Правдивая история о Святополке. Эпизод 59

Все не могло идти, как «по маслу»- обязательно должна была произойти какая -то «котовасия». Так легкомысленно Лесь покинул узника-представляя, что у него будет еще времени в запасе уйма. Считал, что у него будет возможность, как будто он волен был распоряжаться временем и возможностью общения и контакта безо всяческих ограничений. Что -то должно было измениться. Он должен был выжать все нужное именно от той встречи, а не откладывать себе, как «на десерт» исследование, и опрос, и изучение книги. Лесь должен был поплатится за эту досадную оплошность- за эту переоценку обстоятельств. Он знал, что уже ничего не будет как прежде-ничего не бывает, как прежде, как единожды, как в первый раз. И мы наивно ждем, рассчитываем, прикидываем в уме, строим свои воздушные замки- планы –но обязательно нам на пути случаются тернии, препоны и разные загвоздки. Лесь, направляясь к зданию исправительного учреждения,  подозревал о том, что произойдет перемена. Либо узник перестанет быть сговорчивым, либо состояние его здоровья пошатнется. Лесь понял, что это не логика, и это не подсказка жизненного опыта- он вывел, что это просто предчувствие чего- то дурного, что он самонадеянно не принял в расчеты. Люди списывают это на «закон подлости»- можно это по -разному именовать, но как хорошо бы ты ни был подготовлен- ничего хорошего не бывает много, и ты не можешь рассчитывать на продолжение. Ты должен довольствоваться малым, и выжимать все из того-когда тебе представится подходящий случай- как будто эта уникальная возможность тебе предоставлена всего в жизни один раз. Ничего другого в твоей жизни потом больше не будет. В одну реку нельзя войти дважды. Ты теряешь все –чужое расположение, ценных свидетелей, следы преступления- потому что считаешь, что ко всему этому можно вернуться- к этим замкам на песке-которые смывает очередной волной. К этому снеговику, который обязательно разрушат за ночь дворовые мальчишки или тот, кто отомстит за свою нелюбовь и чужое притеснение.

Начальник исправительного учреждения был сух и краток- говорил убедительно, но слишком книжно для разговорной речи-напичканный цитатами и выдержками из классиков. Лесю было приятно его слушать, человека чрезвычайно образованного и эрудированного –(как будто сам переглядывал в лице собеседника странички википедии-того минимального уровня знаний о каждом предмете разговора)–что Лесь ценил больше и выше новомодной «продвинутости».

