операция- пенициллин

ИЗ ИНТЕРНЕТА

Виктор Вольский

Йорктаун, Вирджиния

Веб-сайт: volsky.us

 

“МОССАД” СДЕРЖАЛ СЛОВО

 


Подходит 41-я годовщина начала Шестидневной войны, из которой Израиль вышел региональной сверхдержавой. За минувшие четыре с лишним десятилетия история того, как еврейский Давид сокрушил арабского Голиафа, изучена, кажется, вдоль и поперек. И тем не менее на свет регулярно выплывают ранее неизвестные факты, позволяющие по-новому взглянуть на события тех лет. Об одном из таких эпизодов, подноготная которого стала известна лишь недавно, рассказывается в пространной статье Дорона Геллера на веб-сайте jewishvirtuallibrary.org.

 

Весной 1967 года было очевидно, что Ближний Восток неумолимо сползает к войне, обстановка накалялась с каждым днем. Седьмого апреля в воздушном бою израильские истребители без потерь сбили шесть сирийских “Мигов” последней модели. Пораженные сирийские наблюдатели рассказывали, что пилоты ВВС Израиля действовали так, словно имели исчерпывающие сведения о тактико-технических характеристиках самолетов противника. В этом они не ошиблись – новейший советский истребитель “МиГ-21” действительно был открытой книгой для израильских летчиков.

 

“МиГ-21” начал поступать на вооружение Египта, Сирии и Ирака в 1961 году в условиях чрезвычайной секретности, с соблюдением строжайших мер безопасности. Поставки были обусловлены требованием, что советская сторона берет на себя ответственность за охрану и техническое обслуживание самолетов, а также за подготовку летных экипажей. На Западе ничего не было известно о том, что из себя представляет новый советский самолет, но никто не сомневался, что “МиГ-21” – грозная машина.

 

В 1920 году знаменитый американский ученый и изобретатель Чарльз Стайнмец предсказал, что в недалеком будущем “настанет век малых независимых государств, чьей первой линией обороны будет знание”. В полном соответствии с этим пророчеством, командование Армии обороны Израиля всегда стремилось знать как можно больше обо всех системах оружия, находящихся в распоряжении потенциального противника.

 

Особый упор на этом делал генерал Дан Толковский, создатель израильских ВВС и их командующий в 50-х годах. Он не уставал повторять своим подчиненным: “Основополагающий принцип войны заключается в том, что сторона, владеющая  информацией о вооружении противника, может заранее праздновать победу”. В силу этого израильское командование настоятельно требовало от спецслужб страны соответствующих разведданных.

 

Двадцать пятого марта 1963 года легендарного Иссера Гареля сменил на посту главы израильской внешней разведки “Моссад” Меир Амит. Едва освоившись в должности, он начал опрашивать генералов, какие задачи им хотелось бы поставить перед его ведомством. Командующий ВВС Мордехай Ход ответил, что было бы неплохо заполучить исправный “МиГ-21”.  Трудно сказать, верил ли генерал Ход в осуществимость своей мечты, но новый глава разведслужбы отнесся к его просьбе с полной серьезностью.

 

Специалисты “Моссада” долго ломали голову над тем, как удовлетворить пожелание летчиков. Возможных вариантов было немного - подкуп, перехват самолета в арабском порту разгрузки, внедрение агента на арабскую авиабазу – и все они не сулили успеха. В конце концов было решено, что лучше всего попробовать уговорить арабского летчика перелететь в Израиль. И тут на помощь пришел случай: некий иракский еврей из Багдада дал знать, что, если Израиль желает заполучить “МиГ-21”, он, Иосиф Шамаш, попробует это устроить.

 

Почти вся еврейская община Ирака, насчитывавшая более 100 000 человек, в начале 1950-х годов была перевезена в Израиль. В Ираке осталось в лучшем случае около тысячи евреев. В их числе был и Иосиф Шамаш. Он вырос в нищете и в возрасте 10 лет был продан родителями в кабалу богатому клану христиан-маронитов.

 

Хотя Иосиф не переступал порога школы и так и не выучился читать и писать, природная смекалка помогла ему, подобно его библейскому тезке, стать фактически главой этой нееврейской семьи. Ни одно решение не принималось без его совета, он присутствовал на всех семейных сборищах, по всем вопросам ему принадлежало последнее слово. Он стал центральной фигурой в семье, все члены которой любили и уважали его, считались с ним, неукоснительно следовали его советам.

