Император предпочел Крыму Таганрог

История нашего города тесно связана с последними днями Александра-1. Причиной поездки царя в Таганрог была болезнь его жены, Елизаветы Алексеевны, для которой врачи сочли необходимым пребывание на юге. Хотя ей рекомендовали Крым. Император, проезжавший раньше через Таганрог, нашел его во всех отношениях удобным для жены.

 Уместно здесь вспомнить, что Екатерина-11 в письмах к Вольтеру пишет, что все приезжающие из Таганрога «не нахвалятся его климатом». Возможно, мнение венценосной бабки повлияло на выбор уже зрелого Александра Павловича, тем более, что он был ее любимцем.


Итак, Александр-1 выбирает Таганрог для длительного пребывания и лечения своей супруги. Первый раз Александр Павлович посетил Таганрог 22 мая 1818 года. Цветущий приморский город покорил сердце императора. И в 1825 году, когда здоровье супруги особенно ослабло, он решает привезти ее в Таганрог. Сам едет вперед, чтобы подготовить для нее удобства в пути.


Прибегнем к записям П.П.Свиньина, которые были напечатаны в «Отечественных записках» в январе 1826 года, почти в тоже время, что и пребывание Александра-1 в нашем городе: «Домов обывательских: каменных – 197; деревянных – 894». В детстве я все никак не могла понять, почему царь остановился в таком невзрачном здании? Спустя много лет я узнала, что в то время это был один из лучших особняков города, принадлежавший градоначальнику Папкову.

 
Конечно же, известие о том,  что скоро в Таганрог прибудет император с супругой, произвело полный фурор в заштатном городишке. В Таганрог были присланы гоф-курьер и архитектор для выбора помещения. Но император пожелал остановиться в том доме, где пребывал в свое первое посещение. Тогда для ремонта было выслано 25 тысяч рублей.

 13 сентября 1825 года император прибыл в Таганрог. На следующий день в городе по этому поводу устроили иллюминацию. Для такого царственного визита и иллюминация была по-царски роскошной. Издержки на нее составили 5766 рублей 85 копеек. Сумма по тому времени для Таганрога весьма большая. Иллюминация повторилась и на другой, и на третий день.


У П.П. Филевского есть упоминание, что в честь прибытия Государя в городе было приказано увеличить фонарей на 40 штук. Они были размещены на Петровской и Греческой улицах. А всего было 63 фонаря с маслеными фитилями. Во время въезда императрицы в город иллюминация возобновилась. Центром иллюминации был большой транспарант стоимостью 3195 рублей. Кроме того, все здания были с улицы обставлены плошками, а на окнах выставлены свечи. На заготовление плошек город выдал 2000 рублей, и на освещение уличных фонарей до 1 января 1826 года полицмейстеру было выдано 83 пуда масла на сумму 596 рублей.


Еще до приезда Елизаветы Алексеевны в честь Государя был устроен бал, на котором Александр Павлович пробыл полтора часа. Балом император остался доволен, он отметил, что такого блистательного бала ему не приходилось видеть ни в одном губернском городе, и что он никак не предполагал найти здесь такой прекрасной публики.

 Бал проходил в клубе Коммерческого собрания, основанный в 1812 году. Находился этот клуб в доме  по Мечниковскому переулку № 10. Именно в этом невзрачном крошечном здании проходил блистательный бал в честь императора. На бал генерал-губернатор Воронцов, не особенно жаловавший Таганрог и, конечно, недовольный выбором императора, не нашел нужным явиться в бальном платье. Воронцов, по-видимому, решил, что бальный костюм для Таганрогской публики слишком много чести. Но император, высоко оценив бал, дал понять генерал-губернатору, что в ботфортах являться на бал не прилично.


23 сентября ожидали императрицу. В пять часов при стечении всего Таганрога Александр-1 выехал встречать супругу. Александра Павловича отличала чрезвычайная способность быть приветливым, простым и не принужденным в общении. Елизавета Алексеевна не обладала этими качествами, поэтому, прожив в городе намного дольше императора, она не оставила о себе такой памяти.

 
 На другой день после приезда императрицы было приказано явиться духовенству, военным, чиновникам и дворянству, причем всем предстать «под пудрою» и в башмаках. Городская знать, весьма далекая от светских раутов, все эти приготовления несла как тяжелую повинность.

 Прождав с 9 до 12 часов, чины вынуждены были уйти, так как царственные супруги удалились на прогулку. Представляю эту сцену. Дворяне в кафтанах и сбитых набок париках, с супругами, похожими на хорошо откормленных свинок, затянутых в корсет,  и обливающихся десятым потом. Все это сборище еле живое от страха перед выходом императора, пропарившись около трех часов, несолоно хлебавши, отправляется восвояси.


Дом, в котором поселился Александр-1, был каменным, построен в 1810 году. В 1816 году куплен градоначальником Н. Папковым и капитально перестроен, затем продан городу для квартиры градоначальника. Но в истории города он так и остался под названием дома Папкова или как Александровский дворец. Хотя название «дворец» явно не подходит этому крошечному домишке, к тому же в наше время очень запущенному.


 Дом одноэтажный, впрочем, император собирался достроить второй этаж. В подвальном этаже были подсобные помещения. В те времена между дворцом и укреплениями крепости (стоит напомнить, что крепость заканчивалась чуть дальше Никольской церкви) лежала обширная, незастроенная тогда площадь, которую царь хотел засадить садом.

 Половина, занимаемая Елизаветой Алексеевной, состояла из восьми комнат. В них  помещались, кроме императрицы, две ее фрейлины – Валуева и княжна Волконская. Посредине дома проходил большой сквозной зал для приемов. В этой половине была помещена походная церковь.

 Половину, которую занимал император, составляли две комнаты с другой стороны приемного зала. В угловой был кабинет со спальней, а другая – уборная. Одно окно, которое выходило во двор, и было полукруглым. Дом был обставлен очень просто, без всякой роскоши. Порядок в комнатах по приезде государь устанавливал сам. Александр-1 лично расставлял простые стулья и небольшие липовые шкафы для библиотеки и даже собственноручно вбивал гвозди и вешал картины. Вообще, Александр Павлович никогда не любил роскоши и внешнего этикета, это ему, похоже, досталось от отца Павла-1. Гардеробная была в подвальном помещении. Да, уж платьев, туфлей и прочих принадлежностей, как дамского туалета, так и мужского, у царей хватало.

 
Прочитав описание внутренних покоев дома, я поймала себя на мысли, что за всю жизнь ни разу не была внутри дворца, хотя часто проходила мимо. Понятно, что в Советское время к этому дому было некоторое пренебрежение, но сейчас все переменилось, а вот отношение к Александровскому дворцу прежнее.

 Теперь в нем находится  детский санаторий «Березка». Хорошее дело санаторий для детей, но ведь его можно перенести в другое  место, домов-то в наше время в Таганроге хватает, это же не 1825 год. А вот Александровских дворцов вряд ли по всей России много найдешь. Он  дорог не столько архитектурной ценностью, сколько исторической памятью о пребывании в нем венценосных супругов. Посмотреть убранство дома, которое было при Александре-1, наверное, нашлось бы много желающих, а туристов в летнее время у нас хватает. Вопрос: где бы найти спонсора на это нужное дело?          
      


Рецензии