Типик и Аспи. Звук

Типик и Аспи. Звук.

«Говори тише!», «Пожалуйста, не кричи!», она повторила эти фразы раз десять за вечер. А я не специально. Я не мог не повышать голос, когда кругом шум, гвалт, гремит музыка, работает телевизор. 

Ещё час назад мы вошли в небольшое тихое кафе. Маленькие окна, в которых мелькают ноги прохожих, сводчатые кирпичные потолки и немного посетителей два-три человека. Два-три… А может три-четыре. Я сейчас пытаюсь вспомнить, но точно не смогу сказать, осталось только смутное ощущение, что в зале присутствовало два или три человека, одним словом - мало. Аня, конечно же, вспомнит точно: сколько присутствовало в зале  людей, где они сидели, кто во что был одет, что у них стояло на столах. Не удивлюсь, если она вспомнит слово в слово их разговоры. Люди за другими столиками разговаривали не громко, и на фоне музыки, на тот момент ещё тихой, я лично не слышал ничего, чувствительности моих ушей было недостаточно. Её слух и память несопоставимо лучше. Впрочем, уникальная память Ани - это отдельная тема, хочу сказать, что она встречается у аспи так же редко как и у типиков, но сейчас речь не о памяти, а о слухе.

Мы сидели, разговаривали, я пил пиво. Постепенно я хмелел, кафешка заполнялась посетителями, прибывающими после окончания трудового дня, и у меня возникло ощущение полной расслабленности и довольства жизнью, так же как и у остальных людей вокруг. Чем больше посетителей оказывалось в кафе, тем чаще Аня просила меня не кричать. А я осознавал что кричу, только после её замечаний, но проходило совсем немного времени, и я опять начинал говорить громко. Я не мог иначе. Публика вокруг что-то громко обсуждала, люди о чем-то говорили, спорили. Многие тоже выпили и постепенно зал наполнился громкими голосами, которые сливались для меня в монотонный гул, лишь иногда я мог различить отдельные возгласы. Обычно человек слушает свой голос и если по какой-то причине(например в ушах наушники с музыкой) не слышит его, он автоматически начинает говорить громче, получается такой механизм с обратной связью – слух контролирует громкость звука голоса. Я начинал говорить громче оттого, что вокруг люди говорили громко, и они все делали тоже самое – почти кричали.

Аня не кричала, она говорила тихо, мне приходилось наклоняться, чтобы её расслышать.
- Почему ты говоришь тихо? – спросил я.
- А зачем кричать? Я всё прекрасно слышу, - ответила она. – Всех остальных тоже слышу.
- Даже тех что за соседними столиками? – не поверил я.
- Я слышу о чём говорят вон те девицы за стойкой.
Она показала в направлении двух девушек, расположившихся в противоположном от нас углу зала на высоких стульях у барной стойки. Вот в это я никак не мог поверить. Мне казалось это нереальным. Между нами и ими был весь шумный зал, в котором играла музыка и сидели  десятки подвыпивших, горластых людей.
- И что же они говорят? – скептически полюбопытствовал я. Мы, типики, не склонны верить на слово, нам нужны доказательства.

Аня начала дословно, слово в слово озвучивать диалог подруг, которые оказались студентками, они обсуждали завтрашний день в институте, какие занятия предстоят, своих «преподов» и прочую чепуху.      

- Если хочешь – пойди к ним и спроси, о чём болтают, - предложила мне Аня. Но, теперь у меня не было оснований ей не верить,  или может мне просто лень было тащиться через весь зал. Да и как можно не поверить человеку, который никогда не врёт.

Тогда я поразился Аниным способностям, но она меня удивляла так часто, что в пору было перестать изумляться вовсе. Сейчас прошло много времени, и я пытаюсь понять этого человека, как-то объяснить её особенности, пытаюсь проникнуть в её мир, пускай даже искаженный моими типичными представлениями. 

