И все же - загадка!

                И ВСЕ ЖЕ – ЗАГАДКА!..               

   Николай Востряков, поработав какое-то время наладчиком швейных машин в пошивочном ателье, возомнил себя знатоком загадочной женской натуры.
- Хамелеоны! – случалось, философствовал он в сугубо мужском коллективе. – Ничего загадочного в  них я лично не вижу… До сорока лет – хитрющие приспособленцы:  все еще надеются найти себе принца с толстым карманом и лизоблюдствуют перед каждым мало-мальски перспективным мужчиной. А когда им становится сорок, когда бабий век уже позади, вот тогда они раскрываются полностью. Тогда любой может точно сказать, кто из них кто! В большинстве своем – мегеры и злыдни!..
   Востряков женат, но ни жену, и ни тещу он не включает в категорию хамелеонов: это - свои, это – вне критики. О женщинах он говорил вообще, отвлеченно, о прочих…  Впрочем, была и конкретика…

   За ужином Зинаида Петровна, теща Николая, сообщила новость негативного качества:
- Звонила из Москвы тетя Нина. Собирается  приехать к нам погостить…
   В комнате наступила неловкая тишина.
   Тетя Нина – родная сестра Зинаиды Петровны. С тещей у Николая были  нормальные отношения, но вот – тетя Нина!.. Она могла служить наглядным примером в подтверждение женской теории Вострякова. Она давно перешагнула сорокалетний рубеж – пенсионерка, и стала вздорной, самолюбивой и невероятно капризной. Называет себя стопроцентной москвичкой, хотя сама - уроженка захудалой сибирской деревни. В Москве она оказалась по счастливому случаю: удалось околдовать простоватого столичного парня, посланного  в таежную глушь отрабатывать годы бесплатной учебы.
- Не могла же я сестре отказать,- произнесла Зинаида Петровна с легким вызовом и обвела семейство обиженным взглядом. Ее дочь, Зоя, она же – супруга Вострякова, и их сын, Костя, уставились выжидающе на Николая.
- Надолго?.. – спросил он со страданием в голосе.
- Говорит, на недельку…
- Н-да!.. – с чувством произнес Востряков и, не допив чай, вышел из-за стола.

   Московская гостья прямо с порога начала раздавать свои комплименты.
  - Как ты подурнела, сестрица!..- восхищенно восклицала она. – Морщины, синева под глазами!.. Ты разве больна?.. Женщина должна следить за собой в любой ситуации!.. Вот посмотри на меня: я старше тебя, а разве кто это скажет?..
   Прическу племянницы тетя Нина назвала старомодной, Костю –заторможенным, советовала ему больше находиться вне дома, на воздухе и заниматься спортивными играми.
- Тогда у тебя не будет проблем со здоровьем.
- У меня  нет проблем со здоровьем,-   обиделся Костя.
- Нет, так появятся! Вон у тебя какое  дыхание… Я  издалека его слышу…   На первом месте должно быть физическое здоровье, а школа… Сейчас все ученые годами сидят без работы…
 Не обойден вниманием гостьи  был и сам Востряков:
- А ты-то, ты-то чего?!.. Молодой, а седой уже и с плешиной!.. Живот отрастаешь… 
   Хозяевам оставалось только терпеть ее укоризненный тон и делать вид, что он им приятен. Заметив же признаки недовольства, тетя Нина округляла глаза и задиристо вопрошала: «Что, разве я не правду сказала? И нечего обижаться на правду». Сама же она болезненно реагировала на малейшее замечание в свой адрес, даже на безобидную шутку.
   Николай спросил ее о здоровье супруга, которого знал как спокойного и добродушного человека. Тетя Нина сумела и его опорочить:
- Из-за него-то и сбежала сюда из Москвы!.. Скандальный стал прямо  ужас!.. Пускай поживет там один, может, научится, наконец, меня уважать.
-  Что так?! - удивилась Зинаида Петровна.
   Тетя Нина охотно принялась  объяснять:
- Сидим мы, значит, у телевизора. Смотрим передачу. «Кошкин дом» называется. Мне очень нравятся детские передачи: отвлекаешься на них от сегодняшней жизни. А в этот раз он не позволил отвлечься… Там есть момент, когда кошкины гости весело пляшут, а тут к ним в окно постучались  котята. Свинья от неожиданности грохнулась на пол и задела спиной пианино. А на нем была дорогущая чашка.  Помните этот момент?.. Чашка упала  и - вдребезги. Я переживаю: такая утрата, а он: «Вот если бы эта хрюша свалилась у нас, в нашей квартире…» Ну я, естественно, взорвалась: «Ты был бы очень доволен?!»… Такого кошмара я не могла себе даже представить. У нас повсюду хрусталь…Такими вещами разве можно шутить!.. Меня затрясло всю тогда!..
   Было понятно, что тетя Нина сорвала злость на муже, а она продолжала:
- Или еще вот… Ночью снится мне сон, как он  изменяет мне с молодой эскимоской… Оба голые, у обоих ноги ухватом! Страмота да и только!.. Я мучаюсь, а он спокойно сопит себе рядом и во сне улыбается!.. Видать, приятно ему это беспутство!.. Растолкала его, рассказываю, а он – недовольный! «Вечно снится тебе разная чепуха…». Ты мне зубы не заговаривай, говорю, сны говорят правду – сны есть отражение действительности!.. С кем, говорю, ты продолжаешь якшаться?!.. А ему – хоть бы хны!.. Ну, разве такое можно терпеть?!.. Как можно жить с таким толстокожим?!..
  Тетя Нина, вероятно, ожидала сочувствия, но здесь на нее смотрели с немым осуждением. А Николай посочувствовал несчастному старику: как он сейчас там в одиночестве…
- Не считай меня идиоткой и извергом! – вспыхнула тетя Нина.- За ним соседка присмотрит!.. А у него будет время подумать: как вести со мной  себя дальше!..
   Николай собрался ей возразить, но теща смотрела на него умоляюще: ради бога, не доводи до скандала, и он промолчал.
  После работы Вострякову домой идти не хотелось, и он придумал, как, хотя бы на время, сбежать от общения с непредсказуемой тетей: выпросил у знакомого врача бюллетень и решил уехать из города.
-  Срочная командировка! – сообщил он домашним. - Еду  в Саратов!
   Сам же  взял билет на автобус и подался в деревню к двоюродному брату.
    В деревне Николай пробыл больше недели, занимался рыбалкой, помогал по хозяйству, а когда, по его подсчетам, тетя Нина должна быть в Москве, возвратился домой. Но подсчеты его подвели: она была еще дома.
- Завтра мой поезд! – торжественно провозгласила осточертевшая гостья.- Я уезжаю!.. Ты меня, надеюсь, проводишь?.. «С большим удовольствием!..» - едва не вырвалось у Николая.
 – Конечно, конечно, – сдержал он в себе свои чувства.- О чем разговор!..
  Слова тети Нины: «Завтра я уезжаю» были для него  приятней приятного.
- Проводишь? – переспросила она. – Билеты я заказала по телефону. Они лежать будут в кассе.
- Обязательно провожу!

