Кайф наизнанку

В Ростовской области бьют тревогу: зафиксировано несколько смертей подростков, употреблявших токсические вещества. Алкоголь, сигареты и химические препараты – «игрушки» не для детей. Все ли взрослые это понимают?

Федеральный закон №171, запрещающий торговлю алкоголем и сигаретами вблизи школ (расстояние от школы до ларьков определяется местной администрацией), принят. Но отдельный документ, предписывающий порядок внедрения и соблюдения этого закона, ещё обсуждается на уровне страны. Кстати, в документе указаны только табачные изделия и алкоголь. Токсические вещества, «опасные» лекарства и химические препараты не обозначены.

— Я проводила беседы с продавцами магазина, расположенного недалеко от школы, затем чтобы они смотрели, кому и что продавать, — говорит директор Орловской школы №2 Ирина Ивановна Боровскова. – Вам лучше попытаться застать таких «покупателей» и продавцов с поличным.

— Около нашей школы никаких ларьков нет, — утверждает директор Майорской школы Татьяна Николаевна Безуглова. – Ближайший магазинчик – это пункт продажи хлеба.

Вблизи Островянской школы, говорит директор Людмила Ивановна Светличная, вообще нет никаких магазинов.

Но магазины есть в самих населённых пунктах, а, как пояснили в одной из школ, «если школьники захотят найти грязь, они смогут пройти расстояние и более, чем 500 метров».

При этом ситуацию регулируют не директора школ, а бизнес, местная администрация и сфера строительства. Так, например, Широкинская школа стоит «особняком», отдельно от остальных строений, и расстояние до объектов торговли соблюдается здесь и без распоряжения свыше. А в иных поселениях магазинчики «натыканы» так густо, что соблюдение закона потребует сноса или перенесения пунктов торговли и аптечных киосков, а кто будет их закрывать или переносить?

— Вопрос сложный, и решаться он должен на разных уровнях, — говорит врач-нарколог Орловской ЦРБ Сергей Патрашану. — Силами сфер образования, медицины, милиции, местных властей. Что касается Орловского района, то обратиться за помощью в наш кабинет может каждый, столкнувшийся с подобной проблемой. Она решаема как в режиме консультаций, так и в порядке направления на лечение в один из российских центров реабилитации.

Статистику и даже минимальный возрастной «порог» наркомании в районе Сергей Климентьевич озвучить затруднился:
— Принудительного лечения в подобных случаях не предусмотрено, и дети редко попадают в поле зрения врачей, пока не станет слишком поздно. А родители детей отлично знают свои права и в случае даже «безымянного» разглашения грозят судом. Вот только о мерах профилактики они не читают, а ведь есть учебники, тренинги, программы, формирующие отрицательное отношение к наркотикам, наконец, элементарная родительская бдительность!

Из неофициальных источников нам стало известно о том, что в районе был случай наезда на пешеходов, за рулём сидел представитель поколения next в состоянии, именуемом в народе «под кайфом». Были случаи отравления коктейлями-«энергетиками».

Областная статистика более «прозрачна»: в Ростовской области официально зарегистрировано 2 тысячи наркоманов в возрасте до 30 лет. Принимаются меры по запрету продажи без рецепта врача аптечных препаратов, которые могут быть использованы для приготовления «зелья». В первую очередь это кодеиносодержащие препараты – они наиболее опасны.

Помимо «химической» зависимости, создаётся и зависимость «психологическая». Это нежелание принимать действительность, уход от реальности. Плюс ослабление морально-волевых качеств. На что делать упор в первую очередь – решать тем взрослым, которые в силу стечения обстоятельств вынуждены нести ответственность за юного наркомана.

МАТВЕЙ МАКАРОВ
10 февраля 2012


Рецензии