ЧапАев, что, - НЕ утонул ТОГДа в УрАле!?

ЧапАев, что, - НЕ утонул ТОГДа в УрАле!?

Да, ЧапАй НЕ утонул ТОГДа в УрАле! -
Я об ЭТОМ смЕло утверждАю
И ВАМ Опус СЕЙ об ЭТОМ предлагАю!

Я не вИдел ЖивОго ЧапАя,
Но я вИдел и знАю -
ЖивОго бойцА, что служИл, воевАл у ЧапАя! -
БуханцОв иль БухАнцев ВасИлий ПетрОвич -
Его в КАдивке знАли -
ПочтИ ВСЕ в сорокОвых!
И я тоже ЕГО увидАл в сорок-пЯтом...
Он по улице шёл - по ТоргОвой.
Уж под вЕчер, светлО,
ЖарА спАла.
А по улице ОН САМ идёт -
Весь - как пАлка прямОй -
Не сутУл, как ЧапАев.
ВСЕ мальчИшки и взрОслы глядЯт с уважЕнием!
Ведь на НАШих солдАт -
ВСЕ глядЕли ТОГДА -
С уважЕнием и с умилЕнием!
Как по стрУнке идЁт,
КомиссАром одЕт -
Во ВСЁМ кОжаном.
ВСЁ - НЕ "хАки" и цвет непонЯтен -
Не защИтный, не сЕрый, не чЁрный;
М не сИний, не рЫжий - потЁртый.
В картузЕ, в сапогАх,
ВЕСЬ крест-нАкрест в ремнЯх
И планшЕтка висИт на бокУ.
И не стАр - ну, с пол-сОтни ещЁ,
ДлинновАто лицО,
Без улЫбки идЁт -
На прогУлке -
В основнОм - чтоб СЕБЯ показАть,
На другИх - НЕ глазЕть!
Но затО уж другИе - глазЯт -
И вослЕд, и сперЁд, и на зад!
С уважЕньем глазЯт -
Ведь ЧапАя ж боЕц, комиссар и солдАт!

А мне БОря ЕГО показАл -
Мой двоЮродный брат.
И я вИдел ЕГО ТАМ раз пять -
На ТоргОвой у кинО <СтахАновец> -
ОН ТАМ рЯдышком жил -
ПрЯио в бАлочке-убивАлочке -
За <СтахАновцем> -
ТАМ десЯтки убИли солдАт,
Что с ВойнЫ уж домОй возвращАлися...

А мой брАтец - АлЫмов БорИсий ЕгОрович -
С НИМ был блИзко знакОм
И мне как-то о НЁМ
РассказАл вечеркОм
(Уж давно - в 1970-сЯтом!).
Вот ВАМ БОрин рассказ -
СлОвно сказ -
Но мне БОря - НЕ врал -
ВСЁ - КАК ЕСТЬ - рассказАл!

""- Я зашёл вот на-днях к ВасилЮ,
За чайкОм посидЕли -
ОН уж вОдку не пьёт -
И ТАК хОдит уже - еле-Еле!
И мне ВАСя вот ЧЁ рассказАл -
Жаль - ЕГО уже вскОре - НЕ стАло!
ПобожИлся ОН мне и поклЯлся,
Что ни в чём не соврАл;
ВСЁ - КАК ЕСТЬ - рассказАл! -
Вот ВАМ ВАСин рассказ -
СлОвно сказ -
Но мне ВАСя - НЕ врал -
ВСЁ - КАК ЕСТЬ - рассказАл!""

<<- СижУ я вот недАвно - в 1969-того в августе -
Под вечерОк во-дворЕ п од Яблонькой,
Тут вдруг калИтка "- СкрИп!",
СобАчка загАвкала.
Во-двОр зашёл мужичОк -
ВысОкий, сутУлыйй, сухощАв,
Но ещё крЕпенький.
Совсем седОй - не тЁмненький.
(УжЕ ж за вОсемьдесят лет -
ТАКОЙ и цвет!):