 

Но в один прекрасный день жизнь бесцеремонно напомнила Иосифу, что он изгой и никогда не станет по-настоящему своим среди арабов. Родовой глава семьи в пылу ссоры грубо оскорбил Иосифа, напомнив ему, что он чужак. И хотя маронит, остыв, извинился, Иосиф не забыл оскорбления и решил, что коль скоро он еврей, ему не мешало бы узнать, что это значит. Он дожил почти до 60 лет, имея лишь смутное представление об иудаизме и Израиле.

 

Вскоре Иосиф Шамаш стал пламенным израильским патриотом и предложил свои услуги “Моссаду”. В конце 1964 года он дал знать, что один из членов его приемной семьи, пилот иракских ВВС по имени Мунир Редфа, недоволен своей судьбой, жалуется на дискриминацию христиан-маронитов со стороны властей и подумывает о том, чтобы уехать из Ирака. Иосиф был уверен, что Мунира можно будет уговорить перелететь в Израиль, и брался свести его с израильскими агентами.

 

О том, что произошло дальше, существует две версии. Как пишет Дорон Геллер, Меир Амит поручил своему ведущему агенту в Багдаде – красавице-американке – познакомиться с Муниром Редфой и втереться к нему в доверие. По другим сведениям, американка, вращавшаяся в светских кругах иракской столицы, по своей собственной инициативе вышла на Мунира. Как бы то ни было, они познакомились на каком-то светском рауте и быстро сошлись.

 

В разговорах со своим новым возлюленным агент израильской разведки узнала, что 32-летний заместитель командира эскадрильи иракских ВВС считает себя патриотом своей страны, но категорически против войны, которую его правительство развязало против курдского меньшинства на севере страны. Особое возмущение пилота-христианина вызвал тот факт, что его заставляют бомбить беззащитное мирное население иракского Курдистана.

 

Мунир Редфа также затаил обиду по поводу того, что его обошли по службе при назначении нового командира эскадрильи и что ему разрешают летать только с топливными баками малой вместимости, потому что, будучи христианином, он не пользуется полным доверием командования. И вообще он сомневается в том, что у него есть будущее в Ираке. Арабский пилот однажды даже вскользь восхищенно отозвался о “крохотном Израиле, который мужественно противостоит мусульманской громадине”.

 

В июле 1966 года американка позвала своего возлюбленного отдохнуть в Европе. Он с радостью согласился. В один прекрасный день она предложила ему слетать с ней в Израиль. У нее там есть друзья, которые смогут ему помочь по-новому устроить свою жизнь, намекнула красавица. И выложила на стол авиабилеты и новенький паспорт на имя Моше Мизрахи.

 

Иракский летчик понял, что его подруга – агент израильской разведки и что ее интерес к нему продиктован отнюдь не любовью. Укол мужскому самолюбию? Безусловно. Но, с другой стороны, перед ним открылись заманчивые перспективы – израильтяне обещали миллион долларов за “МиГ-21”. Мунир Редфа согласился выслушать израильское предложение.

 

По другой версии, которую рассказал в английской газете Time Узи Махнайми, Иосиф Шамаш уговорил Мунира и его жену Бетти поехать с ним на отдых на греческие острова. Там он познакомил их со своим приятелем Джошем – на самом деле израильским летчиком Зеевом Лироном. «Джош поможет тебе уехать из Ирака», – шепнул Иосиф иракскому пилоту.

 

“Когда Мунир услышал, что нам надо, и что мы хотим, чтобы он перелетел к нам на своем самолете, он чуть в обморок не упал», - рассказывает Лирон. “Мой “МиГ”? В Израиль? Вы что, спятили?” – кричал иракский летчик. Он указал, что даже если бы он и согласился, топлива в баках его самолета не хватит, чтобы добраться до Израиля, и в любом случае его собьют, если он отклонится от заданного маршрута. Но Лирон был готов к возражениям. Он разложил на столе карту и как летчик летчику показал иракскому коллеге, что технические препятствия к побегу преодолимы.

 

Наконец израильтянину удалось убедить Мунира. Но к утру того вновь одолели сомнения, вспоминает Лирон. Нужно было срочно что-то предпринимать. Зеев Лирон связался с начальником штаба Армии обороны Израиля Ицхаком Рабином (будущим премьер-министром). Выслушав пилота, Рабин приказал: “Привези его в Израиль, покажи ему, где он должен будет приземлиться, дай ему полетать в одном из наших самолетов”.

