Дневник Ставропольского партизана. 1942 г

70-летию партизанского движения на Ставрополье – посвящается.

ДНЕВНИК СТАВРОПОЛЬСКОГО ПАРТИЗАНА.
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ.
1942 год

(ПРИЛОЖЕНИЕ к документальной повести «Уходили в поход партизаны…»)

***

Фамилия и имя автора дневника, бойца партизанского отряда Северной группы Орджоникидзевского (Ставропольского) края, который вел записи в период с 29 июля по октябрь 1942 года, остались неизвестными.

Выписки из дневника сделаны в октябре 1943 года участником партизанского движения Владимиром Махновым. Хранятся в Ставропольском архиве ГАСК.

***

«…29 июля 1942 г.
Зерносовхоз им. Кирова Шпаковского района.
Совхоз готовится к эвакуации. Немец уже близко. Идет спешная работа.

Трактора, скот и люди готовятся выйти в поход. Разбираются трактора, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Моторы грузятся на площадки, распределяется горючее, отдаются последние распоряжения начальником политотдела тов. Федоровым.

Жарко. Солнце печет нещадно. Все целые сутки на ногах. Но настроение хорошее, работа кипит, каждый понимает – надо спешить. Велика ответственность каждого, дорога минута.
Эх! Хлеб жалко! Не успеем спрятать, останется. А хлеб, какой!

***

30 июля 1942 г.
Последние приготовления к отъезду.
Скот сегодня идет в далекий путь. Совхоз пустеет, замирает. Какая-то напряженность в воздухе, но все кругом еще тихо, только рабочие развозят по домам хлеб с буртов и прячут его в ямах.
Теперь каждый занят своим личным делом. Меня поражает непривычная тишина.

***

31 июля 1942 г.
День прошел в сборах людей, лошадей, бричек. Вечереет. Солнце багрово-красное золотит макушки лесополосы. Снаряжаются подводы, укладываются вещи. Женщины, старики и дети готовятся в дальний путь. Темнота. Ожидание становится томительным.

Тяжелые минуты прощания людей с родными местами, с людьми, с которыми сжился, сработался! Но им оставаться нельзя. Враг подходит к Труновке которая в семи километрах от центральной усадьбы зерносовхоза.

Раздалась команда. Колонна медленно двинулась к грейдеру. Кони понуро шли, будто понимая всю обстановку. Люди шли рядом и тихо разговаривали. Где-то впереди плакал ребенок. Я провожал колонну до перекрестка. Нас осталось мужчин семь до указания райкома. Спать не пришлось в эту тяжелую ночь.

***

1 августа 1942 г.
Меня срочно вызвали в райком.
Приехал к полудню, встретил знакомых, тоже вызванных.

Чувствовалась напряженность, но люди смеялись и шутили.
Принимала секретарь райкома ВКП(б) Кульпина Е.М. очень тепло. Разговоры были с каждым коротки. Каждый выходил весел и торжественен. С этого часа я стал бойцом партизанского отряда Северной группы.

Сборы были коротки. И вот я простился с совхозом, с людьми, со своей комсомольской организацией и выехал в райцентр. На машине прибыл в РК ВКП(б). Нас собралось несколько человек, поместили в райистреббатальоне. Пока отдыхаем.

В голове много мыслей, но надо хорошо выспаться, завтра будет трудный день.

***

2 августа 1942 г.
Встали рано. Много работы, я не ошибся. Готовим тачанки, брички, продукты. Кормим лошадей, чиним сбрую. Мотаемся до сумерек. И на мельницу, и в «Маслопром». По всем организациям.
 
В селе суета: люди, лошади, машины. Везде вещи, крик, пыль. Эвакуация.

Вечером неожиданно вызвали всех в районный отдел НКВД. Построились, пошли. Ночь тихая, темная. Тревожно. В селе патрули.

Кабинет маленький, чистый. Окна замаскированы. Начальник тов. Шаманаев говорил мало, и сейчас же мы получили гранаты, патроны и винтовки. Ночь прошла в сборах.

***

3 августа 1942 г.
Еще совсем рано. Но все на дворе. Идет подбор лошадей и починка седел. Все остальное готово.

Я связной при РК ВКП(б). Получаю секретное срочное задание – пакет «В зерносовхоз им. Кирова – начальнику».
Маршрут: Петропавловка, Казинка, зерносовхоз.

По грейдеру заслоны войсковых частей, а я без документов и с оружием, на коне... Не задержат ли?

Помогли пакеты, но у начальника заставы все же был. Уже близко совхоз, видна усадьба. Никого нет на усадьбе, тишина. Спешу. Начальник в кабинете, стоят чемоданы, все готово в дорогу. Я поспел вовремя. Ждут сигнала. Поручение стало ясно.

Спешу обратно, быстро прощаемся. Конь приморился, но крепчак попался, 50 км рысью прошел и ничего. Вернулся вовремя, и у нас уже все готово к походу.

Полдень. Пыль, жара. Немец занял Труновку. Выехали, направление наше: первое отделение зерносовхоза «Грачевский» на ст. Спицевка.

Едем на рысях проселочными дорогами, грейдер обстреливают немцы из самолета. По пути народ с тачками, волами, лошадями.

Разбирают хлеб с буртов, а сколько его осталось! К вечеру добираемся до Спицевки. Тысячи голосов, ругань, давка. Люди, лошади, машины и подводы, все смешалось – не разобрать.