«Гражданин начальник» говорил о несовершенстве системы наказания, признавал имеющиеся огрехи и заблуждения теории- видел живые примеры упущений в повседневной практике, и его нельзя было упрекнуть в отсутствии индивидуального, творческого подхода в работе с одним-единственным узником с полным штатом своих специалистов-«заплечных дел  мастеров», психологов, надзирателей.
-..Поскольку  не определяются истинные причины и мотивы поведения преступника и заключенного на стадиях следствия, судопроизводства и исправления наказаний, маловероятно их устранение из дальнейшего поведения в процессе  и после отбытия уголовного наказания (кроме исключительных случаев личностного роста, саморазвития и осознания своего собственного поведения). У преступников нет полного и глубокого осознания, осмысления своих мотивов, целей и сущности причиненного их деяниями вреда. Истоки их поведения уходят в далекое детство, на примере отношений матери и отца, знакомых по двору-ведь дети как губки, без разбору, «впитывают» всю грязь-склоки, мотовство, бытовое насилие, вредные привычки и матерщину. Ребенку генетическим путем передается информация не только о телосложении своих родителей, но и психологического характера, в силу взаимосвязи психического и физического устройства человека. Происходит материализация идей, а также прямое отражение в реальности поступков индивида- как продолжение деятельности родителей-их чаяний, интересов, выражение их достоинств и пороков. Симптоматичным, вытекающим из кризисных явлений в жизни преступников, является распространенное мнение о том, что человек не будет ни в какой форме отвечать за преступление, если о случившемся никому неизвестно. Такая убежденность проявляется при наличии у человека материальной, разделенной (а не взаимосвязанной на самом деле) картины мироустройства- его духовной деградации-при моральном разложении.
-В уголовном законе нет определения точных критериев исправления осужденного- и каковы шансы у нашего узника покинуть ваше учреждение- при отбытии наказания или при духовном преображении? Взять с него клятвенное обещание, что «он больше так не будет»? Или строго-настрого пригрозить пальцем- иди-дуй и не попадайся нам больше?
- Согласен. Даже в случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью в законе приведены лишь «условные» критерии, характеризующие в определенной мере степень исправления осужденного. Такие признаки не могут в полной мере свидетельствовать о степени исправления, поскольку они вытекают из внешней регуляции поведения лица, вызванной специфическими условиями его содержания при осуществлении «исправительного» воздействия. Поэтому данные «условные» критерии существенно не затрагивают внутренний мир осужденного и мотивацию его деятельности, и невозможно дать определенные гарантии реального прогнозирования характера дальнейшего поведения нынешнего заключенного.
-Ясно как Божий день, что заключенные будут пытаться приспособиться, угождать тюремной администрации, лицемерить, создавать своим поведением видимость исправления- симулировать послушание и хорошее поведение, демонстрировать лояльность и отсутствие враждебности намерений-ловко мимикрируя.
- Да. Да. Пока не будет выявлен мотив устремлений преступинка, никто и ничего не может утверждать о степени исправления, поручиться за него, возможен вариант "узника замка Иф", когда заключенный старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с обидчиком « по полной программе»- самым изощренным или жестоким образом, на что только способна его фантазия и изобретательность.
-Резонно ли ставить  вопрос о вероятности или достоверности прогнозирования поведения человека вообще, ввиду сложности и тонкости человеческой организации?
- Человек- существо социальное –он сам по себе-целая система, взаимодействующая с внешним миром. Такие критерии невозможно увидеть в материальной форме или они могут сознательно скрываться субъектом, а в том, что человек нередко сам не может разобраться в себе, и сам не знает первопричин своего противоправного поведения, намерения или отношения к жизненным ситуациям или внешнему миру. При таких обстоятельствах его преступное поведение объясняется им поверхностно  и просто, без глубокого отражения его внутреннего духовного содержания и действительно истинных побудительных мотивов. А упрощая до такой степени- мы никогда не найдем ответы на вопрос- тем ли мы занимаемся вообще-на своем ли мы месте, или попросту достигли уровня собственной некомпетентности-что нас всех давно следует списать в утиль с нашими «дедовскими методами».
-Законом установлены нормы, которые позволяют персоналу исправительных учреждений не заниматься изучением личности осужденного, а продолжать исправлять последнего по –«старинке», как могут, как желают. Если говорить о нормах предусматривающих виды "злостных" нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы, а также порядок признания осужденного злостным нарушителем- то администрации нет никакой нужды изменить поведение осужденного так, чтобы у него исчезало желание употреблять спиртные напитки, наркотики, хулиганить, не повиноваться представителям администрации исправительного учреждения или оскорблять их, изготавливать, хранить или передавать запрещенные предметы, организовывать в знак протеста забастовки или иные групповые неповиновения, отказываться от работы. Исправление осужденных-  ваша основная уставная задача, все другое-второстепенно. Осужденные просто обязаны заниматься самообразованием, познанием окружающего мира и внутренних причин своего поведения или отношения к внешним событиям их жизни, а администрация должна создавать необходимые условия для изменения мировоззрения и ценностных ориентаций у осужденных в ходе отбывания ими уголовного наказания или применения иных мер уголовно-правового воздействия. Как справедливо и точно заметил В.В. Панкратов, из трех средств воздействия на человека - кнут, пряник или пример - наиболее эффективным и экономичным является пример (Панкратов В.В. Крах пенитенциарных доктрин в XX веке и перспективы на XXI век: оценка криминолога // Государство и право на рубеже веков (криминология, уголовное право, судебное право): Материалы Всерос. конф. М.: Институт государства и права РАН, 2001. С. 121). В ходе исполнения уголовных наказаний вместо внешне жестоких или унижающих условий необходимо создать все для духовного роста и социализации субъекта через частичное одиночное пребывание, медитацию и чтение философской и иной образовательной литературы. Польза одиночного заключения вряд ли может подлежать какому-либо сомнению. Нравственный вред, проистекающий от содержания в общих камерах, признан уже всеми и в теории, и в практике (ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 55. Л. 250).
- Я подчеркну, что задачей тюрьмы «Черный дельфин», как и других тюрем, является исполнение наказаний, связанных с лишением свободы, без помех. Применяемые к заключенному ограничения не должны быть строже, чем это необходимо для лишения его свободы. От других тюрем тюрьму отличает характер ограничений, необходимых для достижения этой цели. Ограничения должны быть строже, так как заключенный Судислав по определению представляет выше любого среднего заключенного риск побега из тюрьмы общего режима. Практически это означает, что целью нашей тюрьмы является создание места и режима, из которого невозможно физически совершить побег, даже путем захвата заложников из тюремного персонала. Именно по этой причине в его камере есть Библия. Именно поэтому его содержание одиночное.


Рецензии