Юрий Горобец

Грани и кадры



С "Голубой чашки" и теле-сериала "День за днем" этот мощный артист всегда притягивал мой интерес. Где Горобец, там высокий класс - это было как аксиома.

Его энергия, пусть слегка скована, зато лучится оптимальными дозами, без рискованных для округи взбрыков и взрывов. Мудрость, здравый смысл, скромность, патриотизм, очевидно, свойственны не только его персонажам. И лет 40 назад на первое место в творчестве Юрия Васильевича я бы уверенно поставил фильм «Батька». Одно из сильнейших впечатлений  детства, одна из самых ярких ролей Юрия Горобца. Так получилось, что в начале 1970-х я активно "впитывал" творчество именно этого актера - один за другим накладывались друг на друга "Батька", "День за днем", "Голубая чашка", "Руины стреляют"...

Долго не мог взять в толк, почему именно эти фильмы так много лет не повторяют. Какие-то, зачастую, легковесные ленты гоняют до ряби в глазах. Что до "идеологической вредности", то, наверное, в «Батьке» её не больше, чем в "Освобождении", "Балладе о солдате", "А зори здесь тихие"... К тому же залихватский "боевик" про партизан, не говоря про могучую подпольщицкую эпопею "Руины стреляют"! Всё объяснилось по приобретении: и "Батька", и "Руины..." сняты на "Беларусьфильм"...

Недавно пересмотрел в охоточку весь сериал "День за днем". Костя Якушев, даровитый, но не пробивной художник, - интеллектуальный и волевой центр повествования - на равных с пенсионером дядей Юрой (А. Грибов), инженером Большим (В. Невинным) входит в триаду духовных и моральных лидеров выдающегося теле-романа Михаила Анчарова.

Те давние мои симпатии не случайны: в начале 1970-х Юрий Горобец, действительно, был одним из самых снимаемых, таранно убедительных, проникновенных и колоритных актеров.

А потом - непонятная неугода.
 
Накатила, вынырнула малость замшелистая пора "сильных, но лёгких" типажей, и маститый тяжеловес "Батька" перешел в разряд, по преимуществу, эпизодников. Но сколь ядрёно-прочны и прищурно-точны его герои второго плана, в чём (!) их преимущество даже перед первыми. Чего стоит Антон Деникин в советском сериале "Хождение по мукам" (2-я экранизация, режиссер Василий Ордынский)!

Великий художник, о существовании коего многие забыли, а молодежь не знает и не по своей вине... Откроем заново, пока не поздно!

Откроем, но только, если  наново отроем пласт его восхитительных перевоплощений 30-40-летней давности...

Родился 15 марта 1932 года. Народный артист России (1993). Дважды лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу», в т.ч. Диплом и первая премия «за лучшее исполнение мужской роли» на V ВКФ (Тбилиси, 1972 - к\ф "Батька", 1971). Лауреат Государственной премии СССР (1984 — за участие в фильме «Люди на болоте»). Кавалер ордена Дружбы (2003) и ордена Почета (2007).


Среди лучших ролей: «Морёный» («Исправленному верить»), Костя («Приходите завтра»), Киселёв («Выстрел в тумане»), Алексей (телеспектакль «Возвращение»), комиссар Петровский («Сыновья уходят в бой»), Давыдов (т/с «Поднятая целина»), главный инженер Гуляев («Время её сыновей»), Бабулов («Личное счастье»), Комаренко («Человек теряет кожу»), Ярема («Государственная граница»), списанный пилот Миша («Экипаж»), Глушан («Люди на болоте»), Антоныч («Фанат» и «Фанат-2») и др.

Использован кадр из фильма "Голубая чашка"


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.