1963г. Коммунары

      В сентябре  из Москвы вернулось несколько учеников, поощрённых поездкой за хорошую работу на ремонте школы. Они привезли впечатления, которыми «взахлёб» поделились с нами на школьном собрании. Оказалось, что в Москве они познакомились с новым движением школьной молодёжи. Называлось оно «Коммунары».
  Это движение развернулась в Московских школах в 61-62 годах.
  В принципе, это молодёжное движение было родственно комсомольскому. Но Комсомол к тому времени так «заорганизовали», что оскомина на зубах казалась приятнее. А тут нечто необычное, где все решения можно было принимать самостоятельно без согласования в райкоме и другой бумажно – бюрократической волокиты.

  Именно ощущение первооткрывателей заставляло зажигать энергией наши сердца, души, умы. Этой идеей загорелись и наши товарищи. Они развернули активную деятельность по созданию такой организации.
 
 Комиссаром этого движения была единодушно выбрана Женя из 10-го «Б» . Я не встречал более деятельной и вдохновенной девушки. Она заражала своим энтузиазмом. Она зажигала души и вдохновляла сердца. Она знала о коммунарах всё и готова была отвечать на любые вопросы.

В коммунары вступило более сорока человек. Это было не очень много, но вполне достаточно, чтобы заявить о себе.
  И среди учеников и среди учителей были ярые сторонники и такие же ярые противники.
  Именно борьба за свои права и сплачивала ряды коммунаров.
 
Завуч Е.П. Колтухова была против. Она запретила коммунарам выпускать свою газету, сказала, что достаточно одной школьной газеты, куда коммунары могут вставлять свои статьи. Но первый же выпуск со статьями коммунаров она забраковала и запретила им писать в газету вообще. 
 А директор, Иван Петрович Крыжановский, сразу  понял, что из этого можно извлечь пользу для школы. Поэтому он сказал: «Сделайте так, чтобы вся школа увидела вашу деятельность, тогда я разрешу вам существовать и дам помещение».
 
 Через неделю коридоры школы были украшены плакатами, стало больше порядка в раздевалке и на переменах.
  Иван Петрович сдержал слово и отвёл нам две комнаты в подвале школы, а завхоз, за добровольную помощь в течение нескольких дней, дал нам два стола и несколько стульев.
 
 Успехи вдохновляли нас на новые «подвиги». В самоуправлении мы стремились к суверенитету, а нас хотели заставить подчиняться школьному руководству, боялись анархии.
  К каждому празднику мы готовились особенно тщательно. Оформляли соответственно школу, готовили номера самодеятельности и вечера отдыха.
 
 Благодаря Ивану Петровичу завуч уступила и позволила участвовать в оформлении школьной стенгазеты. Вся школа ощутила нашу работу и нашу «силу».

  И, наконец, 4-го февраля началась «стодневка»! Условно говоря, это сто дней до окончания учебного года.
  Символизирует её вечер встречи с выпускниками прошлых лет. Вечер был подготовлен нами с такой тщательностью и прошёл с таким успехом, что даже завуч признала нас как полезную организацию, хотя и считала, что мы дублируем комсомол.
 
С этого времени мы начали существовать почти официально. Первая организация юных коммунаров в Крыму. Это звучало здорово!
  Конечно, на этом наши беды не кончились. Впереди нас ждало ещё много испытаний, но мы уже знали, что «замять» нас не удастся.
  И в каждом деле, большом и малом, коммунары, как коммунисты были впереди.
  Они стали передовым отрядом комсомольской организации школы.
 
 Вспоминаются поездки на сбор винограда. Мы отказались от «присмотра» учителей, директор доверился коммунарам.
  И вот, под  палящим солнцем кипела работа. Мы собрали норму на три часа раньше срока. И часа полтора отдыхали. Вдруг прошёл слух, что те, кто убирал вчера, перевыполнили норму. Кто-то подал идею собрать больше них. Но было уже два часа дня. Солнце палило немилосердно. Всех разморило и мучило жаждой. Никто не хотел работать. И тогда кто-то крикнул: «Коммунары!... Вперёд!...» И все как один коммунары взялись за работу.
  И я, как наверное каждый, после этого возгласа ощутил неожиданный прилив сил. Я почувствовал, что любой не подчинившийся этому возгласу, станет предателем и на нём повиснет позорное клеймо.
  В этот день мы сделали почти полторы нормы, но нас ждало другое испытание. За нами не прислали машину, забыли. И мы почти 12 километров шли пешком. Можно было доехать на междугородном троллейбусе, но не у всех были деньги. Мы собрали всё, что у нас было, и отправили самых слабых девчонок, а сами пошли пешком. Но никто не упал духом, потому что мы были коммунары.
  Все остальные дошли до школы, отдали директору наряд с выполненной работой, и потребовали заявить колхозу протест. Так жили коммунары.


Рецензии