Почему бегаю я, чайник?

     Почему бегаю я?  Интересный вопрос.
А действительно, почему бегаю я?
Что заставляет  именно меня бегать?
Может быть, заставляет бегать моя специальность и понимание, что без физической подготовки трудно будет справляться с профессиональными обязанностями.
    Да нет. Все это несерьезно. В моей профессии работают тысячи, десятки тысяч и большинство из моих коллег прекрасно справляются с обязанностями, не занимаясь ничем кроме телебола и пивобола. Редко литрбола. Я знаю совсем немногих из коллег, кто активно занимается физическими упражнениями. Это один из докторов наук, прекрасный торакальный хирург. Он не классический бегун и использует бег как подготовку к лыжным соревнованиям. Участник многих лыжных пробегов, в том числе Ваза Лопет. Кажется, так называется один из самых длинных международных лыжных пробегов.  Ему уже за 60, но он бодр и продолжает прекрасно оперировать.  Утверждает, что спортивная подготовка держит его в тонусе. С ним следует согласиться: бег, безусловно, позволяет держать себя в определенном тонусе, а это помогает справляться с работой без особого «напряга».
   Может быть бег - вредная привычка? А можно ли отнести его к вредным привычкам? То, что со временем бег становится привычкой и это заставляет выходить на дорожку, это так. Но вот вредная ли эта привычка? Мнения разные: одни говорят, что полезнее быстрая ходьба, другие – бег в разумном темпе и разумное время. Некоторые из представителей традиционной науки утверждают, что бегать в принципе вредно. И, если сравнивать привычку бегать с привычкой курить или принимать алкоголь в любом виде, то с этим трудно спорить. Но бег та из привычек, которая приносит больше пользы, чем вреда. Для этого нужно разделить бег как спорт и как любительство или бег для здоровья.
    Кто сказал, что спорт  полезен для здоровья? Наоборот, наука говорит, что запредельные физические нагрузки больших спортсменов далеко не безразличны для здоровья и некоторые из них уходят из жизни быстрее, чем обычные люди. В. Куц, к примеру, ушел из жизни в относительно молодом возрасте. Но я не могу себя назвать спортсменом с большой буквы. Я – бегун-любитель. А это совсем не одно и то же.
      Как бегун-любитель я стартую на разных пробегах  в год  12-17 раз с различным успехом. Чаще следую олимпийскому принципу – участие. Реже удавалось попасть в призеры в группе 60–69 лет и совсем редко – в победители.А вот в возрастной группе 70 и старше это случается чаще. Почему? Увы, бегунов в этом возрасте меньше.  Почему-то в пробегах, в которых удается стартовать мне, предусмотрена возрастная группа 70 и старше, я дожил до этой группы,  и совсем редко предусмотрена 70–74, 75–79. Ну, иногда приходиться соревноваться и с совсем молодыми бегунами : 60-69 лет. Наверное, это несправедливо. В старших возрастах разница  в 5 лет чувствуется и когда в свои 69 приходится соревноваться с бегуном, только перешагнувшим 60, физические возможности несоизмеримы. Стремление в любом пробеге быть в числе призеров –  не мой принцип.  И не ради славы я бегаю.
    Так почему же бегают люди, и почему бегаю я? Что заставляет выходить на шоссе, на тропинку  в парке, на лесную дорогу?
    На это есть свои причины. Они у каждого свои.
     Что же касается меня, то бег помог мне во многих жизненных ситуациях.
В период учебы в институте, 1962-1968 годы, я пять лет активно занимался в институтской секции легкой атлетики.  При своих скромных физических возможностях звезд с неба не хватал, но подготовка очень пригодилась.  В течение 20 лет посчастливилось побывать с туристскими группами в разных уголках России: Западные и Восточные Саяны, Алтай, Якутия, Бурятия, Хибины, Северный, Средний и Южный Урал.  Это маршруты от 1 до 5-у категорий сложности зимой, весной и летом. Сплав на плотах, байдарках, катамаранах, ПСН по очень сложным и не очень сложным рекам.  Нагрузки были колоссальные, но благодаря выработанной тренированности за годы занятий бегом, все удалось преодолеть. Как же мне не сказать спасибо его величество бегу?  Да! И только да!   И я кланяюсь ему –  спасибо!
    Я – фтизиатр. Во фтизиатрии больше 40 лет  из 53 отданных здравоохранению. И  прекрасно знаю – бег может творить чудеса и во фтизиатрии как лечебное средство, помогая восстановить здоровье. Я не забыл молодого человека, инженера одного из заводов в маленьком городке на окраине Челябинской области, у которого был туберкулез легких.  В этом городке в то время я был  главным врачом туберкулезного диспансера. Он по семейным обстоятельствам не мог поехать лечиться в областной диспансер. Наряду с приемом противотуберкулезных препаратов я ему рассказал о целительных возможностях бега, а потом  расписал программу занятий. Молодой человек выполнял все  и через 5 месяцев был признан здоровым.  Да, он внушил себе программу на выздоровление, а это, поверьте мне, самое главное в лечении любой болезни и, как мне кажется,  бег помог выполнить эту программу.
