Влюбдённый в море

Как и многие Александр Иосифович Яценко с самого детства мечтал о море.  Когда в армию призвали, думал на флот попасть.  В военкомате так прямо и сказал:
- На флот  хочу!
- Парень ты крепкий,  только вот ростом не вышел… Для надводного флота  не дорос… - ответили в военкомате.
Дали  направление на службу в Германию.  Проехал одну остановку и пересев на другой поезд вернулся на сборный пункт. За подобный поступок можно получить 2 года лишения свободы, но Александр Иосифович отделался строгим выговором. И снова дали направление  - в этот раз в авиацию на Дальний Восток. Там  окончил школу стрелков-радистов и в 1952 году  попал в Корею, где провоевал, помогая северокорейским товарищам больше полугода. После ранения  вернулся в Ворошилов-Уссурийск, где и дослужил срочную службу. Много раз обращался  с просьбами на Сахалин и во Владивосток, чтобы после службы направили работать на флот.
В 1955 году судьба занесла  Александра Иосифовича в наш северный город. Здесь тоже не принимали. Вакантных должностей матроса не было. Три раза ходил в управление. Отказывали… Требовались повара.
Пришлось пойти на хитрость. Обмануть отдел кадров. Пришёл по форме… В офицерской шинели…
- Я работал в офицерской столовой. Был начальником. – Сказал он в отделе кадров.
- Значит и готовить можете?
- Конечно могу!
Взяли на «Мурмансельдь».
10 дней пока была стоянка пришлось поработать поваром. И неплохо получалось… Только вот отстать от судна пришлось…  Не умел печь хлеб… А как же  экипаж без хлеба-то… Тут и по шее получить можно…
…Отправили в бесплатный резерв, где зарабатывал характеристику. Потом всё же взяли матросом 2-го класса. Поначалу было трудно переносить морскую качку… Но это было первое боевое крещение. На судне СРТ-839 "ТАЙГОНОС"… Через 12 дней  уже был матросом 1-го класса – приглянулся капитану за хорошую работу.
Затем, сдал экзамены на рыбмастера-технолога рыбной промышленности.
Первый выход в море в новой должности ноябрь 1956 года. 12 ноября был сильный шторм. И Александра Иосифовича волной смыло за борт. Минут 30-35 в ледяной воде… После чего у совсем ещё молодого рыбака появилась седая прядь…
Может быть, этот эпизод и сыграл решающую роль в дальнейшей морской судьбе Александра Иосифовича.
Поступал в мореходку… Все экзамен на отлично… Отметили, а на следующий день сочинение… И всей компанией написали на «двойки».
На пересдаче председатель комиссии спросил про седину и рассказал Александр Иосифович про этот эпизод, случившийся ноябрьским днём в Атлантическом океане. Повезло… Дали шанс переписать сочинение…
Затем ходил первым помощником капитана Наумова  на БМРТ 439.
Далее было направление в Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
После – работал там, куда пошлют…
Предлагали работу на берегу по партийной линии с повышением. А он не хотел повышения. Он любил море.
На пенсию вышел в должности первого помощника капитана.
То, с каким задором рассказывал Александр Иосифович и каким живым, ярким огоньком светились его глаза, дало мне возможность понять как, на самом деле сильно этот человек любит море.


Рецензии