Панорамное мышление как термин

Наш разум, по своей лености,
занят обычно лишь тем,
что ему легко и приятно;
эта привычка ограничивает
наши познания, и никто
не дал себе труда обогатить
и расширить свой разум до
пределов возможного.
Франсуа де ЛаРошфуко

Эволюционно-особенность человеческого менталитета -- это узость поля сознания (УПС), некогда, у пралюдей и еще более древних человеческих предков бывшая преимуществом в выживании из-за коррелятивно связанных с ней высокоскоростных поведенческих реакций, теперь же, у современного человека, в усложнившемся и усложняющемся мире, но в условиях более безопасных (средняя продолжительность жизни теперь в 3--4 больше, чем у наших предков 3--5 тыс. лет назад), стала недостатком, эволюционно унаследованной отягощенностью человеческого рода, которую можно диагностировать как дефицит панорамного мышления. 

Это означает, что имеется настоятельная потребность во введении нового объекта мысли -- понятия панорамного мышления.
 
ПАНОРАМНОЕ МЫШЛЕНИЕ  -- способ мышления, в процессе которого происходит преодоление эволюционной отягощенности человеческого менталитета -- узости поля сознания и связанных с этим инстинктивных, бессознательных и подсознательных проявлений ментальности, т.е. того, что способно негативно отразиться на качестве мышления и на его результатах.
Панорамное мышление может считаться термином, включающим в себя мышление других типов, в массе людям не свойственных -- таких как системное, латеральное, нестандартное, объемное, изобретательское, прорывное, масштабное, полного спектра, параллельное, более чем однотрековое.

С освоением людьми панорамного мышления, что возможно лишь при перестройке образования с приоритета «учить знаниям» на приоритет «овладевать высшими формами мышления», можно связывать надежды на:

* преодоление глобальных проблем, угрожающих человечеству уничтожением и самоуничтожением, и создание системы цивилизационной безопасности и прогрессивного развития;
* расширении горизонтов неизвестного, доступного человеческому разуму, преодоление эффекта насыщения науки и появление новых возможностей у интеллекта, способного мыслить панорамно, совершать фундаментальные открытия, способные дать новые стимулы совершенствования человека;

Понятия панорамного мышления (ПМ) и дефицита панорамного мышления (ДПМ) были введены мной в 1995 г. в статье "Криминальный диагноз: узкоумие"  и развиты в том же году в заявке на исследовательский грант, направленный в белорусское отделение USIA/IREX (см. Педагогический проект http://inteltech.iatp.by/ped_draft.html).

Зрительное восприятие панорамы давало многим авторам возможность использовать интуитивную понятность панорамного мышления в пространственном или обобщенном пространственном смысле, не определяя его. ПМ использовалось также в юриспруденции, в картографировании и визуализации когнитивных процессов. Понятие ПМ вводилось и в противопоставлении некоему туннельному мышлению, использовалось при анализе технических решений в космонавтике.

Отметим, что ПМ как научный термин, введенный в 1995 г., несмотря на более ранние прецеденты его использования, может считаться новым научным понятием, поскольку в нем панорама впервые была связана с главным субстратом мышления -- корой головного мозга, а использование такого способа мышления -- с преодолением эволюционно-обусловленной особенности человеческого менталитета.

Идея развивать ПТ с помощью педагогических средств кажется естественной, во-первых, потому, что она все больше превращается в первый императив выживания человечества (http://inteltech.iatp.by/imperat_1.html), во-вторых, потому, что в мире, переполненном информацией, гораздо больше значит умение ее отыскивать и творчески использовать, т.е. умение мыслить панорамно.

Доводы в пользу использования ПМ как научного термина:

- ПМ -- это новый термин, имеющий логическое обоснование быть введенным в науку, поскольку стремление преодолевать эволюционную отягощенность мышления -- УПС, являющуюся синонимом ДПМ, -- означает развивать ПМ, в т.ч. и как психофизиологическое понятие;
- ПМ как метафора согласуется с представлением о поверхностном слое мозга -- мозговой корой -- как главном субстрате мышления.
- ПМ имеет признаки образности и интуитивной понятности. 
- ПТ обобщает понятие системного мышления. В самом деле, системное мышление является панорамным (как преодолевающее эволюционную отягощенность), но не всякое ПМ является системным (поскольку люди, думая, пользуются не только системными понятиями).
- ПМ не есть некая абстракция, не имеющая отношения к реальности. Например, элементы ПМ проявляют диспетчер аэропорта, дирижер оркестра за дирижерским пультом, хирург, проводящий операцию, синхронный переводчик, обслуживающий международную конференцию, шоумен, ведущий ток-шоу в прямом эфире, композитор, создающий симфонию или концерт, писатель, обдумывающий замысел романа или повести, актер, играющий на сцене, школьный учитель, ведущий урок, ученый, вводящий в науку новое понятие, юморист, придумывающий новую шутку, и те слушатели, что ее воспринимают. 

В науке, обучении, производственной, аналитической деятельности, в быту, в поступках человек проявляет способности панорамно мыслить, если он:

*обладает живым умом, настроенным на творчество, в т.ч. на производство юмора;

*проявляет открытость ума, готового воспринять новизну, не входящую в систему его представлений или даже вступающую с ней в противоречие;

*находит новую интерпретацию или новое применение знаниям, прежде счившимся абстрактно-теоретическими или бесполезными;

*с честью выходит из трудных ситуаций морального выбора;

*предвидит не только ближайшие, но и отдаленные последствия принимаемых решений или происходящих событий;

*в экстремальных ситуациях не теряет самообладания.

Человек проявляет ДПМ, если он:

*несамокритичен, судит себя по «сниженным» стандартам;

*совершает ошибки недомыслия, не замечая их;

*совершает ошибки типа «недоучел», «не принял во внимание»;

*проявляет упрямство несмотря ни на что;

*не продуцирует юмористических высказываний, не подмечает комизма ситуаций и не реагирует на юмор (словесный, ситуативный), производимый другими;

*равнодушен к тому, что выходит из круга его представлений;

*консервативен и догматичен в пристрастиях и вкусах;

*проявляет раздражительность, слабо мотивированную агрессивность;

*теряет самообладание в экстремальных ситуациях.

Можно утверждать, что ДПМ успешно преодолевают те люди, которые свои слова, действия и поступки соотносят с морально-этическими принципами (в прежние времена таких людей называли добродетельными) -- именно потому, что слишком много есть других людей, таких умственных операций соотнесения не делающих, в поле сознания этические принципы не впускающих и потому обходящихся более узким полем сознания. Блез Паскаль, призывая всех «правильно мыслить», имел  в виду прежде всего этот, моральный аспект мышления. 


Рецензии