Глава 5

Я стоял в кабинете, не понимая, что произошло. Он исчез, исчез совсем! А перед этим он смотрел на меня моими глазами! Моим лицом! Было ли это правдой? Он говорил, что он непостоянен, но вдруг он - это действительно я? Или он - плод моего воображения?
От размышлений меня оторвал стук в дверь. В дверь, которой не существует в этом мире!
 - Войди, - сказал я.
В этот же миг прямо сквозь дверь в кабинет зашёл человек в шляпе и плаще. Плащ был мокрым, но высыхал прямо на глазах. Человек снял шляпу и показал странно знакомое лицо. Я прокрутил в памяти последние дни, если это можно было назвать днями, и вспомнил его имя. Передо мной стоял тот самый Морган.
 - Садись, - сказал он мне, указывая на стул у стола. Я остался стоять.
 - Что ты здесь делаешь?
 - Ты знаешь, где Он? - сказал он, проигнорировав мой вопрос.
 - Кто - он?
 - ты понимаешь, о ком я.
Я взял стакан воды и сделал глоток.
 - Исчез. Кажется, теперь я за него.
 - Как исчез?
 - Прямо здесь, в этом кабинете, несколько минут назад.
Морган вскочил, схватил шляпу, обошёл кругом комнату. Остановился у полки, бросив взгляд на банку и монету, и пошёл к двери.
 - Куда ты?
 - Я найду его.
Поразительная самоуверенность. Смертный, голова которого поражена идеей, никогда не остановится даже перед невозможными препятствиями на пути к её воплощению.
 - Удачи, Морган, - сказал я ему за миг до исчезновения в двери.
Я сел на стул. Моргана ведут вопросы. Что подсказывает ему эти вопросы? Что-то внутри? Разум? Душа?
 - Подсознание, - услышал я голос за спиной.
 - А в чём разница?
 - Я думал о смертных долго. Их телом управляет что-то. Жизнь, разум - некая субстанция. Собственно субстанция эта, как пирог, состоит из слоёв. Простейший для понимания слой - сознание. То, что ты думаешь. Слова, мысли, чувства - это сознание. Сверху на нём кремом лежит надсознание. Бывает так, что ты думаешь "нет", а говоришь "да". Это - результат работы надсознания. То, что ты делаешь. Чуть ниже сознания, или, лучше сказать, глубже и ближе к центру, лежит подсознание. Сны, интуитивные чувства, симпатии и антипатии - это подсознание. Точнее, визуализация этих чувств. А ядром является душа. Душа - то, что задаёт эти чувства, симпатии, антипатии, интуицию и прочее.
 - А у тебя есть душа?
 - Нет.
 - Куда ты ушёл?
 - Я не уходил. Нужно было, чтобы ты сказал ему, что меня нет.
Я сделал паузу. Он сделал глоток. Я спросил:
 - Ты - это я?
Всё это время его голос раздавался у меня за спиной, и точно в этот миг что-то заставило меня обернуться. За мной стояло ростовое зеркало, из которого я смотрел на себя. Ни за ним, ни вообще в комнате никого не было.
С тех пор, как он разбудил меня хлопком двери, я задумывался о том, что мне нужно занять его место, и он меня к этому готовит. Сыграть его роль. Роль наблюдателя за миром. Я наблюдал, и в том числе за смертными, и заметил несколько интересных вещей. Например, они все хотят выделиться из толпы, но бояться остаться в одиночестве. Стремятся к прогрессу, но боятся нового и неизученного. Отрицают богов, но живут под их эгидой.
А что такое бог? Почему бог - однозначно позитивная субстанция, а дьявол - негативная? Ведь бог, фактически, не делает ничего хорошего - он просто оберегает от плохого, сохраняя баланс. Дьявол же напротив, способен сотворить что-то во благо, но получит из этого выгоду для себя, негативную для человека. Заметно, что люди живот дьяволом, но поклоняются всё же богу. Парадокс.
Я сделал глоток. Кто такой Морган? Морган - тот, кого Он во время нашей первой встречи назвал перевоплощённым демиургом. Смертный с силой бога. Он не способен творить, но он властен изменять, искривлять. Или разрушать. А кто вообще Он? Я или плод моего воображения? Или всё же вечный Создатель и Творец? Тогда как он может исчезнуть? Он не рождался - ему не умирать. Где тогда он теперь? В зеркале? Во мне?
Я вспомнил его слова о сознании и подсознании. Есть ли душа у меня? Да, определённо есть. А у Моргана - тем более. Каково это - жить без души? Не иметь своей точки зрения, потому что знаешь правду, не уметь верить и не верить, не знать усталости и прилива сил, ненависти и привязанности...
Я сделал ещё глоток. А что сейчас делает Морган? Он сказал, что найдёт Его. Я подошёл к окну. За окном были звёзды. Я моргнул, и среди звёзд появилась луна. По луне нёсся поезд. Возможно, с тем самым машинистом, не понимающим, как он туда попал.
Я открыл окно, и в него хлынул воздух. У меня за спиной раздался звук бьющегося стекла. Я обернулся.
На полу лежали осколки стакана. Вода разлилась небольшой лужицей, далеко не бесконечной. Вода тянулась куда-то в угол, хотя мне казалось, что она должна была тянуться к окну. Я поднял взгляд в угол. На полу валялись осколки более толстого стекла. Рядом - крышка от банки. Банка не могла разбиться или открыться сама. Значит это - не та банка!