 

Зееву Лирону удалось уговорить Мунира Редфу поехать в Израиль. Он был принят командующим ВВС Израиля Мордехаем Ходом, который ознакомил его с планом побега. Израильский генерал сказал, что для перелета в Израиль разработан зигзагообразный маршрут, пролегающий в мертвых зонах на стыке зон действия иракских и иорданских радаров. Побег сопряжен с большим риском, полет неблизкий - 900 километров, если сослуживцы Мунира догадаются о его планах, он будет сбит, если им это не удастся, то же самое попытаются сделать иорданцы.

 

Его единственная надежда – не терять присутствия духа и в точности следовать разработанному израильтянами маршруту, о существовании которого арабы не подозревают. “Имей в виду, как только ты отклонишься от полетного задания, обратного пути уже не будет”, - предупредил Мордехай Ход. После недолгого раздумья Мунир Редфа кивнул и лаконично сказал: “Вы получите свой самолет”.

 

В последующие дни иракский летчик и его израильские коллеги дотошно прорабатывали все детали предстоящей операции. К великому изумлению Мунира Редфы , израильтяне оказались в курсе всего, что происходит на его авиабазе, знали, где что находится, как зовут всех иракских военнослужащих и советских советников, каков учебно-тренировочный график на базе, в какие дни разрешены дальние полеты, в какие – ближние.

 

За советский истребитель иракскому летчику была обещана царская награда, и сверх того - израильское гражданство, дом и пожизненная работа, а также гарантии полной безопасности его родных и близких. Муниру было обещано, что из Ирака вывезут не только его жену и детей, но также всех остальных членов его семьи. Иосиф Шамаш тоже обещал помочь.

 

Мунир Редфа назначил побег на август, условился, в какие дни израильские ВВС должны будут ждать его, и уехал в Европу, а оттуда вернулся домой в Ирак. Вскоре члены его семьи начали один за другим под разными предлогами уезжать за границу – кто якобы по медицинской надобности, кто якобы в туристическую поездку. Тем временем Мунир готовился к побегу, стараясь не выдать снедавшего его возбуждения.

 

И вот пришел урочный день: 16 августа ему предстояло отправиться в очередной учебно-тренировочный полет. Пилот приказал команде наземного обслуживания до отказа залить горючим баки своего “МиГа”. По правилам на это требовалась санкция советских советников. Но иракцы недолюбливали советских “друзей”, которые относились к ним с нескрываемым презрением, и были рады услужить своему соотечественнику. Мунир поднялся в воздух с полными баками.

 

Он лег на курс в направлении на Багдад, но неожиданно резко повернул на запад. Радиолокаторы иракской службы ПВО зафиксировали его маневр, в наушниках летчика зазвучали истерические приказы немедленно поворачивать назад. Мунир выключил радио. В сотнях миль к западу израильские радары засекли светящуюся точку, приближающуюся с востока. В воздух поднялась эскадрилья израильских “Миражей” и направилась навстречу долгожданному гостю. Последовал обмен условными сигналами, и самолеты ВВС Израиля, пристроившись по бокам иракского “МиГа”, повели его на свою базу в пустыне Негев.

 

В тот же день агенты “Моссада” арендовали два микроавтобуса и загрузили в них оставшихся членов семьи Мунира, которые собрались в пригороде Багдада якобы на пикник. Их доставили на границу с Ираном, через которую их провели проводники – курдские повстанцы. На территории дружественного Израилю Ирана (напомню, что при покойном шахе Иран был стойким союзником еврейского государства) путников ждал вертолет. Их доставили на аэродром, откуда они вылетели в Израиль. “Моссад” сдержал свое слово – все родственники Мунира Редфы были благополучно вывезены из Ирака, а генерал Мордехай Ход получил свой “МиГ-21”.

 

Сенсационная история об иракском летчике, перелетевшем на своем военном самолете в Израиль, обошла все газеты мира. Москва, вне себя от ярости и  унижения, гневно требовала возвращения самолета. Израиль отказался, но не спешил передавать ценный трофей и Соединенным Штатам, чтобы без нужды не дразнить Советский Союз. Доступа к “МиГу” требовали также Великобритания, Франция и другие западные державы, но Тель-Авив молчал.

 

А тем временем израильские летчики тщательно изучали трофейный самолет на земле и в воздухе, в условиях крейсерских полетов и имитации воздушных боев. И когда год спустя грянула Шестидневная война, ВВС Израиля располагали исчерпывающей информацией обо всех сильных и слабых сторонах наиболее современного советского самолета, стоявшего на вооружении у основных противников еврейского государства.

 

Спустя несколько месяцев, когда страсти несколько улеглись, Израиль передал трофейный “МиГ” американцам, которые благодаря этому смогли значительно углубить свои представления об уровне технического развития советских вооруженных сил. На израильском подарке выросло целое поколение американских военных летчиков. Этот дар послужил значительному укреплению дружественных связей между США и еврейским государством. Тогда-то Вашингтон впервые согласился поставлять Израилю современные самолеты.

 

В то же время советскому престижу был нанесен чувствительный удар. Мунир Редфа принадлежал к числу наиболее опытных иракских летчиков, который был тщательно проверен советскими и иракскими органами безопасности, прежде чем его приняли в элитарную боевую часть в составе ВВС Ирака. Израиль много лет скрывал свою роль в побеге Мунира, хотя в Москве с самого начала не сомневались, что это работа “Моссада”.

 

Что касается иракского перебежчика, по одним сведениям, Мунир Редфа поселился с семьей в Израиле, где получил работу и начал новую жизнь. По другим данным, он по настоянию жены, не прижившейся на новом месте, покинул Израиль после Шестидневной войны, в победоносный исход которой он вложил немалую лепту, и с помощью “Моссада” осел в одной из западных стран в качестве владельца бензоколонки. Он умер от инфаркта в 1998 году.

 

Иосиф Шамаш дожил остаток своих дней в родном Ираке в сознании выполненного долга перед семьей, которую он любил всю жизнь, и страной, патриотом которой он стал на склоне лет.

 Июнь 2008 г.



ОПЕРАЦИЯ "ПЕНИЦИЛЛИН". КАК УГНАЛИ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21

http://blogs.mail.ru/mail/lena16-91/7ef18f55dce1a28e.html
("окрасить" по google.com)
Полвека назад началась воздушная война в небе Кореи, в которой на стороне северян воевали советские добровольцы. Схлестнуться им предстояло с американскими асами. Но наш рассказ не об этом. В небе Кореи появился лучший по тому времени советский серийный истребитель МиГ-15.
 Миг-15 ВВС Северной Кореи. Музей ВВС США.
 Противостоял ему американский истребитель F-86 Sabre.
С тех самых пор МиГи участвовали во всех локальных войнах и во многих конфликтах. Совершенно естественно, что эти самолеты стали одним из объектов пристального внимания разведок всего мира. На них объявили охоту. Заполучить «живой» МиГ – это не только раскрыть секреты боевой машины, но и показать, на что способна разведка, сумевшая разработать и осуществить такую блестящую операцию.
 
Как правило, в этих операциях ставка делалась на перебежчиков. Если все заканчивалось удачно, то «обиженная» сторона пыталась замолчать скорбный факт похищения, не очень-то распространялась и «удачливая» сторона. Тайна была взаимной. Но, как известно, со временем все тайное становится явным. Я попыталась восстановить в подробностях операции спецслужб по угону МИГов.
Согласитесь, это ведь тоже хотя и своеобразная, но частичка биографии самолетов МиГ.

ОХОТНИКИ ЗА САМОЛЁТАМИ

После корейской войны МиГ-15 никого уже не интересовал. До сих пор точно неизвестно, сколько точно их было сбито, но эта цифра переваливает за две сотни. Бои были жестокими, скоростными, высотными, и успех в них, надо признать, был переменным.

Американская разведка с самого начала войны охотилась за МиГ-15. Летчикам был отдан приказ постараться принудить машину к посадке.
Американцы во всех удобных случаях свозили останки сбитых МиГов на специальную базу, где авиационные эксперты тщательно их изучали. Для специалистов достаточно и обломков, чтобы определить боевые возможности машины.

Удача нашла американцев в 1956 году, когда израильтяне вели бои с арабами на Синайском полуострове. Тогда было захвачено несколько аэродромов с целехонькими МиГ-15 и, что важнее, МиГ-17.
 Миг-17 ВВС Ирака. The Israeli Air Force Museum (Muzeyon Heyl ha-Avir) is located at Hatserim Israeli Air Force Base, Israel.
Израильское правительство имело с Соединенными Штатами каналы секретного «товарообмена». Американцы поставляли Израилю военное оборудование и снаряжение в обмен на разведывательные данные и образчики военной техники. Советские МиГи стали денежным эквивалентом секретной игры.

