Блин

- Ну, ты, блин, дал, пацан! - с искренним удивлением воскликнул мальчуган. Примерно - третьеклассник . Он небрежно, и в то же время, дружески потрепал по немного вспотевшей чёлке мальчишку, поменьше и помладше его года на три. Малыш только что спустился по жёсткозакреплённому канату с верхних перекладин. Как это часто бывает, дети , ещё не познакомившись, начали общаться в случайно затеянной игре. Раньше ребята не встречались. Семья малыша только недавно поселилась в новом доме, неподалёку от этого детского городка. Объединила их интересы ярко раскрашенная горка, к которой были пристроены всевозможные "лазилки" . Малыш умел многое. На удивление новому дружку, он, повиснув на небезопасной высоте, словно проплыл в ритмичном покачивании по воздуху, перебирая цепкими ручонками тонкие параллельные перекладины . Старший пытался , было, ему подражать, упражняясь в нижнем ярусе, но явно уступал малышу и в ловкости, и в скорости. Соревнования не получилось, и школьник спрыгнул вниз первым .
- Перехваты на горизонтальной лестнице - это трудное упражнение. В моём бывшем дворе так быстро, как я , тоже никто не может, - без всякой заносчивости ответил малыш. - А мне это делать легко. Потому, что я с рождения занимаюсь.
- Дома? У тебя что, подвесная лестница под потолком во весь коридор ? У меня - только турник. И то - висеть лень.
- Лень, - когда долго не занимаешься. А как начнёшь каждый день упражняться - тянет. Родители дома уже третий спортивный комплекс меняют. Говорят: мне"на вырост". Но папе пока некогда его устанавливать. Вот я и тренируюсь на улице. Мне нравится.
- Тебя, наверно, в спортивную школу учиться устроят. Крутой будешь! - со снисходительной улыбкой, стараясь казаться малышу как можно взрослее, понимающе предположил старший.
- Нет. Физкультурой я занимаюсь - так, для себя. Как папа. В середине мая меня в физико-математический лицей приняли. Между прочим, ответил на все вопросы правильно. И текст прочитал без запинки. В счёте - ни разу не ошибся. В пределах сотни легко считать.
- А я в английскую гимназию хожу. Пятнадцать минут пешком плестись до неё от моего дома. Представляешь? Всё время, блин, опаздываю. А тебя отец на машине, что ли, будет возить в твой лицей? Отсюда - далеко.
- Нет. Папа всегда занят. А у мамы машины нет. Они вместе работают. Мы с бабушкой в лицей пешком ходили. Всего одну площадь и два перекрёстка со светофорами надо пройти. Бабушка меня и в садик водила. И в школу тоже она будет провожать. И встречать.
- Да. Мелких всех, блин, водят , как на поводке. А я уже со второго класса сам в школу хожу. Нам с Диманом по пути. Мобила у каждого - в кармане. Родители - на связи. Всё - тип-топ. А у тебя мобильник есть? Покажь, какой... Кстати, тебя как зовут, мелкий?
- Я - Андрей. Только я не мелкий. Моего двоюродного брата я, например, больше. А мы с ним оба в один год в августе родились.
-Да, это я - для смеха. Не обижайся, Андрюха. И я в шеренге в серёдке стою. Зато зовут меня - Роман. Переводчиком буду! Романы буду переводить!.. Шутка! А, может, блин, и - нет!
-Не будешь переводить или - не шутка?
- Запутать меня хочешь? Не надейся, Андрюха! Я сам, кого хочешь, запутаю. Отвечаю: кроме шуток, блин...
- Понятно. А я не знаю кем хочу стать. Вообще-то, я математику люблю. ..
Мария Андреевна, бабушка Андрейки, сидела неподалёку на лавочке. Внешне могло показаться, что она совсем не переживала за внука, когда он упражнялся, хотя - это не так. Как к подобному можно привыкнуть родной бабушке? Плюс,  она со вниманием, и явным, слушала разговор ребят. Мальчик Ромка очень эмоционально и привычно перемежал свою речь невинным , вроде бы, но - жаргоном. И мог увлечь, увлекал нового младшего дружка. Андрейку! Но Андрейка держался молодцом! По этому поводу у весьма опытной в таком вопросе бабушки уже созрел план очередной беседы с внуком, однако она деликатно выжидала удобный, не активный в общении детей момент, чтобы отвлечь, подозвать и увести ребёнка . И только по пути поговорить с ним. Понимая, что его не изолируешь от всех нежелательных влияний, она выбрала в воспитании путь доверительных бесед. Благо, что родители Андрейки, её сын и невестка, ей, как педагогу и, тем более, родной, бесконечно любящей их ребёнка бабушке, полностью доверяли.
