Пракситель

Сын Кефисодота (http://www.proza.ru/2012/01/15/442) Пракситель родился около 396 г. до Р.Х. Свои первые работы он выполнил в различных городах Пелопоннеса.  Около 360 г. до Р.Х. мастер  возвратился в Афины и с тех пор трудился на благо родного города.

Одной из самых замечательных способностей Праксителя было умение творить плавные, текучие контуры статуй. Он первый открыл способность мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, передавать тончайшие фактурные нюансы и все оттенки в движении формы. Никто до Праксителя не смог извлечь из этого материала такую прозрачность, такую нежность, такое богатство полутонов. Он первым сумел передать в мраморе божественную красоту обнаженного женского тела. Тому способствовали и другие обстоятельства. Большую роль в жизни скульптора сыграла любовь к красавице Фрине – знаменитой на весь греческий мир гетере. Она позировала для нескольких его прославленных работ.

Подобно Фидию (http://www.proza.ru/2010/04/18/234), который неоднократно возвращался к изображению Афины, Пракситель всю жизнь питал особую тягу к образу Афродиты. Всего он изваял не менее пяти статуй Афродиты. Все оригиналы погибли, но о двух его шедеврах мы можем судить по поздним римским копиям. Первый из них, так называемая «Афродита из Арля» (http://www.proza.ru/2012/03/17/408) была, вероятно, самой ранней из Афродит Праксителя.
 
Но самыми прославленными Афродитами Праксителя стали две последних – Книдская (http://www.proza.ru/2012/03/17/396) и Косская. Между 364 и 350 гг. до Р.Х. Пракситель совершил путешествие а Малую Азию, где работал в Эфесе над скульптурами алтаря храма Артемиды. В этот же период (364-361 гг. до Р.Х.) он создал статую обнаженной Афродиты, предназначенную для Коса. Однако культовая статуя в виде обнаженной прекрасной женщины была необычна для того времени. Жители острова Коса отказались ее купить и предпочли другую статую Праксителя, изображавшую Афродиту, задрапированную одеждами. Статую же обнаженной Афродиты приобрели книдяне. Плиний пишет об этом шедевре: «…славой своих работ по мрамору он (Пракситель) превзошел самого себя… но выше всех произведений не только Праксителя, но и вообще существующих во вселенной, была его мраморная статуя Афродиты… чтобы ее увидеть, многие специально плавали в Книд».

Рассказывают, что моделью скульптору послужила его возлюбленная Фрина, которая на празднике в Элевсине, на глазах собравшихся греков, скинула с себя одежды и обнаженной вошла в море. Известно, что Пракситель исполнил две портретные статуи своей возлюбленной. Копия одной из них, возможно, была найдена позже в Арле.
 
Около 350 г. до Р.Х. Пракситель возвратился в Афины.  Бурная молодость была позади, он расстался с Фриной. Наступила пора зрелости. Творчество Праксителя стало строже и глубже. В Афинах, в 345 г. до Р.Х. он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была позже найдена ее мраморная копия (http://www.proza.ru/2012/03/17/412).


Около 343 г. до Р.Х. Пракситель изваял другой свой известный шедевр «Гермес с Дионисом» (http://www.proza.ru/2012/03/17/420). Оригинал этой статуи утрачен, но до наших дней дошла очень совершенная римская копия (одно время ее даже считали подлинником Праксителя).

Последние его работы Праксителя относят приблизительно к 330 г. до Р.Х.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273

Шедевры мировой культуры http://www.proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии