Живые души

ЖИВЫЕ ДУШИ

Ради чьего блага общежитие раз за разом перепродают из рук в руки?

Пришедшее в редакцию в конце февраля письмо заметно отличалось от обычных жалоб граждан на жилищно-коммунальные услуги.В нем говорилось не о текущей крыше или неубранном подъезде. «Недавно наш дом в очередной раз продали вместе с живущими в нем людьми, — написали жители поселка Краснофарфорный, что в Чудовском районе. — Мы можем остаться без крыши над головой, не имея другого жилья. Платить частному лицу на коммерческой основе мы не можем, потому как доходы слишком малы. Просим помощи. Хотим быть услышанными...».

Мы выехали в район, чтобы увидеть все своими глазами и попытаться разобраться в ситуации.

Тук да стук

Дом № 6 по улице Пятилетка оказался двухэтажным кирпичным строением с двумя подъездами. Такие массово возводили в послевоенные  годы. Обшарпанный фасад, деревянные мостки, ведущие к расхлябанной «парадной» двери — собственно, что ещё можно ожидать от дома, которому более полувека? Зайдя в подъезд, постучали в открытую дверь квартиры. Навстречу  вышли две женщины — Надежда ВАНЮШКИНА и  Надежда ЗАМАЙЛЕВА.

— У нас в общежитии всегда все двери открыты, никто ничего не запирает, — так прокомментировали они ситуацию. —  Да и вообще нам скрывать нечего, кроме своей нищеты. Смотрите, как живем, если надо.

По нашей просьбе женщины показали свежие квитанции по оплате ЖКУ. За комнатку площадью 14 метров начислено 5684 рубля, причем самая весомая строка — за аренду помещения: 1460 рублей. У соседки суммы чуть меньше, потому как занимает комнату в  десять метров.

— За аренду с нас стали требовать только недавно, — пояснили жительницы старого дома. — Как только появился новый собственник. Раньше мы ничего подобного не платили. А ещё его представитель сказал, что мы можем выкупить у собственника свои комнаты, если хотим избежать арендной платы. Просят примерно по 13 тысяч рублей за квадратный метр. И это, как нам сказали, льготная цена, а если откажемся — продадут сторонним покупателям по 16 тысяч за метр.

Мнения женщин о том, что делать в такой ситуации, разделились. Одна обреченно рассказала, что «арендную плату придется заплатить собственнику, а для выкупа комнаты уже взят кредит в 150 тысяч рублей, за который бегут проценты.  Жить где-то надо». Другая заявила, что с арендной платой не согласна: «Почему кто-то получил право на бесплатную приватизацию жилья, а нам такого права не предоставили?».

Эту же тему, кстати, развивают и авторы письма в редакцию. «В статье 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» сказано, что жилищный фонд предприятий при их приватизации не может быть включен в состав приватизируемых объектов», — утверждают они.

За разъяснениями мы обратились в администрацию Грузинского сельского поселения, где поселок Краснофарфорный является административным центром. Проблемы общежития глава поселения Лариса БАШМАЧНИКОВА успела изучить. По её мнению, виноваты огрехи той самой пресловутой приватизации, что произошла в начале 90-х, когда в спешке образовывались частные предприятия, законы были прописаны недостаточно четко, чем и пользовались разного рода дельцы.

— Для того чтобы приватизировать общежитие, его провели как социально значимый объект, —  рассказала Лариса Викторовна. — Что совершенно неправильно. Людей лишили права на бесплатную приватизацию, и поэтому положение у них сейчас очень трудное. Администрация пытается восстановить справедливость, но пока у нас успехов нет. Не хватает нам юридических знаний. Вот обращаюсь  в прокуратуру, а там в ответ говорят, мол, где ж вы раньше были? Сроки обжалования прошли. Арибитражный суд отказал нам. Сейчас вновь судимся, чтобы доказать, что первоначально передача здания в частные руки была противозаконна.

Правда, с кем судиться в данном случае, глава не совсем понимает, и в исковом заявлении у неё прописаны четыре ответчика — пусть, мол, суд разбирается, кто виноват и кто отвечать должен.

А ещё Лариса Викторовна пожаловалась на то, что у неё нет контакта с новым собственником. «Мы знаем его имя и фамилию, адрес проживания, но никогда не видели. Всё время с нами общаются какие-то представители, помощники, юристы. Я писала письма по адресу, что указан в свидетельстве о собственности, но мои заказные отправления по почте вернулись обратно. А хотелось бы выяснить, что за намерения у нового собственника: просто перепродать дом общей площадью в 800 квадратных метров, купленный по цене двухкомнатной квартиры, или что-то ещё? Надо же понимать, что там живые души живут: пенсионеры, погорельцы, несовершеннолетние, а к ним жесткий такой подход!».

У разбитого фарфора

До 1991 года фабрика «Красный фарфорист» гремела на всю страну. На государственные средства развивалось производство, строились жилые дома и объекты соцкультбыта. С началом рыночных отношений на предприятии образовали ТОО «Красный фарфорист», которое арендовало производственные мощности и общежитие у российского концерна по производству фарфорово-фаянсовых изделий. Жилой фонд поселка, а это порядка полусотни домов, успешно начали передавать в собственность проживающим в нем семьям. Но у фабрикантов, видимо, были далеко идущие планы, а потому они оставили в своей собственности детсад, поликлинику и рабочее общежитие. Рабочие руки нужны при любой власти, а первые частные предприниматели хотели обеспечить своему производству крепкий социальный тыл.