Мария Андреевна чувствовала себя авторитетной в семье. Видел это и Андрейка. Всякий раз, когда бабушка начинала его поучать, он терпеливо выслушивал нотации до конца, а на её неизменный заключительный вопрос отвечал так, как посоветовал однажды папа. Папа - бабушкин сын. И он тоже когда-то был маленьким. Он прекрасно понимал Андрейку, давая мудрые советы о том, как ладить с бабушкой. Как не обижаться на неё и случайно самому не обидеть. На сей раз  длинной и нудной беседы у бабушки не получилось. Претензий к внуку не было, но финал был разыгран , как по нотам, обычный. И, разумеется, с улыбкой.
- Ты всё понял, Андрей?
- Я всё понял, бабушка; и сам приму верное мужское решение.
- Верю, - очень серьёзно, без тени иронии произнесла Мария Андреевна.
 Программа бабушкиных поучений, как , наверное, суть поучений любой бабушки для внучка, была типична и знакома мальчишке до мелочей.  В частности, формируя у ребёнка правильнную, культурную речь,  Мария Андреевна не раз внушала ему, единственному и любимому внуку, что сорные слова портят речь , как сорняки морковку на грядке... Что слова эти не достойно произносить никому, а слушать вредно даже младенцам в коляске.... Что в их интеллигентной семье, где папа и мама - преподаватели наук в университете , такая безграмотность вдвойне позорна.... Что, если бы жив был дедушка, когда-то - ведущий конструктор огромного завода, он сказал бы то же самое, что и она. Потому, что между ними всегда царили совет да любовь. .. Что, если бы дедушка услышал что-нибудь такое от своего внука , то краснел бы от стыда перед всем многотысячным коллективом , даже если бы об этом там никто не знал, потому, что дед прожил жизнь с чистой совестью. .. Что, если она, бывшая директор школы искусств, позволяла бы себе раньше на работе так выражаться, её уволили бы на пенсию раньше времени.... В общем, Андрейка   заранее  знал, что  и когда ему  скажет бабушка. Разумеется, случались вариации, в зависимости от того, чем именно не довольна была бабушка. На этот раз он ещё, как всегда, попытался угадать, напомнит ли она рассказанный им же случай в детском саду, когда воспитательница пригрозила прилепить на шкафчик тому, кто употребит неправильно слово "блин", бумажную круглую жёлтую наклейку и не снимет её до конца дня, чтобы провинившемуся было стыдно перед всеми. Всегда, когда они с бабушкой во время её нотаций шли по улице, в самом конце которой находился его детский сад, - она обязательно эту историю напоминала. И Андрейка не ошибался. Если же нотации случались на другой улице, то тут, как говорится, "бабушка надвое сказала".
У сверстников Андрейки это словечко, "блин", модным стало , где-то, в старшей группе детсада. И, в отличие от бабушки, у воспитателей не всегда была ситуация под контролем. Слово всё равно летало между ребятами, как воздушный шарик. А бумажные блинчики воспитательница так ни разу и не наклеила. Почему? Андрейка не знал. Но об этом факте он как-то не успел рассказать бабушке. Теперь же - не хочет её расстраивать. Забавный случай удачно приютился среди фамильных историй. И потом, с этим случаем, считал Андрейка, бабушкины поучения - гораздо веселее.
Странно, но на этот раз, когда они шли именно по той улице, по какой надо, Андрейка не угадал. Почему-то бабушка не перечислила и половины всех пунктов поучений. Нотации были всегда длинными , даже тогда, когда она торопилась, как в этот раз. Сейчас же бабушка сказала только, что Андрейка должен гордиться своими родителями, не позорить их и не позориться самому.  Это значит : хорошо себя вести , думать, что говоришь, совмещать слово с делом и следить за своей речью. И вообще - тренироваться быть школьником. А она больше всех из семьи будет гордиться внуком. Бабушка поначалу не сказала, что пока он беседовал с мальчиком, позвонил папа и предупредил, что придёт пораньше, чтобы установить вместе новый спорткомплекс в детской спальне . Но сюрприз бабушка не замышляла. Её мотив был другим. После такого счастливого сообщения Андрейка вряд ли внимательно стал бы выслушивать нотации. Поэтому , хотя и сократив изрядно, но бабушка преподнесла их в начале. И -хорошо! После них радостная весть произвела ещё более волнующее впечатление на мальчишку.  Нетерпение магнитом тянуло его к дому. Он сразу же стал  поторапливать бабушку.  Вежливо.