    Завтрашний день Востряков ждал с нетерпением, но и он причудами тети  оказался подпорченным.
   У кассы было немного народу – человека четыре, но тетя Нина сразу ринулась в голову очереди. Она оттеснила плечом от окошечка женщину  примерно такого же возраста. Женщина возмутилась.
- Я имею право без очереди! – услышал Николай скрипучий голосок тети Нины.
- Я тоже имею, но стою, как видите, - отвечала ей сдержанно женщина.
- Ну, и стой! – заносчиво произнесла тетя Нина. - У меня удостоверение есть.
- У меня тоже есть. Если я свое удостоверение покажу, вам стыдно станет!
- Не волнуйся, не станет!
   Место у этой женщины оказалось в одном купе с тетей Ниной, и здесь они тоже схлестнулись: тетя Нина решила занять  полку, такую по ходу движения поезда, чтобы ей «смотреть навстречу ландшафту». Но это место было не ее, и женщина не соглашалась его уступать.
   Назревала бурная сцена.
   Востряков поспешно поставил вещи тети Нины на пол и попрощался:
- Боюсь, что не успею сойти. Счастливой дороги!

   «Какая там счастливая, -  думал он, - если сразу начали грызться... Какая стервозная женщина! Ей, наверно, просто необходима нервная обстановка. Как рыбе вода!.. А каково тем, кто с ней рядом?.. Как перенесет дорогу ее спутница?.. Впрочем, той тоже, видимо, палец в рот не клади… Нет, тетя Нина ее загрызет!..»
  Дома он не сказал о происшествии на вокзале, и несколько дней чувствовал тревогу в душе: как у них там было в дороге?.. Ночами ему снился сон: то тетя Нина выталкивает спутницу из вагона в окно, то та сама прыгает с поезда на ходу.
   Востряков наблюдал за поведением тещи: если бы что случилось, она бы не была так спокойна. Но случиться что-то было должно, он в этом был просто уверен.
   Не выдержав неопределенности, он спросил Зинаиду  Петровну:
- Как тетя Нина добралась до Москвы? Не звонила еще?.. Все с ней нормально?
- Звонила… Говорит, что отлично доехала! Ей с попутчицей повезло: чудесная женщина. Сейчас они дружат. Собираются вместе в театр.
- Вот даже как! – произнес Николай озадаченно. – Всего одни сутки в дороге, и сразу – друзья!
- А чего здесь такого?!.. Я с мужем, Царство ему небесное, тоже в поезде познакомилась. Всю жизнь мы с ним прожили в дружном согласии.

   Востряков промолчал. Он вдруг усомнился в том, что хорошо познал женские души, и это открытие было ему неприятно. Он вспомнил несколько случаев, когда он, под влиянием этой уверенности, совершал поступки, в разумности которых стал сейчас сомневаться.   
   От этих раздумий отвлек его сын:
- Не могу понять, почему, если минус умножить на минус – получается плюс?.. При сложении и вычитании я все  понимаю, а при умножении – не могу… Почему получается плюс?..
- Надо эти два минуса отправить в одном купе до Москвы…- ответил неожиданно для себя Николай. – Я сейчас тебе этого объяснить не смогу…  Завтра спроси у учителя…

Март 2012


Рецензии