: их при жизни просто не видели в упор такие же, как ты, а не то чтобы в классики зачисляли! Так тебе ли судить и первых и вторых, в которых ты, видишь ли, не разглядел… ещё… первых! В общем, сплошное невежество и слепота.

Честь имею... И прослезился...

Владимир Плотников-Самарский   14.03.2012 18:59   Заявить о нарушении
готов подписаться под каждым Вашим словом!!!

конечно, если бы фильм показывали по одной серии в день, может и легче бы было... но все равно - со старыми, советскими "Днями Турбиных" - не сравнить! да еще и отсебятины какой то в фильм натолкали...(((

Пол Унольв   14.03.2012 19:24   Заявить о нарушении
Тут уж и не поймешь, где от себя, где для себя. "Белая гвардия" отличается и по количеству страниц, действий, образов, героев, и по эпичности. Но если уж не потянули и 10 % против компактных "Дней Турбиных" (пьесы), стоило ль замахиваться на роман да еще хаять гигантов?

Владимир Плотников-Самарский   14.03.2012 20:25   Заявить о нарушении
вот уж точно - не стояло!

Пол Унольв   15.03.2012 19:28   Заявить о нарушении