Так как же она слышит? Как смогла она услышать тихий разговор на другой стороне шумного помещения? А очень просто.

Я тоже смог бы услышать если бы… Если бы вдруг выключить музыку и телевизор, убрать из помещения или заставить смолкнуть всех остальных людей кроме этих девиц. Вот тогда, в наступившей тишине уверен, я смог бы разобрать о чем они говорили. Девушки не кричали, но, уверен,  разговаривали на приличной громкости, я бы точно услышал, а уж Аня и подавно, слух у неё во много раз тоньше, чем у меня.

Если так же как с девушками поступить с любой другой компанией в зале, то есть, оставить только их, выключив звук у всех остальных, то мы их услышим ещё лучше, чем девиц. Получается – если на каждый источник звука создать свой выделенный канал. То все они будут прекрасно слышны. А сидящий рядом подвыпивший балбес, постоянно орущий в самое ухо? О, этот будет слышен лучше всех.

Мне кажется, слух у Ани устроен именно так. Она слышит все звуки как есть. Они транслируются прямо в мозг, каждый по своему каналу. У нас, типиков, существует некий механизм в голове, который суммирует все входящие звуки и определяет их среднюю величину, в зависимости от этой величины вводится порог для входных сигналов. Все звуки слабее этого порога не воспринимается мозгом, или воспринимается как бесполезный шум. В любом случае, эти подпороговые звуки не несут информацию в мозг, они не значимы. 

Какова роль этого механизма? Скорее всего, это защитный механизм. Он выделяет только самые значимые звуковые сигналы, а самыми значимыми он считает те, что громче. Очень простой механизм – кто громче орёт, того и слушают. Именно поэтому люди, чтобы доказать свою правоту, вместо приведения аргументов переходят на крик. Кто громче орёт – тот убедительнее. И всё благодаря этому защитному механизму.

В мозгу же аспи отсутствует этот механизм, либо он функционирует как-то по другому. В любом случае, получается, что мир звуков типиков и аспи очень сильно разнятся. Боюсь, нам, типикам, трудно даже представить ощущения аспи в этом кафе. Я хочу попытаться это сделать.

Давайте представим себе, что каждому посетителю выдали по мегафону и они, повернув их в нашу сторону, начинают орать во всю глотку, даже в этом случае наш защитный механизм оградит нас от воплей. Он выставит такие пороговые значения, что мы не различим содержащейся в крике информации. Разве что, если заставить этих людей с мегафонами выкрикивать фразы или отдельные слова по очереди, но очень-очень быстро, с большой частотой(чтобы мозг не успевал проинтегрировать входные звуки и выставить защитный порог). Может такой пример как-то позволит представить то, как слышат аспи. Во всяком случае, после такого объяснения мне становится понятным, почему длительное пребывание в такой обстановке не желательно для аспи-людей. Я бы тоже «одурел» от такого «уютного» кафе с милыми посетителями.      

Долго бы вы выдержали в таком месте? Аня продержалась полтора часа…
И всё ради того, что ей очень хотелось повысить навык общения с людьми не такими как она.


Рецензии
ИВАН, ЭТО КОСМОС, НОВАЯ НЕ ПОНЯТНАЯ МНЕ ВСЕЛЕННАЯ. ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ОТЗЫВ МНЕ НАДО ВСЕ ОСМЫСЛИТЬ.
СПАСИБО, ИВАН, ЗА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ.

Наталья Еремеева   05.03.2013 17:49     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за замечательный отзыв!

Вы уловили самую-самую главную мысль всего сказанного, - рядом с нами непознанная и непонятая вселенная, родственная для нас, нуждающаяся в правильном понимании и выработке корректного к себе отношения. Мы должны научиться признавать равенство таких людей, ценить уникальные качества их ума и мировосприятия. Это нужно нам не меньше чем им.

Спасибо за понимание!

Иван Бестелесный   05.03.2013 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.