Я не помню их имён...

Я  не помню  их  имён,   о чём очень сожалею. Не часто бываю в Храме , но при каждом посещении всегда ставлю  свечку на помин моих  родных , сгинувших  в карагандинской  ссылке. Мне  стыдно  , но  я действительно  не знаю  их  имён, да и спросить об этом уже  не  у кого.
     В  1968 году  мне было 5 лет , и кажется ,  что именно  с этого  возраста  я  начал  помнить события  происходившие  в моей жизни. Вот  в тот летний день  утро началось  как-то  необычно  ,  бабушка  с мамой , суетились  по дому  ,  приоделись ,  нас с братом  подняли  раньше  обычного . Через  некоторое  время к  дому  подъехал 51-й  газик   , с кузова  сошли двое ,  дядя   постарше  папы  лет на 15  и юноша  лет  16-ти,  мне  сильно  запомнилось ,  что  на  груди  у него  висел  фотоаппарат,  вещь  для  деревни  тех  времён  редкостная.               
    Дома собрались родственники ,  пришла  бабушкина  старшая  сестра –баба Федосья, мамин  папа -  мой дед Михаил , отцов  брат  -дядя Ваня. Встретились ,  перезнакомились  и как  заведено   уселись  за  столом .
     Гостями были  бабушкин  племянник  и его  сын ,  прибыли они из   Ташкента,  ранее  они  у нас  никогда небыли. Застольные  события , как-то  особо не  запомнились . Но  последующие  ,  врезались  в память  крепко и навсегда.
    Старший  гость ,  дядя  Ваня  ,  сидел  за  столом  рядом  с бабушкой ,  о чём-то  тихо  рассказывал, бабушка  была  очень  серьёзна и часто  вытирала глаза. Позже   когда  гости вышли ,  кто  уехал  на  работу ,  кто  по  другим  делам ,  дядя  с бабушкой  вышли  во  двор и уселись под  деревом на  штабель  досок  ,  приготовленных  для  ремонта  кровли.  Не  знаю  почему ,  но  меня  очень сильно  тянуло  к  этому  родственнику.
       Бабушка  попыталась ,  отвлечь  меня ,  но я  остался с ними .  Моя  детская  память не  смогла сохранить  всех  имён ,  которые  прозвучали  в их  беседе,  но и то что  я запомнил , перевернуло  мне  душу  навсегда,  став  моим  попутчиком   в жизни ,  порой   приносящим  трудности ,  а порой  помогавшей   переносить  тяготы  жизни.
      Далее  был  долгий  рассказ   о  злоключениях   семей  бабушкиных  братьев ,  слёзы  взрослого  дяди в  подол бабушки ,  прошедшего войну ,  а перед ней   все  ужасы  сталинских лагерей ,  в которых  сгинули  все  родные  .   

