Пути, Россия-Германия философия

Мне тогда было лет, наверное, девять-десять. Однако я хорошо помню поездку в Германию, а именно, в город Кёльн. До этого момента я в настолько больших городах не бывал. Кёльн пугал своими размерами, громоздкостью. Здания стояли совсем рядом, вплотную, а иногда и друг на друге. Такие сооружения были похожи на сарайчики, построенные как будто не специально, бездумно. Все это странное великолепие состояло не более чем из четырех таких «сарайчиков», четырех этажей. Через каждые два-три квартала из-за кельнских особняков высовывались остроконечные башни с пиками или крестами на верхушках – церкви. Все же это был классический европейский город, чистый и ухоженный. Смог витал в воздухе, люди спешили: немцы удивительно пунктуальные люди, опоздать на встречу - плохой тон. Это русские барышни могут опоздать на полчаса-час. Скажу по секрету, долгие сборы – сплошная фигня; девушки собираются за минимальное время, выходят из дома, не попадают в пробки/под дождь, подходят на угол назначенного места встречи, например, кафе и стоят там, покуда не подойдет первым их жених. Оценив обстановку, через 15-20 минут они бросаются бегом к входу кафе, прикидываясь запыхавшимися от ЛЖЕбега. Вот дела; своими глазами наблюдал такое, после чего на женские уловки такого типа не попадался. На другие – да, возможно.
Я и отец решили зайти в церковь, кажется, Святого Мартина. Мы были в Кельне туристами, и обязанности по осмотру местных достопримечательностей никто не отменял. Это высоченное здание очень красиво! Не понятно, к какому стилю, временному отрывку оно принадлежит, наверное, из-за того, что несколько раз перестраивалось. Есть что-то и от средних веков, и от нового времени; есть что-то и от барокко, и от готики. Вход огромен, искусно украшен, его сторожат Святые. Внутри – дворец. Своды, казалось, вот-вот обрушатся. Необычное ощущение: находиться под взором Святых, стать заложником обстановки. Честно, я чувствовал себя не очень комфортно первое время, пребывая в церкви. Но вдруг услышал музыку, песню. Сидя на ступенях, молодой человек 18-22 лет играл на гитаре и пел. Церковный мотив - современная песня. Вокруг него – человек десять того же с ним возраста. Они слушали его, они верили в Него, в Бога и Христа. Удивительно! Тогда я этого «удивительно» еще не понимал, но сейчас осознаю. Что мы видим в России, когда входим в Храм Господень? Нет, я не о красотах, иконах, архитектуре. Много, очень много пожилых людей, людей, которым за сорок пять. Молодежь можно пересчитать по пальцам, я знаю. Что останется нам после смерти тех бабушек и дедушек? Религия уходит куда-то на задний план, россияне, увы, перестают верить в помощь свыше. Это их губит, калечит их души. Души-калеки! Разве не страшно? Люди «погрязли в пошлости и мещанстве». «Это не мы такие, это жизнь такая» зачастило. Правда. Помните историю (а, может, кто-то и застал то время), помните безбожную пятилетку? Помните и события до нее? При дядюшке Ленине. С того момента все и началось, тогда люди начали отвыкать от церкви.
«Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать», - так говорил Великий Вождь, эти десятки лет идут и сейчас… Вождь, подумайте! Тогда началась травля церкви, а вместе с ней и народа. Запугивание людей, калечение душ. В Германии такого не было, поэтому в трудные минуты все немцы и сейчас обращаются к религии. И дело не в том, христиане люди или католики.
Хорошо, что сейчас идет реабилитация русской церкви. Но надолго ли хватит «бабушек и дедушек»? Не скатимся ли мы опять в безверье и пропасть жестокости? Надо верить и в себя, и в Бога, и в свою душевную (духовную?) свободу. Это важно.


Рецензии