Американцы охотно и в любых количествах брали МиГи. По инициативе морского летчика Фрэнка Аулта была организована «Школа истребительного вооружения». Она знакома вам по кодовому названию «Топ Ган». В этой школе в течение пяти недель проходила интенсивная тренировка летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.
Школа имела две эскадрильи МиГов, а это почти два десятка машин.

Назревала война на Ближнем Востоке. Египет, Сирия и Ирак ополчились против маленького Израиля.
В эти годы между Советским Союзом и Израилем существовали полнокровные дипломатические отношения. И руководство Израиля пыталось сблизиться с СССР, но Москва занимала проарабскую позицию. Больше того, уже начались секретные поставки новейших истребителей МиГ-21 в Египет и Ирак. Эти самолеты только-только были запущены в серию.

 О том, что у Советов появился новый истребитель, неизвестно было только разведке, которая была настолько ленива, что не могла даже пошевелить мозгами. Новинку можно было «вычислить» по... газетным публикациям.

 
В конце 60-х в советских газетах частенько появлялись сообщения о новых авиационных рекордах, установленных на самолетах, скрывавшихся под индексом Е. Летчики Георгий Мосолов и Константин Коккинаки то забирались на недоступные самолетам высоты, то стремительно носились по замкнутым маршрутам, выжимая из самолетов невиданную скорость.
 Георгий Мосолов
 Константин Коккинаки
Их рекорды стали достоянием мировой гласности не случайно. В последнее время участились полеты американских разведывательных высотных самолетов «Локхид» U-2 над советской территорией. Американцы знали, что у русских нет самолетов, способных подняться до 20 000 метров. И вот оказалось – есть! Е-66 достиг высоты 34 714 метров.
 «Локхид» U-2
Не надо быть искушенным аналитиком, чтобы догадаться: раз есть самолет-рекордсмен – значит, в скором времени появится и серийный самолет примерно с такими же возможностями.

А над городом Горьким уже можно было видеть самолеты с необычным треугольным крылом. Аэродром авиационного завода переставал гудеть только в ненастные дни. Скоро все мальчишки уже знали марку нового самолета – МиГ-21. Были ли в те годы в городе шпионы – неизвестно, но запуск самолета в серию не мог пройти незамеченным.

Скоро их обнаружили на Ближнем Востоке.

 
“МиГ-21” начал поступать на вооружение Египта, Сирии и Ирака в 1961 году в условиях чрезвычайной секретности, с соблюдением строжайших мер безопасности. Поставки были обусловлены требованием, что советская сторона берет на себя ответственность за охрану и техническое обслуживание самолетов, а также за подготовку летных экипажей. На Западе ничего не было известно о том, что собой представляет новый советский самолет, но никто не сомневался, что “МиГ-21” – грозная машина.

В 1920 году знаменитый американский ученый и изобретатель Чарльз Стайнмец предсказал, что в недалеком будущем “настанет век малых независимых государств, чьей первой линией обороны будет знание”. В полном соответствии с этим пророчеством, командование Армии обороны Израиля всегда стремилось знать как можно больше обо всех системах оружия, находящихся в распоряжении потенциального противника.

ОПЕРАЦИЯ «ПЕНИЦИЛЛИН»
Создатель и командующий ВВС Израиля Дан Толковский сказал в те годы: «Основной принцип ведения войны: чтобы победить, нужно знать оружие, которым воюет противник. Основополагающий принцип войны заключается в том, что сторона, владеющая информацией о вооружении противника, может заранее праздновать победу”.
 Дан Толковский, командующий ВВС Израиля 1953-1958.
Двадцать пятого марта 1963 года легендарного Иссера Хареля сменил на посту главы израильской внешней разведки “Моссад” Меир Амит. Едва освоившись в должности, он начал опрашивать генералов, какие задачи им хотелось бы поставить перед его ведомством. Командующий ВВС ответил, что было бы неплохо заполучить исправный “МиГ-21”.
 Меир Амит (слева) на церемонии окончания курсов артиллерийских офицеров.
 Главком ВВС генерал Мордехай Ход (справа)
В aпреле 1965 года, командующий израильскими ВВС обратился к шефу «Моссада» Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона новейшего по тем временам самолёта МиГ-21. Надвигающаяся война была «не за горами». Израильские спецслужбы восприняли его слова как руководство к действию. Приступил к разработке операции по захвату МиГ-21 и МОССАД.

