Человек в овечьей шкуре или...

Произведения  Харуки Мураками всегда были мне интересны. Его романы- тяжелые для чтения и понимания , все же задевали незримые струнки моей души.
Творчество Мураками можно отнести к постмодернизму. Герои всегда обращены внутрь себя, они ищут там ответы, встречая непонимание со стороны внешнего мира. Но в книгах автора нет иронии, характерной для данного литературного течения. Порой, при чтении романов становится  по-настоящему жутко.
 Меня заинтересовал один необычный персонаж-Человек- Овца. Странное имя для героя... Он фигурирует в двух произведениях: «Охота на овец» и «Dance, dance, dance...»
 В первой книге роль его не ясна. Появлению Человека-Овцы ,предшествуют множество событий. Сюжет романа основан на китайской легенде о переселении души Овцы в человека. Овца дает хозяину тела абсолютное могущество, подавляя при этом, все человеческое. Сначала она  завладевает плотью профессора, затем поселяется в бедном крестьянине (Сэнсэе), ставшим, впоследствии, лидером некой Организации. Истощив его, Овца перешла в тело Крысы, друга главного героя романа, имя которого не известно. Крыса пишет большое количество писем своему приятелю ,догадываясь о господстве Овцы. Именно  письма, заставляют персонажа без имени, отправится на поиски друга. Но, Крыса не дождавшись, решается покончить жизнь самоубийством, тем самым уничтожив Овцу.
Главный герой приходит в заброшенный домик, последнее пристанище друга. Стук в дверь, заставляет его подумать, что Крыса жив, но входит он…Кто такой Человек-Овца?  В книге «Охота на Овец», мы встречаем только его описание и несколько неясных характеристик. Автор пишет: «Все тело Человека-Овцы было затянуто в косматые овечьи шкуры. Звериный наряд, как влитой, сидел на его коренастой фигуре. На плечах его и на бедрах болталось по паре самодельных бараньих ножек с копытами, притороченных прямо к шкуре. Закрывавший всю голову шлем был также сшит из кусков шкуры вручную, но два небольших изогнутых рога, искусно закрепленные на шлеме чуть выше висков, казались натуральными. Чуть ниже рогов из шлема торчали огромные плоские уши, форма которых, скорее всего, поддерживалась проволокой изнутри. Маска, скрывавшая верхнюю часть лица, перчатки и чулки, все ¬ из матово-черной кожи. От шеи к рукам и ногам сбегали застежки-молнии: странный костюм был придуман так, чтобы снимать и надевать его не составляло труда. В шкуре на груди я увидел карман, также на молнии, в котором гость носил сигареты и спички.».
Читатели гадают: может это местный житель- пастух, который сознательно ушел от людской жизни. Или Овца( демон), вышедшая из тела Крысы, и ,превратившаяся в получеловека -полуовцу. Автор явно играет с читателями, подкидывает им неразрешимые загадки, ответа на которые- не дает. Мы же, после прочтения романа, ходим и прокручиваем в уме эту головоломку, подбираем всевозможные версии.
В романе «Dance, dance, dance...» , читатели вновь встречаются с Человеком-Овцой. Теперь он растолковывает персонажу без имени: для чего  стоит жить .  Друг Крысы  вновь оказывается в безвыходной ситуации. Он испытывает духовную пустоту, как раз в тот момент, когда большинство людей начинают  радоваться жизни.  Герой работает журналистом- внештатником, при этом является профессионалом  высокого уровня, и неплохо зарабатывает. Но что-то гложет его. Этот человек не знает, что будет дальше, понимая на подсознательном уровне- все совершаемые им действия -тщетны.       « Ни жажды славы, ни желания как-то отличиться на трудовом фронте. Просто: снег падает — я разгребаю. Старательно и аккуратно. Признаюсь, не раз я ловил себя на мысли, что перевожу свою жизнь на дерьмо»,- говорит главный герой.
Человек- Овца помогает ему разобраться в жизни, полной материальных благ, но столь бедной духовно. Он напутствует героя: «Танцуй,— сказал Человек-Овца.— Пока звучит музыка — продолжай танцевать. Понимаешь, нет? Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда».  Теперь ,этот загадочный персонаж выступает в роли мистического проводника ,во внутренний мир героя, дает надежду выжить в капиталистическом обществе, которое не заботится о духовной стороне жизни людей. Герой романа не видит смысла, в накопительстве и потреблении и  не раз признается, что чувство реальности постепенно стирается. Человек- Овца дает ему ключ, не объясняя из какого материала создана дверь и что она открывает, он советует просто танцевать ,не задумываясь ни о чем.
 Читатели вновь начинают гадать: так кто же такой Человек- Овца и почему он так эволюционировал? Из грубоватого полуживотного он становится гуру.
Сам Мураками говорит следующее: «Что такое Человек-Овца , я и сам толком не понимаю, - признается автор. - Можно воспринимать его как полуовцу -получеловека. Можно - как человека , который считает себя овцой . А можно - как дух Овцы , принявшей человеческий облик. Как вам больше нравится. Мне самому порой чего только в голову не приходит - например, что это человек, который заразился болезнью под названием «овца»  . Но и это - всего лишь одна из возможных версий». 
Вероятно, Овца (демон)- материализовалась. Переходя из тела в тело, она стала лучше понимать людей, чем они сами понимают себя. И это уже мой вывод. Как обстоит дело с Человеком-Овцой, неведомо никому, даже автору.
Почему я так увлеклась творчеством Мураками, особенно в студенческие времена? Видимо, мне тоже нужны были ответы на вопросы о смысле жизни, о моем месте в нем. Но собственного Человека -Овцы, увы, не было. А может и к счастью… Сейчас, некоторые проблемы так и остались неразрешенными, но размышлять над ними ,нет времени. Иногда, я просто танцую, танцую ,не останавливаясь и не задумываясь ни о чем…


Рецензии