Когда они пришли, папа уже был дома. Вовсю кипела работа. Андрейка быстро подключился и стал помогать. Из кухни поплыли по воздуху вкусные запахи. Бабушка начала стряпать . Наконец, комплекс был их общими усилиями установлен. Он оказался намного больше, чем представлял его до установки Андрейка. Массивнее прежнего, фундаментальнее. И только работнички весело поздравили друг друга с успешным завершением дела, как на пороге появилась и мама. Маленький подмастерье поспешил к ней поделиться успехом. Радость ощущалась двойной. Сколько себя помнит, Андрейка всегда ждал и любил больше всего именно этот  момент суток - возвращение мамы с работы.
Повиснув у неё на шее, Андрейка отчётливо услышал за спиной папин голос:
- Эх, крепок турничок! Он, блин, и меня выдержит! Хорош!
- Папа!!! Ты!?...
- Ничего, сын! Это я нечаянно. Ты только бабушке - ни-ни! Уговор?
- Уговор, пап! Можешь на меня всегда рассчитывать.
Мама заливисто смеясь, принюхалась:
- А чем это так вкусно из кухни пахнет? Потом позанимаетесь. Устали, поди. И я тоже очень устала на работе. Как я счастлива, что у всех , у нас, есть наша бабушка!
Все двинулись к кухне. Бабушка пекла блинчики, переворачивая их на сковородке и складывая в стопку на красивой тарелке красивой фигурной лопаточкой. Бабушка любила красивую праздничную посуду и частенько пользовалась ею на правах старейшины без особых поводов. Однако, повод был - на лицо: начало новой ступени в физическом развитии единственного любимейшего и подающего самые радужные надежды внука.
Все, как-то неожиданно для увлечённой стряпнёй бабушки, появились в двери. Поэтому Мария Андреевна, засуетившись, нечаянно взяла в руку вместо широкой лопаточки узкий нож, лежавший рядом, и подхватив им подрумяненный на раскалённой сковородке масляный блинчик, у-ро-ни-ла-таки его с ножа на пол.
- Ой, блин!.. - сказала в сердцах бабушка и, испугавшись хитрого крамольного словца, замерла на секунду... Замерли все... Просто - классическая немая сцена...
- ...упал!!! - наконец-то сумела добавить Мария Андреевна. И взрыв хохота полностью оправдал... Нет : помиловал неоднозначную  бабушкину фразу. Хохотали долго и от души. Папа с мамой, смеясь, обнимались. Бабушка даже прослезилась от смеха. Громче всех заливался Андрейка, одновременно жуя поднятый блинчик. Все обратили внимание на то, только тогда, когда блинчик уже доедался ребёнком.
- С пола, немытыми руками... Э-эх! - начала, было, бабушка, но мама её успокоила вариацией расхожей шутки:
- Ничего страшного. Он сейчас быстренько ручки помоет. И мы с папой - тоже. А блинчик такой масляный и горячий, что все микробы   на пальчиках обожглись и разлетелись. Возможно, они и  с пола на горячий блин залезть побоялись.
- А я правило пяти секунд знаю, - возвращаясь с чистыми руками на кухню, весело сообщил Андрейка.
- А вот и первоисточник! Говори, сын. Не робей! - решил поддержать виноватого и папа. Андрейка стал говорить весёлое правило, озорно подчёркивая слово "блин". Оно уже не казалось ему таким однозначно запрещённым.  Андрейка  решил, что для шуток, дома, среди своих, словечко почти  уже легализовалось. С его двойным смыслом вполне можно было поиграть. Он специально смешно выкрикивал двусмысленное словечко, употребляя его только по делу. И вот , что у него получилось:
- Если хлеб ( блин!!!) упадёт на пол, надо поторопиться поднять его , пока считаешь до пяти. За пять секунд  микробы не успеют на него залезть. И тогда можно хлеб (блин!!! ) есть . Я только до четырёх досчитал и быстро (блин!!!) схватил . Вкусный!
Смеялись и шутили ещё долго по причине случившегося казуса. Нашлись и другие причины в дружной семейке. После ужина Андрейка обновлял новый спорткомплекс. Показательные выступления удались. Это был очень весёлый вечер.


Рецензии