К 1963 году истребители этого типа входили в состав воздушных сил Сирии, Египта и Ирака. Израиль уже предпринимал неоднократные попытки обзавестись новейшей машиной, но они не привели к желаемому результату.

 
Разведка довольно быстро нашла в египетских ВВС недовольного действиями правительства летчика, который и согласился угнать самолет. А недоволен он был бомбардировками Йемена. Египет поддерживал режим, который пытался подавить повстанческое движение.

В 1964 году самолет был угнан, но это был не МиГ, а устаревший Як, которому место было разве что в музее. Обещанных денег египетский летчик не получил. Разведка помогла ему изменить внешность и обосноваться в Аргентине.

Годом позже была предпринята еще одна попытка, но в последний момент летчик отказался угонять самолет.

А тем временем военное подразделение МОССАД собирало подробную информацию обо всех пилотах Сирии, Египта и Ирака. Эфирные разговоры, которые вели летчики во время полетов, прослушивались и записывались, а затем подробно анализировались лингвистами, психологами и другими специалистами. Досье дополнялись сведениями о карьере летчиков, их семейной жизни, окружении, слабостях и пороках, нащупывались их «слабые места».

Аналитики МОССАД пришли к выводу, что операция вполне может быть успешной, если ставку сделать на летчика-немусульманина. Круг кандидатов на вербовку сразу сузился. В среде арабских летчиков христиан были единицы.

В этот список попал иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи – христианин-ассириец. Карьера его была блестящей. В те годы он считался лучшим пилотом Ирака, а учился летать он в СССР, освоив несколько типов боевых самолетов, в том числе и МиГ-21.
К побегу его склонил слуга дома, который был для Мунира духовным отцом. Этим слугой был иракский еврей Иосиф Максур (другое имя Иосиф Шамаш).
Почти вся еврейская община Ирака, насчитывавшая более 100 000 человек, в начале 1950 годов была перевезена в Израиль. В Ираке осталось в лучшем случае около тысячи евреев. В их числе был и Иосиф Шамаш. Он вырос в нищете.
Хотя Иосиф не переступал порога школы и так и не выучился читать и писать, природная смекалка помогла ему, подобно его библейскому тезке, стать фактически главой этой нееврейской семьи. Ни одно решение не принималось без его совета, он присутствовал на всех семейных сборищах, по всем вопросам ему принадлежало последнее слово. Он стал центральной фигурой в семье, все члены которой любили и уважали его, считались с ним, неукоснительно следовали его советам.

Иосиф решил, что коль скоро он еврей, ему не мешало бы узнать, что это значит. Он дожил почти до 60 лет, имея лишь смутное представление об иудаизме и Израиле.

Вскоре Иосиф Шамаш стал пламенным израильским патриотом и предложил свои услуги “Моссаду”.

Он объяснил Муниру, что рано или поздно в Ираке начнутся гонения на христиан. Их тогда уже начали вытеснять со всех государственных служб и даже арестовывали по вымышленным обвинениям. Пока летчик нужен, его не тронут, но придет время – и его заменят мусульманином. Так как в это время в Ираке начались преследования христиан, семья Редфа стремилась покинуть страну, и это послужило, видимо, основным мотивом для Мунира. Ему было предложено 500 тысяч английских фунтов (более миллиона долларов) и израильское гражданство.

Слуга Иосиф Максур (Шамаш) вышел на связь с израильским посольством в Париже через третье лицо.
В дело также была брошена красивая женщина, американка еврейского происхождения. Она была агентом МОССАД и среди многих кандидатов на вербовку сама выбрала Мунира Редфи.

Они познакомились на каком-то светском рауте и быстро сошлись.

В разговорах со своим новым возлюбленным агент израильской разведки узнала, что 32-летний заместитель командира эскадрильи иракских ВВС считает себя патриотом своей страны, но категорически против войны, которую его правительство развязало против курдского меньшинства на севере страны. Особое возмущение пилота-христианина вызвал тот факт, что его заставляют бомбить беззащитное мирное население иракского Курдистана.