Возможно, они где-то схитрили и нарушили закон, переименовав общежитие в социально значимый объект, но заметим, что названный уже федеральный закон о приватизации жилфонда, подписанный президентом Ельциным в 1991 году, однозначно был против того, чтобы люди приватизировали комнаты в общежитиях. Законодатели не хотели, чтобы в стране плодились коммуналки. Лишь в последующем были найдены некоторые лазейки, позволяющие людям приватизировать комнаты в общежитиях. Это были те случаи, когда заброшенные общаги переходили в собственность муниципалитетов, а те заключали договоры социального найма на отдельное помещение с жильцами. В таком случае общежитие автоматически переставало быть общим жильем — здесь начиналась частная жизнь порознь.

Пятилетка за три года

Прочитав статью 18 Закона о приватизации жилфонда, мы вдруг обнаружили, что звучит она отлично от того, как это написали в редакцию авторы письма. В законе записано, что «при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений».

Однако дом № 6 по улице Пятилетка в Краснофарфорном никогда не был на балансе муниципалитета. ТОО благополучно преобразовалось в 90-е годы в ЗАО «Красный фарфорист», и в 2000-м дом оказался уже в его собственности. Затем им с полным правом владели ООО «Строй-Маркет- Чудово», ООО «Холдинговая компания «Стандарт», ООО «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове», частное лицо по фамилии Кондрачук и снова фабрика Кузнецова, которая три года назад объявила себя банкротом.

В задачу конкурсного управляющего в последние годы входило попытаться распродать оставшееся от банкрота имущество, чтобы хоть что-то вернуть кредиторам. Дом № 6 раз за разом выставляли на торги, но безуспешно. Цена постепенно снижалась, и к концу прошлого года за здание, пусть и старое, но ещё крепкое, назначили цену чуть ниже двух миллионов рублей. Если бы и по такой цене его не купили, то цена опустилась бы ещё ниже, её признали бы никчемной и в результате дом автоматически передали бы в муниципальную собственность, чего многие в Краснофарфорном и ждали, очевидно. Сообщение в районной газете «Родина» о том, что здание на электронных торгах продано, в декабре прошлого года для многих было неприятным сюрпризом.

Между тем купить его по такой цене мог кто угодно, в том числе и сами жители, и муниципалитет.

— Я тоже хотела купить это здание, но не смогла занять денег в банке, — поделилась Татьяна ГЕВЕЙЛЕР, заместитель директора управляющей компании «Управдом», что обслуживает здание на улице Пятилетка. — Оно хоть и старое, но построено добротно, крыша не течет, стены толстые, теплые, есть все удобства, включая горячую воду. Да там вместо общежитских комнат можно хорошие, просторные квартиры сделать и сдавать их! При цене в два миллиона рублей было совершенно очевидно, что это очень выгодная покупка.

Злобный и ужасный

К ситуации не хватало комментария нового собственника. Возможно, если мы также стали бы писать письма г-ну С., то долго ещё ждали бы ответа, но у журналистов есть свои  методы. Вернувшись из Чудова в редакцию, на рабочем столе нашли номер телефона  помощника предпринимателя, а на следующий день по нашей просьбе в редакцию заглянул и он сам.

— Тот самый, злобный и ужасный, который хочет выселить бабушек из их комнат в Краснофарфорном, — представился предприниматель  Виктор С. и начал свой рассказ. — Мы решили выкупить это здание, тщательно изучив ситуацию. По нашей информации, в поселке Краснофарфорный Чудовского района в скором времени заработает совершенно новое, современное производство. Рабочее общежитие вновь станет востребованным, рабочие с хорошей зарплатой смогут платить за качественные жилищно-коммунальные услуги. В ближайшее время нам нужны деньги на ремонт. Прежде всего предстоит поменять в общежитии электропроводку, чтобы не получилось так, как в соседнем доме, который  сгорел из-за нарушений техники пожарной безопасности. Мне как собственнику такого никто не простит. В связи с этим я и ввел арендную плату из расчета сто рублей за квадратный метр. Это с учетом того, что рыночная цена аренды жилья в Краснофарфорном в 2—3 раза выше. Тех жильцов, у кого низкий доход, мы от арендной платы уже освободили.

Согласно документам, которые представил нам собственник, в доме лишь Ольга Федорова проживает с 1991 года, то есть теоретически только у неё было право на бесплатную приватизацию, но и оно, скорее всего, упущено. Остальные жильцы, а таковых официально зарегистрировано 11,  заселились в здание, которое уже было частной собственностью.

Выселять кого-либо предприниматель не намерен. Примерно половина из 44 комнат в общежитии пустуют, другие используются под склад, пересдаются внаём сторонним лицам. Некоторые жильцы живут без регистрации, у многих есть долги по оплате ЖКУ.

— Если кто-то хочет стать собственником комнат, то я готов пойти навстречу и продать квадратные метры по льготной цене, но надо иметь в виду, что собственность — это не только выгода, но и ответственность. Придется вместе нести затраты на капитальный ремонт, платить налоги, — заметил Виктор С.

Получается, что, как и муниципальный орган власти, предприниматель также хочет наводить порядок и справедливость в доме № 6 и тоже строго на законной основе. От такой конкуренции жители могут только выиграть.


Рецензии