  За  давностью   времени ,  и вроде   события  не  коснулись  меня  напрямую, казалось бы  стоит   успокоится  .  Ведь    история   факт   уже свершившийся  ,   поправить что  либо невозможно.  Но  события  происходящие   на  Белгородчине  ,  моей  Родине   и  моих родственников,   заставляют   вспоминать  и переживать  всё  заново.   Группа   ветеранов  от КПСС   выступила  с инициативой   установить  в Белгороде   памятник  Сталину  ,  великому  государственному  деятелю.  А  может  не  стоит?  Попробуйте  каждый   внимательно  проанализировать  историю  своей  семьи  .  Я  больше  чем  уверен  обнаружатся  трагические факты ,  связанные  с именем  этого  правителя. Памятники  ставят  достойным  ,  а заслуги  этого  правителя  тонут   в реках  крови ,  пролитой  по  его велению  .
   Мой   прадед   Ушаков   Егор  со  своей огромной  семьёй(  10   сыновей   и  3  дочери),его брат Леон и их племянник  Ушаков  Даниил жили  в  Красном   Коротоякского  уезда  Воронежской  губернии.  На  пороге   20-го  века  ,  во  время   столыпинсой    реформы  они   основали  хутор в   25  километрах  от  Красного   и  в  12  км   от  Острогожска.  В  разное  время   он  носил  имена: “Асеева Поляна”  “Красненский” “Ушаков”. Они  вели  крестьянское  хозяйство ,  а также  занимались  строительством.  Уже  в  советские  времена  строили   в  округе   административные  здания ( в Красном  здание  старой  больницы), школы   и другие  учреждения. Жили  небогато ,  но  уверенно.  Что  не  всем  нравилось  ,  как  показали  дальнейшие  события.
   О  судьбе  семьи  в  мои детские  годы  не  особо  часто  разговаривали ,  но   изредка   в  разговоре   старших  родственников эта  тема  всплывала. Бабушка  (меньшая  дочь  Ушакова Егора)  Евдокия  рассказывала  ,  что перед   самой  коллективизацией  лошадь  привезла  его  домой  расстрелянным  в   упор , он  сидел  в телеге ,  в  ногах  лежал   разрезанный  арбуз и  начатая  бутылка  водки. Никто из  семьи  не  мог  предвидеть ,  что  это  только  начало   их  трагедии.
  В  середине  80-х у  меня  произошёл  разговор с  одной   пожилой  женщиной  в  селе  Терновое ,  которое  в  4-х  километрах  от  хутора. Мне  очень  хотелось   узнать  хоть  какую-то  информацию  о  моих  родственниках. Она  бойко  начала  рассказывать ,  что  там   жили  богато,  что  вызывало  зависть  и ненависть  у  тех   кто  не   хотел  работать , и  терновские   комбедовцы  устроили  в  хуторе  резню.  После  этих  слов   я  сказал  женщине ,  что  я  родственник   хуторянам  ,  о  чём   сразу   пожалел.  Она  отказалась   дальше  рассказывать   о  событиях.
  К  началу   сплошной  коллективизации на  хуторе  было  25-ть  дворов  , помимо   двора деда   были  две  семьи   отделившихся  сыновей ,  остальные  жили  с ним.  Двоюродный  брат  Даниил  , тоже  отделил  двух сыновей. За  пределами  хутора  жили  вышедшие  замуж  дочери , в  Красное  ,  Киселёвку и моя бабушка   в Берёзово  ,  один  из  сыновей   Егор  обосновался  в  Острогожске и  ещё  один   уехал   с  партией  геологов   за  Урал. Остальные   со  своими  семьями  жили  на  хуторе, как  бабушка   вспоминала,-  Больше   двадцати душ.  События  начала 1931  года  оставили в живых только  троих  племянников бабушки  ,  один  из  которых  и был  наш  гость .

   Всю  трагичность тех  событий  донесла  до  нас Акованцева  Евдокия  Фёдоровна. Её   семья   была  раскулачена   ,  но  им   удалось  избежать  ссылки.  Вот  как  она   вспоминает  о  тех  днях:
…. Страшнейшую картину, которую я тогда увидела, даже и близко невозможно сравнить ни с какими ужасами, пережитыми и увиденными мной в годы Великой Отечественной войны. Несколько подвод увозили большие семьи раскулаченных крестьян в Острогожск. На этих подводах, набитых битком маленькими детьми, сидели несколько женщин и стариков. Мужчин не было: очевидно, их арестовали раньше. Одежда на детях и женщинах была до того оборванная и грязная, что на эту бедноту было страшно смотреть, а некоторые дети были просто голые… Сквозь детский визг были слышны вопли и завывания женщин. Вокруг повозок ехали верхом вооружённые винтовками люди.

На въезде в Острогожск со стороны Воронежа, по левую сторону от дороги, стоит сейчас полуразрушенная церковь Тихона Задонского, за ней кладбище. Вот в эту церковь со всех населённых пунктов Коротоякского,Уколовского и Острогожского районов в 1929 – 1930 годах помещались советскими властями раскулаченные крестьянские семьи. Люди в страшной давке находились там неделями. Наступила зима, церковь не топили, а людей не кормили. В первую очередь там умерли все дети, а потом взрослые. Умерли в этой церкви и наши хуторяне. Выживших отправляли из Острогожска в Казахстан. Была зима – люди были голодные, раздетые, многие умерли в холодных телятниках (вагоны) ещё по пути в ссылку. Никто впоследствии не вернулся обратно. Возможно, эту церковь сейчас восстанавливают, а я думаю, этого делать нельзя. На её месте или рядом нужно поставить часовню в память о тысячах умерщвлённых коммунистами крестьян…
Храм  Тихона  Задонского  на   сегодня   восстановлен,  и  волей  судеб   там   является настоятелем   отец  Георгий(Веретенников),  наш  земляк.

  Я  поддерживаю Евдокию  Фёдоровну в желании  увековечивания  памяти жертв  репрессий. И  хотелось  бы   напомнить  ветеранам  КПСС.  Не    всё   забыто   товарищи…..


Рецензии