Мунир Редфа также затаил обиду по поводу того, что его обошли по службе при назначении нового командира эскадрильи и что ему разрешают летать только с топливными баками малой вместимости, потому что, будучи христианином, он не пользуется полным доверием командования. И вообще он сомневается в том, что у него есть будущее в Ираке. Арабский пилот однажды даже вскользь восхищенно отозвался о “крохотном Израиле, который мужественно противостоит мусульманской громадине”.

В июле 1966 года американка позвала своего возлюбленного отдохнуть в Европе. Он с радостью согласился. В один прекрасный день она предложила ему слетать с ней в Израиль. У нее там есть друзья, которые смогут ему помочь по-новому устроить свою жизнь, намекнула красавица. И выложила на стол авиабилеты и новенький паспорт на имя Моше Мизрахи.

Иракский летчик понял, что его подруга – агент израильской разведки и что ее интерес к нему продиктован отнюдь не любовью. Укол мужскому самолюбию? Безусловно. Но, с другой стороны, перед ним открылись заманчивые перспективы – израильтяне обещали миллион долларов за “МиГ-21”. Мунир Редфа согласился выслушать израильское предложение.

Мунир Редфи согласился на угон самолета, но при условии, что его семью и всех родственников вывезут из Ирака.
Из Парижа иракский ас был тайно доставлен в Израиль на авиабазу Хацор. Там его встретил сам командующий ВВС Мордехай Ход. Совместно они обсудили предполагаемый курс самолета. Мордехай Ход ознакомил его с планом побега. Израильский генерал сказал, что для перелета в Израиль разработан зигзагообразный маршрут, пролегающий в мертвых зонах на стыке зон действия иракских и иорданских радаров. Побег сопряжен с большим риском, полет неблизкий - 900 километров, если сослуживцы Мунира догадаются о его планах, он будет сбит, если им это не удастся, то же самое попытаются сделать иорданцы.

Его единственная надежда – не терять присутствия духа и в точности следовать разработанному израильтянами маршруту, о существовании которого арабы не подозревают. “Имей в виду, как только ты отклонишься от полетного задания, обратного пути уже не будет”, - предупредил Мордехай Ход. После недолгого раздумья Мунир Редфа кивнул и лаконично сказал: “Вы получите свой самолет”.

В последующие дни иракский летчик и его израильские коллеги дотошно прорабатывали все детали предстоящей операции. К великому изумлению Мунира Редфы , израильтяне оказались в курсе всего, что происходит на его авиабазе, знали, где что находится, как зовут всех иракских военнослужащих и советских советников, каков учебно-тренировочный график на базе, в какие дни разрешены дальние полеты, в какие – ближние.

За советский истребитель иракскому летчику была обещана царская награда, и сверх того - израильское гражданство, дом и пожизненная работа, а также гарантии полной безопасности его родных и близких. Муниру было обещано, что из Ирака вывезут не только его жену и детей, но также всех остальных членов его семьи.

Предстояло пролететь 900 километров, минуя станции слежения на территории Ирака и Иордании. За 25 минут полета Мунир Редфи мог быть сбит или иранскими, или иорданскими истребителями. Да и над Израилем его подстерегала опасность: строжайшая секретность операции не позволяла заранее предупредить службу ПВО.

Операция, которая так успешно началась, получила почему-то медицинское название - «Пенициллин».

МОССАД удалил из Ирака всю свою агентурную сеть, которая своей активностью могла навлечь подозрения. Для обеспечения эвакуации родственников летчика было заслано пять оперативных групп. Разведчики быстро договорились с курдами, и те обещали помочь.

Семью Мунира Редфи отправили в Лондон, якобы для срочного лечения сына.

17 февраля 1966 года в адрес одного из европейских центров МОССАД пришла из Ирака открытка: «У нас все в порядке. Скоро возьму пенициллин. Привет новым друзьям. До скорой встречи».

Время пошло... Но полет все откладывался. Советские военные специалисты, предвидя возможность угона самолета, заправляли баки горючим только на выполнение тренировочного полета.

Удобный случай представился лишь 14 августа. В этот день полет предполагался длительным, и к самолету подвесили дополнительный бак. Мунир набрал высоту и тут почувствовал в кабине запах едкого дыма. Пришлось идти на посадку. Техники обнаружили замыкание в электроцепи.
 Лишь на следующий день все сложилось удачно. Поднявшись с аэродрома в 7.30 утра, Мунир Редфи взял курс на восток, а затем, сломав его, бросил свой МиГ-21 к самой земле.