"- ЗдрАвствуй, ВасЁнок!" -
мне с хрипотцОй сказАл -
И сердце моЁ Ёкнуло:
МЕНя НИКТО ТАК в жИсть НЕ назывАл -
ТОлько ОДИН ЧапАй -
Пол-вЕка назАд!
Но ведь ЕГО ж унЁс УрАл -
Уж сОрок ЗИМ и ЛЕТ назАд! -
Я - онемЕл - ни с мЕста,
А ОН ко мне подошЁл -
За плЕчи приОбнял - КАК невЕсту:
"- Ну, ЧЁ, ВасЁнок, мой милЁнок,
НЕ узнАл!? -
Вот и я - ТВОЙ ЧапАй -
ГОстя принимАй!" -
О, НЕБо! БОЖе МОЙ! -
ЧапАй - живОй! -
Да ТАК и ЭТО мне -
ОДИН ЧапАев говорИл,
Когда за оплОшности журИл!
Да и фигУра, и сутУлоть, и похОдка -
ВСЁ ЧапАя - ВСЁ ЕГО -
Но - БЕЗ ЧапАевских усОв
И нЕту глАза одногО -
НаискосОк повЯзка -
И стал ВНЕШНе ЧапАев - совсЕм неузнавАем!
И ТУТ пришлА развЯзка:
ЧапАев МНЕ ТАКОЕ рассказАл,
О ЧЁМ, крОме НАС -
ТОчно - НИКТО НЕ ЗНАЛ!
И ещё вот ЧЁ мне -
ЗА ЭТУ НАШУ НОЧКУ рассказАл:
Вот ВАМ ВасИль ИвАныча рассказ -
Ну, слОвно сказ -
Но мне ВАСя - НЕ врал -
И ВСЁ - КАК ЕСТЬ - мне рассказАл!>>

<<- ДА, мой ВасЁнок, аж с пелЁнок  -
Чапаев не утонул ТОГДа в УрАле! -
Но - до СИХ ПОР - себЯ ругАет НАШ ЧапАев:

"- Да рАзве ж ТАК командИры поступАют!? -
УлЁгся-уЁбся с бАбой,
ПостЫ не проверЯя! -
ГавнО ТЫ, а НЕ ЧапАев!"

Да, я НЕ утонул ТОГДа в УрАле!
Но пУля меня ТОГДа в УрАле догнАла -
В предплЕчье в мЯкоть мне попАла
И вскОре сознАнье потерЯл я!
ОчнУлся я - от рЕзкого удАра в глаз -
ЦАпп! - за глаз,
А с крОвью ужЕ вЫтек глаз, -
А надо-мнОю вОроны кружАт-карчАт!
А я - валЯюсь под кустОм на Отмели, на Иле -
И рУку пОднял я насИлу,
Я рУку пОднял через сИлу -
СхватИть себя за вЫклеванный глаз,
И ТЕМ ворОн я отогнАл...
Кое-кАк вЫжил, но валЯлся я ТАМ с мЕсяц.
ПитАлся рЫбою сырОю -
В основнОм, гнилОю -
Я ж ОТ ТЕБЯ, мИлый ВасЁночек, не скрОю!
А спал в стожке сЕна сухОго, слАва БОГу!
И рАны моИ - ВСЁ поджилО,
Я вЫбрался ползкОм в ближАйшее далЁкое селО,
КогдА уж солнце сЕло, не пеклО, -
В огорОд,
А потОм к хАте под порОг.
И тут менЯ ОНА нашлА! -
ВСЕГДА ЕЙ бУду благодАрен я!

Но ВСЕ надЕжды СНОВА СТАТЬ ЧапАем -
ПропАли дАром:
Меня - НИГДЕ уж за ЧапАя -
НЕ признАли,
ХотЯ, конЕчно, кое-гдЕ и узнавАли,
Но тОлько ВИД НЕ подавАли:
ЧапАя же ВЕЗДЕ - ГЕРОЕМ назывАли,
Но ТОТ ЧапАй - ДЛЯ ВСЕХ - погИб
И ВСЕ меня мошЕнником -
И ТОЛЬКО - обзывАли!
Не раз, не двА - в тюрьмы, на кАторги <сажАли> -
Но МЫ - НЕ СРОКи отбывАли,
А Турк-СИБ, КомсомОльск стрОили,
На КолыиЕ - ЛЕС валЯли,
ЗОлото СтранЕ коммунИзма добывАли.
А мЕжду <отсИдками> -
Я срАзу же к моЕй мИлой НАДе возвращАлся! -
ДругИе бАбы ведь менЯ - НЕ принимАли -
И ДАже - опослЯ ТОЙ - жУткой ВойнЫ!

Но вот ушлА уж навсегдА моя НадЕжда -
И я остАлся САМ-невЕжда...
И из газЕты о ТЕБЕ, ВасЁночек, узнАл -
И ТЫ, надЕюсь я, - МЕНЯ - признАл!
Но дОлго у тебя - не задержУсь -
Уж впередИ - и МНЕ -
ДалЁкий - без возврАта - ПУТЬ!>>

И Уиром ОН - ВасИль ИвАнович - ушЁл
И ко мне больше - не пришЁл...>>

А вскОре -
ВасИлий ПетрОвич -
БухАнцев или ж БуханцОв -
ТОЖе - ТУДА ж - НАВСЕГДА - ушЁл...

Вот ТАК - повЕрьте мне или ж провЕрьте!
     Крыленко Владимир  14 марта 2012   
     И Вася БуханкОв - был такОв!


Рецензии