    И что же заставило меня вспомнить о беге после многих лет?    В 1995 году я заболел туберкулезом легких. Профессиональная  болезнь. Что такое туберкулез мне не надо рассказывать. Дальше все пошло по науке – прием препаратов и все остальное, но после 2 месяцев лечения, динамика напрочь отсутствует. Все застыло на месте:  не хуже, но и не лучше. По всем раскладам за два месяца положительная динамика должна бы быть. А ее практически нет. Радовало, что хуже не стало. Так бывает, когда пациент не хочет лечиться, не выпускает сигарету, ежедневно пропускает пару стаканчиков спиртного.
      Я заскучал. Если так пойдет и дальше, дело плохо и теоретически, и практически. Готовить белые тапочки? Нет уж! Пусть костлявая дама с косой подождет. Мне еще рано. У меня внуки в жизни еще не определились. 
     Что делать дальше? Отдаться на волю Господа Бога или предпринять что-то экстраординарное, что встряхнуло бы организм и вывело его из спячки.
     Вспомнил я того молодого инженера и решил – пора начинать бегать. Либо я буду пан, либо … "ногами вперед" в деревянном бушлате.
    Рано утром, а дело было в мае, вышел в парк. Он рядом с местом моего лечения. В парке никого. Вот она, размеченная лыжная трасса длиной 5 км,   я ее  присмотрел заранее.
      Вся беда в том, что после института я не бегал, было как-то все недосуг –  то работа, то семейные дела, то еще какая-нибудь причина. Когда нет желания, причина всегда найдется. Набрать вес я не успел, все те же 50–52 кг, как  в молодости. Изменилось одно – волос на голове стало меньше. Но это и хорошо – бегать легче и шампуня хватает надолго.
    Ну, с Богом. Побежал. Как? Особый разговор: пятерку бежал 40 минут. Но добежал! Ни разу не перешел на шаг. Я не помню, чтобы когда-то чувствовал себя так худо, как в этот раз. Хотя на первом курсе  впервые в жизни бежал 3 км кросса с окончанием его в гору и на финише рухнул и долго не мог отдышаться. Это я помню. Но в этот раз было, как мне показалось, хуже.
    На другое утро снова был в парке. Постепенно втянулся и через пару недель бежал уже два раза по 5.  Так и пошло – каждое утро начиналось в парке,  и к завтраку я был уже вполне счастливым человеком.  К концу второго месяца мог бежать 2 часа. Расстояние в то время не имело никакого значения, имел значение сам факт – я бегу.
    Пришло время контрольного лучевого обследования. С трепетом душевным ждал, не напрасны ли были усилия. Рентгенолог определил: отмечается хорошая положительная динамика в сторону уменьшения объема специфического воспаления.
    Все! Значит не напрасно! Ну, как тут не сказать добрые слова его величеству Бегу еще раз? Я склоняю голову перед ним до самой земли. Спасибо! Вновь помог он мне выбраться из проблем, восстановить и укрепить здоровье. Я вернулся в свой городок, разыскал клуб любителей бега «Энтузиаст», которым  много-много лет руководит участник Великой Отечественной войны 1941–1945 года Виктор Васильевич Мякутин. Это был 1996 год. Вот с тех пор и бегаю более или менее регулярно 3–4 раза в неделю. В КЛБ замечательная дружеская атмосфера. С энтузиастами бежал  2 раза во всемирной факельной эстафете «Бег Мира» по  своей области, 5 раз бегал горный марафон Конжак, много раз был стартовал в пробеге памяти Героя Советского Союза Федотова в  Нижних Сергах и в пробеге памяти дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова в Ирбите, и во многих пробегах с различным успехом. Увы, ВВ Мякутина уже нет с нами: он немного не дожил до своего 90-летия.
   Что дает бег? Много. Он поддерживает физическую форму, не дает распускаться по пустякам. Во время долгой пробежки отвлекаешься от суеты, и иногда приходят в голову полезные мысли и возможные пути решения каких-то проблем, над решением которых иногда долго и безуспешно бьешься. Иногда приходят слова и рифмы, складываются строчки стихов, идеи каких-то нужных дел. Самое главное, как утверждает наука, во время долгого бега вырабатываются эндорфины, гормоны удовольствия.  Может быть, поэтому после долгой пробежки и приятной усталости такое хорошее настроение?
    И, наконец, бег – общение. На пробегах встречаешься с друзьями – соперниками. Это так интересно. И потом, когда на старте в ожидании выстрела  выстраивается толпа в 1.5–2 тысячи бегунов волнуется, надеется, планирует, смеется, улыбается, уходит в себя, сосредоточивается и с криком Урра! устремляется в путь!
    Боже! Как это здорово.
   Один из последних стартов года – пробег «Каменный пояс» в лесу на 18 км в сентябре. Замечательная по красоте трасса с горками и переходом из Европы в Азию.  Кто может похвастаться, что, стартовав в Европе, побывал в Азии и на финише вернулся в Европу. И на все ушло каких-то 1 час 40 минут. А у нас это просто.
   Почему бегаю я?    Нравится. Вот и весь сказ.
   2010-2015
   


Рецензии
очень и очень интересно. удачи в творчестве.

Александр Михельман   01.04.2012 18:04     Заявить о нарушении
Спасибо великое за добрые слова. Это мой первый опыт и любые слова для меня чрезвычайно важны.

Григорий Мирный   01.04.2012 18:13   Заявить о нарушении