Радиолокаторы иракской службы ПВО зафиксировали его маневр, в наушниках летчика зазвучали истерические приказы немедленно поворачивать назад. Мунир выключил радио. В сотнях миль к западу израильские радары засекли светящуюся точку, приближающуюся с востока. В воздух поднялась эскадрилья израильских “Миражей”под командованием командира авиабазы Шломо Барэкета, и направилась навстречу долгожданному гостю. Последовал обмен условными сигналами, и самолеты ВВС Израиля, пристроившись по бокам иракского “МиГа”, повели его на свою авиабазу в Хацоре. В 7.55 колеса угнанного самолета коснулись взлетно-посадочной полосы аэродрома.
Проблема с вывозом всех родственников решалась параллельно: сначала в Швейцарию перебрался дядя лётчика, туда же на счёт в банке было переправлено 250 000 английских фунтов.
В тот же день агенты “Моссада” арендовали два микроавтобуса и загрузили в них оставшихся членов семьи Мунира, которые собрались в пригороде Багдада якобы на пикник. Их доставили на границу с Ираном, через которую их провели проводники – курдские повстанцы Мустафы Борзани. На территории дружественного Израилю Ирана (напомню, что при покойном шахе Иран был стойким союзником еврейского государства) путников ждал вертолет. Их доставили на аэродром, откуда они вылетели в Израиль. “Моссад” сдержал свое слово – все родственники Мунира Редфы были благополучно вывезены из Ирака, а генерал Мордехай Ход получил свой “МиГ-21”.

Чтобы скрыть операцию по угону, разведчики МОССАД подготовили главный козырь. На пресс-конференции журналистам было продемонстрировано письмо иракского летчика, пришедшее десять дней назад. В этом письме он, якобы намереваясь покинуть свою страну по личным мотивам, просит принять его.

У прессы не было вопросов – все было ясно.

Израиль не спешил передавать ценный трофей и Соединенным Штатам, чтобы без нужды не дразнить Советский Союз. Доступа к “МиГу” требовали также Великобритания, Франция и другие западные державы, но Тель-Авив молчал.

А тем временем израильские летчики тщательно изучали трофейный самолет на земле и в воздухе, в условиях крейсерских полетов и имитации воздушных боев. И когда год спустя грянула Шестидневная война, ВВС Израиля располагали исчерпывающей информацией обо всех сильных и слабых сторонах наиболее современного советского самолета, стоявшего на вооружении у основных противников еврейского государства.

Спустя несколько месяцев, когда страсти несколько улеглись, Израиль передал трофейный “МиГ” американцам, которые благодаря этому смогли значительно углубить свои представления об уровне технического развития советских вооруженных сил. На израильском подарке выросло целое поколение американских военных летчиков. Этот дар послужил значительному укреплению дружественных связей между США и еврейским государством. Тогда-то Вашингтон впервые согласился поставлять Израилю современные самолеты.

Тем временем в Ираке были расстреляны офицеры, под чьим командованием служил Редфа. Что стало с нашими советниками – неизвестно. Вскоре МиГ-21 был продемонстрирован на авиационном параде в Тель-Авиве. Летчик-испытатель израильских ВВС дал высокую оценку самолету.
 Кто знает, как бы сложилась война Израиля с арабскими странами в июне 1967 года, если бы не были раскрыты тайны новейшего истребителя и другой похищенной у арабов советской военной техники. А так она продлилась шесть дней и закончилась полной победой израильтян.

МОССАД тщательно скрыл дальнейшую судьбу Мунира Редфи.
В западной прессе было опубликовано сообщение, что в возрасте 58 лет скончался человек, некогда угнавший в Израиль истребитель МиГ-21. Газеты писали, что все эти годы он жил вполне счастливо и безбедно, продолжал работать летчиком в одной из частных авиакомпаний. Правда, маршруты его полетов пролегали в основном над безлюдьем пустынь. Он обслуживал нефтепромыслы.
По другим данным, он по настоянию жены, не прижившейся на новом месте, покинул Израиль после Шестидневной войны, в победоносный исход которой он вложил немалую лепту, и с помощью “Моссада” осел в одной из западных стран в качестве владельца бензоколонки. Он умер от инфаркта в 1998 году.

Самолёт МИГ-21 в музее ВВС Израиля 


Рецензии