Служил юнга на Балтике
Учитывая многочисленные просьбы мальчишек, командование, наконец, пошло навстречу их пожеланиям. Так в 1942 году появилась знаменитая Школа юнг на Соловецких островах. Она просуществовала там до 1945 года, сделав три выпуска молодых специалистов для ВМФ.
Осенью 1945 года по решению командования школу перевели в Кронштадт. За время своей работы, вплоть до 1951 года, она произвела шесть послевоенных выпусков и отправила на флоты и флотилии девять тысяч юнг по различным корабельным специальностям.
Сегодня, наверное, мало кто вспомнит, что Кронштадтская школа юнг Балтийского флота размещалась в здании, где ныне находится 42-я Мореходная школа. Ребята со всех уголков страны приезжали сюда, чтобы обучиться флотскому делу. Первым курсантам четвертого набора пришлось нелегко. Как когда-то их товарищи на Соловках, они обустраивали разрушенное бомбежками помещение, вставляли рамы, стекла, чинили в кубриках разбитые кровати, пилили шпалы, заготавливали дрова...
Об этой трудной, но счастливой поре своей молодости вспоминает бывший юнга четвертого набора ( 1945- 1946 гг.) Валентин Федорович Филимонов, проживающий ныне в Перми и являющийся заместителем председателя областного Совета ветеранов юнг ВМФ.
В победном 1945 году, пройдя жесточайший отбор медицинской и мандатной комиссий, он, вместе с другими пареньками с Урала, уезжает в заветный город своей мечты- Кронштадт. Была у него тогда справка об окончании шести классов, хотя, как признается Валентин Федорович, шестой класс он все-таки не окончил. В школе юнг учили их морским наукам специалисты высочайшего класса.
В первом кронштадтском наборе школы было сформировано семь рот. В первой- второй ротах обучались сигнальщики и рулевые, в третьей- четвертой готовили радистов, в пятой занимались мотористы ТК ( торпедных катеров), в шестой- мотористы-дизелисты и в седьмой роте шла подготовка электриков.
Первые три- пять месяцев ребятам приходилось нелегко. Офицерский и старшинский состав занимался передислокацией школы с Соловков в Кронштадт. Поэтому дисциплина среди курсантов часто "хромала". Были случаи воровства, хулиганства.
Но когда подошли баржи с оборудованием, учебниками, появился основной контингент преподавателей, все изменилось к лучшему. В школе началась равномерная плановая жизнь: занятия по строевой подготовке, изучение уставов, соответствующих программных дисциплин.
До сих пор с глубокой благодарностью вспоминает Валентин Федорович своих первых преподавателей, обучавших их, салаг, флотским наукам. Все свое время, силы и знания они отдавали курсантам, готовя из них отличных корабельных специалистов.
Морское дело у юнг вел старший лейтенант Ахмедов, ходивший ранее на паруснике "Товарищ" на Каспии. Рулевое устройство и поворотливость корабля преподавал старший лейтенант Петров. Метеорологию вел старший лейтенант Васильев. Секретам и мастерству кораблевождения обучал старшина первой статьи Кошкин, сигнальное дело вел старшина первой статьи Малыгин.
С уважением Валентин Федорович вспоминает также командира второй роты старшего лейтенанта Ярошенко, старшину роты 1-й статьи Гладкова, начальника школы капитана 1-го ранга Садова, командира учебного отряда капитана 1-го ранга Черного и многих других замечательных людей.
После окончания школы Филимонов получает направление на Южную Балтику, на учебный корабль "Комсомолец", где вначале становится учеником рулевого. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Заруба, бывший когда-то командиром крейсера "Червона Украина" на Черном море.
В 1946 году, после штурманского похода в Польшу( Свинемюнде), Валентина Федоровича определяют служить во вторую бригаду траления, в двадцать первый дивизион базовых тральщиков ( БТР ) на Т- 716, где командиром был старший лейтенант Шпаков. Затем снова следует перевод на Т- 719 и Т-720. Командовал бригадой тральщиков капитан 1 ранга Киселев, ставший впоследствии контр- адмиралом и командиром Либавской военно- морской базы. Командиром 21-го дивизиона был капитан 3 ранга Леут, в будущем- капитан 1 ранга и командир кораблей "Цель" и " Выстрел".
Семь лет Валентин Федорович прослужил на флоте, участвуя в послевоенном боевом тралении мин в Финском заливе и Балтийском море- в Латвии, Литве, Эстонии, Польше и Германии. За это время при его участии было найдено и обезврежено около 50 мин.
В 1952 году Филимонов увольняется в запас. Но трудно бывшему моряку жить без моря. И он пошел работать в Камское речное пароходство. Снова стал учиться, приобретая навыки вождения уже речных транспортных средств. В судоходстве В.Филимонов проработал 45 лет, из них 25 лет- капитаном пассажирских и грузовых судов.
В 1998 году ветеран уходит на заслуженный отдых: его общий трудовой стаж составлял уже 66 лет, а календарный- 53 года. Как каждый уважающий себя советский человек, он отдал сполна все силы на благо Родины.
Валентин Федорович имеет многочисленные боевые и трудовые награды. Большим уважением пользуется в родном городе этот добрый и мужественный человек, навсегда оставаясь признательным в душе любимому флотскому делу, азам которого научился когда-то в Кронштадтской школе юнг.
P.S. Материал написан в декабре 2001 года.
Свидетельство о публикации №212031501317