Вдобавок светло как днем. Горит элеватор, а вокруг сплошной мрак. Кони шарахаются от огня, по сторонам гигантские тени, искры летят вверх, как фейерверк.

Впереди пробка, маленький деревянный мост не вмещает всех, давка. Напряжение растет ежеминутно. Ожидается бомбежка. Мы теряем свою колонну и проскакиваем мост. Гоним на рысях и скоро пристраиваемся к своим. По дороге подводы в 3 бесконечных ленты. Направление на Кизляр.

Отряд наш всего человек в 60, но все ребята хорошие. Здесь председатель райсовета Лелеков, заместитель начальника районного отдела НКВД Злыдин, оперуполномоченный Шеховцов, Дзюба, редактор газеты Семенов, тов. Демьяненко, Михайлов, Губанов, Куриной, Ивантеев и много других.

Есть также и девушки: второй секретарь РК ВЛКСМ Люба Некрасова, учительница Анна Долина, помполит Тося Енина и другие товарищи из милиции и НКВД.
Народ подобрался хороший, духом крепкий.

***

5 августа 1942 г.
Едем вторые сутки. В пути то же самое: люди, кони, машины, ругань, пыль, жара. Жутко смотреть на все это. Стараюсь не думать, отвлечься.

Сегодня жаркий очень день. Давно не писал, да и особо писать нечего было. А сегодня я встретил своих, четвертое отделение зерносовхоза. Сколько было разговоров. Я отстал от колонны, пришлось догонять.

***

ВОРОНЦОВО-АЛЕКСАНДРОВСК.
Приехали к вечеру и остановились в колхозном саду. Сад большой, хороший. Еще есть яблоки. Готовится ужин, люди и кони отдыхают. У костра песни, тягучие, грустные. Кони аппетитно жуют пахучее сено.

Командиром ставятся часовые. Я старший по караулу.

Прибыл еще отряд, с нами по соседству стал, это апанасенковцы. Молодежь чистит оружие и поет песни. Шумно, весело. Тревога... Воздух... Все затихло. Люди насторожились. В небе немец. Бомбы упали далеко влево. И опять песни и шутки. Ночь прошла спокойно.

Интересно подытожить, где мы были и какие населенные пункты прошли. Попробую. Села: Спицевка, Сергиевка, Северное и г. Кизляр.

Дорогу всю описывать трудно, да и всего не напишешь. А вот время от Кизляра и до конца надо бы все отмечать. Интересные дни пошли, тяжелая, но интересная жизнь наша.

***

ГОРОД КИЗЛЯР.
Остановились в трех километрах от города. Река рядом, прохладно, солнце не печет. Бываем часто в городе за продуктами.

Город не нравится, плохой. В лесу лучше. Каждый вечер песни у костра, семья своя, уже сжились.
Завтра двигаемся к Каспию на соединение с Кизлярским отрядом.

***

В КАМЫШАХ.
В боях еще не были. Стоим в камышах, готовим оружие и продовольствие. Донимают сильно комары.

В походе на постоянные квартиры. Опять переезжаем, но теперь уже на секретные, постоянные квартиры. Едем в Кумли.

***

«12 ЛЕТ ОКТЯБРЯ».
Так называется ногайский колхоз. Здесь-то и начало всему остальному. Наконец-то мы у дела.

В ауле стоят еще отряды: Петровский, Ипатовский, Ачикулакский, Апанасенковский, Советский, Степновский, Воронцово-Александровский, Ворошиловский и другие, с которыми мы соединились.

Образовался отряд Северной группы Ставропольского края под командованием тов. Попова, а комиссаром отрядов был М. И. Золотухин. Слившись в один отряд, мы переехали в Кумли, где был создан центр отряда: штаб, склады и т. д.

***

(НЕ ПОЗДНЕЕ 12 октября 1942 г.)
Операция. Сегодня идем на операцию. Все тщательно готовятся к ней. Идет проверка и чистка оружия, осмотр лошадей и бричек. Заготавливается боепитание. Командиры проверяют все сами.

Идем на ВЛАДИМИРОВКУ. В ней сидит немец. На рассвете, переправившись через речонку, входим в село. Немцы устроили засаду, и в коротком, но жарком бою погиб командир, ведущий конницу.

(15 октября 1942 года в бою с фашистами погиб командир сводной Северной (Восточной) группы ставропольских партизан ОДНОКОЗОВ Алексей Григорьевич, с 8 июля 1941 года первый секретарь Благодарненского райкома ВКП(б) – автор.)

Перестрелка продолжалась недолго. Село было занято нами. В нем мы простояли несколько дней.

Из Величаевки и Урожайного немец все время бил по отрядам, ушедшим в том направлении, но успеха не имел.

***

ИСТОЧНИКИ: 1. Ставрополье: Правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь, 2005 г. ГАСК. Ф. Р-1059. Оп. 1. Д. 15. Л. 14-17.

14 марта 2012 г.                г. Благодарный


Рецензии
Коротко и по делу записывал товарищ. Несмотря на военный бардак, чувствуется в строках уверенный порядок поведения.

С уважением,

Александр Якунин   06.08.2013 20:10     Заявить о нарушении
Подозреваю, что писалось после войны. Есть несостыковки. А может быть и ошибаюсь...

Владимир Пузиков   06.08.2013 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.