Правдивая история о Святополке. Эпизод 49

Судислав Псковский, был засажен в 1037 году своим братом Ярославом в "поруб", просидел там 24 года. Пережив Ярослава Мудрого и оказавшись последним остававшимся в живых сыном Владимира Святого. Его племянники «Ярославичи»- Изяслав, Святослав, Всеволод в 1059 году «высадили» дядю из «поруба» (спустя 5 лет после смерти Ярослава Мудрого), привели его к присяге, потребовав от него отказа от права на киевский престол –поскольку будучи старше их на поколение, он, по лествичному праву претендовать на престол. Судислав предпочел стал монахом в Киевском Георгиевском монастыре, где и умер в 1063 году, в возрасте семидесяти пяти лет.

Формирование уголовно-исполнительной системы  и регулирующего ее законодательства началось при становлении самого государства Древней Киевской Руси. Наиболее известным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, которую Ярослав обнародовал в 1020 г. (по другим источникам— в 1019 г., по Татищеву — в 1035 г.), базировавшуюся на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния.

Первое упоминание о наказании, содержащем признаки лишения свободы (заточение преступника без указания его сроков), содержится в Пространной редакции Русской Правды, относящейся к XV в. (История российского законодательства. Российское законодательство X - XX вв. Т. 1. М., 1985. С. 64 - 73.)

По мнению Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого и других ученых, изначальной причиной возникновения тюрем в России была не потребность исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а необходимость содержания под стражей лиц в качестве меры пресечения. Лишь постепенно с развитием феодального общества и обострением классовой борьбы тюрьма приобретает все большее значение как место исполнения наказания.

Н.С. Таганцев подчеркивал, что задачей тюрьмы было сохранение преступника впредь до востребования, non ad puniendos, как говорит Ульпиан, sed ad continendos homines (не для наказания, а для удержания людей) (Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая в двух томах. М.: Наука, 1994. Т. 2. С. 204.).

Профессор И.Я. Фойницкий отмечал, что в княжеской Руси мы встречаем заключение в порубы и погреба, но не в качестве наказания, а в значении меры предварительного или гражданского заключения (Фойницкий И.Я. Учение о наказании. М.: Добросвет, 2000. С. 272).
Десигнация (прижизненная передача власти) при победителе в княжеской усобице Ярославе Мудром происходит следующим путем: «Потом Ярослав Владимирович помышляя о времени смерти своея, раздели княжения Российския сыном своим: старейшему Изяславу даде Престол Киевский, Святославу Черниговский, Всеволоду Переяславль, Игорю или Григорию Смоленск и Владимир, Вячеславу Псков и Великий Новгород».

 Псков, которым Владимир Святой наделил Судислава Ярославом передается своему наследнику  Вячеславу, впоследствии не принимающему участия в освобождении Судислава в 1059 году из- под стражи (инициатива принадлежит «триумвирам»- Изяславу, Святославу, Всеволоду Ярославичам).


Рецензии