Морган проснулся в библиотеке. Ему снился страшный сон, но благодаря ему он получил, что искал. Под столом стояла банка. Он проверил крышку, и, убедившись в её целости, направился к выходу. Последние несколько дней он провёл в этой библиотеке, сказав её хозяйке, что ему нужно много поработать с историческими текстами. Морган обнаружил, что стоит ему захотеть этого - его губы сами скажут что-нибудь, чтобы слушатель ему поверил и не задавал лишних вопросов.
Хозяйка не могла не заметить выходящего из библиотеки Моргана. Тем более, что он пришёл без банки, а уходил с ней. Но Морган кивнул ей на прощание, и она всё поняла. Или ничего не поняла и просто забыла о существовании Моргана.
Он двигался по улице сквозь толпу. Он понимал, что пропажу заметят. Он знал, с кем ему тогда придётся иметь дело. Но ещё больше он осознавал, под какой угрозой находится мир, пока банка в руках у творца, не творившего этот мир. Чужие творения всегда легче разрушаются. Поэтому нужно было бежать. Бежать далеко. Бежать на край земли и даже дальше. Оставить банку на дне океана или глубоко под землёй или ещё где-нибудь и бежать ещё.
Морган посмотрел по сторонам. Люди, машины, дома... Всё было сделано из картона. Бежать было поздно.
Далеко впереди стала расти стена. Такая же картонная, как и мир вокруг. Морган обернулся. Такие же стены были со всех четырёх сторон от него.
Морган заметил небоскрёб вплотную к одной из стен. не теряя ни секунды, он ринулся к нему. Ему не нужна была лестница - он просто искривил пространство между входной дверью и дверью на его крышу. Быстрее, чем ожидалось, Морган оказался на краю крыши. Стена приближалась по высоте к зданию. Морган разбежался, закрыл глаза, крепко сжал банку и прыгнул. В лицо ударил ветер. Банка почему-то выскользнула из рук.
От этого Морган и проснулся. Он всё ещё был в библиотеке. На этот раз это был действительно сон. Банка оказалась под столом. Рядом, оперевшись на стол, стоял человек в длинном плаще и шляпе. Его глаза и банку разделял стол, и посетитель не видел её.
 - Здравствуй, Морган.
В ответ Морган промолчал.
 - Зачем ты сделал это? Ты же знаешь, что если бы я захотел, я мог бы просто тебя уничтожить и получить её обратно. Мне интересен ответ. Зачем?
 - Я требую уничтожения банки.
 - Ты даже не знаешь её предназначения. К тому же, ты вроде пошёл искать Его.
 - Я нашёл его.
Он придвинул мне книгу. В ней на одной из страниц было подчёркнуто и вычеркнуто несколько слов, составляя фразу "Она уничтожит мир".
 - Послушай, Морган. Эта банка дана мне Им. Он сказал, что я способен создать мир. Если бы я действительно был на это способен - мира уже не было бы.
 - Я видел сон. Неоднократно. Ты открывал банку, и мир комкался, затягиваясь в неё. А потом ты пытаешься создать новый. Но у тебя нет идеи, и ты бродишь по пустоте, освещённой огнями. Только пустота - это не мир. Это то, что появляется там, где нет ничего.
 - Я не смогу создать новый мир. Я не буду использовать банку.
 - Тогда она будет у меня.
Я материализовал стакан и сделал глоток.
 - Дело. Но как только ты исчезнешь, она перейдёт ко мне.
 - По рукам, - ответил Морган. Я сделал ещё глоток и вышел.
Вернувшись в кабинет, я взглянул на полку. Стакан и монета. Последняя показалась мне большей, чем раньше. Я рассмотрел её внимательнее. Вместо старой надписи была отчеканена иная фраза.
 - Она уничтожит мир, - вслух вспомнил я слова Моргана. Я опустил монету в стакан и выплеснул его содержимое в окно, оставшееся открытым. Если Морган так быстро соображает, то он поймёт, что ему делать.

Ветер бил высокое лицо Моргана. Погода не была слишком удобной для восхождения в гору, но у Моргана не было времени. На склоне виднелась деревня. Морган не нашёл места лучше для того, чтобы спрятать банку.
Морган спросил, есть ли в деревне кто-нибудь, интересующийся мистикой. Ему указали на хижину на краю обрыва.
Он постучал в дверь, но та с треском и скрипом отворилась сама. Посередине единственной комнаты стояла девушка и смотрела в потолок. Вокруг неё лежало несколько книг, а стены были заставлены шкафами с травами, банками, книгами и прочим хламом.
 - Здравствуй, - сказал Морган. Девушка опустила на него взгляд. Морган испытал неприятное ощущение, будто на него сверху вниз по всему телу продули сильным потоком воздуха. Ничего не спрашивая, она указала на полку позади неё. Морган понял предложение и достал из-под плаща свёрток с банкой и оставил его там. Прежде, чем уйти, он спросил:
 - Откуда ты поняла, что это я?
 - Не ты один особенный.
 - Морган, - сказал он и протянул ей руку.
 - Вайн, - ответила она и, проигнорировав его протянутую руку, снова уставилась в потолок.
Морган вышел из лачуги, искривив её дверь в библиотеку. Оказавшись в ней, он не поверил глазам. Книги были разбросаны, стол - перевёрнут. Привычной хозяйки не было. На подоконнике стояла картонная фигурка человека в плаще. Морган взял её и обнаружил за ней стакан. В стакане лежала крупная монета. Он вытащил её, вытер об рукав плаща и рассмотрел надпись на ней.
"Судьба - странная штука. Если банка попадёт к Вайн, то она уничтожит мир." Морган уронил стакан, и тот разбился на мелкие осколки, забрызгав его ноги водой.

Я сел за стол и закрыл глаза. Свет погас. Я почувствовал постороннее присутствие в кабинете.
 - Здравствуй. Я смотрю, Морган не вполне понял, что я хотел ему сказать?
 - Это всё твоя игра, не так ли?
 - Может, и так. В любом случае...
 - В любом случае мир стоит на грани исчезновения!
 - Пусть это будет тебе стимулом.
 - Да кто же ты, чёрт тебя возьми! Я не мог сам толкнуть мир на это! Только такая бездушная масса, как ты, могла сделать это!
За спиной раздался грохот.
 - Не пытайся уйти от ответа!
На столе мелькнула его рука с часами. Я почувствовал сильный толчок в спину. В глазах потемнело. Отключаясь, я расслышал его фразу:
 - Пусть это будет тебе стимулом.


Рецензии