Школа 163472

Пролог:
1) это как бы школьный спектакль на 1 апреля;
2) всё основано на реальных событиях;
3) реплики учеников произносятся беспорядочно, и совсем не важно, кто их говорит;
4) поставившему такую галиматью на школьной сцене полагается конфетка.

Место действия: Глухая провинция. Самая обычная общеобразовательная школа.


                1 действие.

Осень. Пустой класс. Раздаётся звонок на урок. Учитель стоит лицом к окну, его очки лежат на столе.
(учитель) — Эх, листочки желтеют, листочки падают… Осень. Новый учебный год; что нового он принесёт?
Пауза.
— Ничего. Итак, дети мои, начнём урок. Открываем тетради…
Оборачивается, садится за стол, надевает очки. Хочет продолжить фразу, но не выговаривает, заметив пустое помещение.
— Вот. Полюбуйтесь. Вакуум. Пусто. Сразу ясно — это урок у 11 “В” класса. Зазнались, вообразили себя… не знай кем. Хорошо, пусть так. Ни единого больше в класс не пускаю. Буду заниматься с присутствующими: партами, цветами в горшках и шкафом в углу. Эффект тот же.
Пауза.
— Тема нашего урока на сегодня такова: противоречивость влияния высокоморальных ценностей человечества на последовательное развитие гражданского общества. Мда… Придумают же… И говорить-то тут, собственно, не о чем, и ежу всё понятно. Не провести ли сразу самостоятельную работу?
Пауза.
— Возражений нет.
Проходит по классу, раздаёт листочки. Через пять минут.
— Ну, всё. Сдаём работы, сейчас получим оценочки, интересно, какие же. Впрочем, интрига давным-давно пропала. Всем вам два.
Пауза. Учитель садится.
— Работёнка… Однако, как хорошо придумано! Урок идёт, народу нет, результат плачевный, но есть. И нервы в спокойствии. И лес спасён от чрезмерной вырубки; бумага бережётся. Говоря проще, и овцы целы, и волки сыты. Надо перед звонком кабинет изнутри запирать, чтоб никто не догадался, что здесь урок. И окна зашторить не помешало б, а то мало ли чего. Лезут, куда не надо, всем интересуются. 11 класс всё-таки!


                2 действие.

Обстановка того же кабинета. За партами — одиннадцатиклассники в количестве девяти человек, сидят понуро. Учителя нет. Раздаётся звонок на урок. Тихо.
— Звонок…
Пауза.
— Звонок…
Пауза.
— Звонок…
Долгая пауза.
— А не пойти ли мне к доске?
Пауза.
— Сдурел что ли?
Пауза.
— А звонок-то был?
Пауза.
— А не пойти ли мне к доске?
— А не сдурел ли ты?
— А звонок-то был?
— Звонок…
— И ты сдурел?
— А не пойти ли мне к доске?
— А звонок-то был, повторяю?
— Звонок…
— Сдурели оба?
— Звонок…
Пауза.
— Поиграли в слова и хватит. Скучно.
— Зачем вообще придумали 11 класс? Надо было в шарагу уходить после девятого. Там бы заранее знал всех будущих слесарей города в лицо.
— Да. Ничего не делаем, ничему не учат. Времени катастрофически не хватает. И как меня достали эти репетиторы! Моя биологичка задала прочитать до завтра 47 параграфов. Я прочитала первый — вступление — и закрыла. Непонятно. Скучно.
— Да, правильно. Скучно. Кстати, а звонок-то был?
Пауза.
— Пойду к доске.
— Что-то нас мало.
— С каждым днём людей всё меньше и меньше…
— А где все?
— Пока все дома, как сказал кто-то из великих. Ко второму подойдут, наверное.
Пауза.
— Давайте поговорим о чём-нибудь?
— О чём, например?
Пауза.
— Ааа… (зевает) Спать хочу. Поспать. Зачем только в школу пришла, спрашивается? А лучше в контакт залезу. Странно: никого нет, и все on-line.
— А день сегодня какой?
— Облачно что-то
— Тяжёлый понедельник
— А я думал вторник…
— Сейчас в календарь гляну… Среда.
— То-то, смотрю, мало нас. Первый ОБЖ, спят все.
— По расписанию первый — литература.
— Литература — последний.
— Сейчас в дневник гляну… Расписания нет.
— А прошлая неделя?
— Она в прошлом.
— И всё-таки?
— Говорю, в прошлом. В прошлом дневнике осталась.
Пауза.
— День сегодня галимый какой-то…


                3 действие.

Школьная столовая. Толпа у буфета. Подходит 11-классник.
(11-классник) — Ууу, блин. Понабежало. К следующей перемене, глядишь, даже куплю что-нибудь. Очередь аж до входу, продавщицу не видно. Эй, школота! Сколько там песочное? Тысяча?! Обдираловка! Да я за те же деньги закажу КамАЗ настоящего песку, всю школу от мала до велика землицей накормлю. А чай сколько? Рубль — капля??? Да там в рублях ли цены, в зайчиках, может?! На Киевском вокзале и то дешевле! А пицца? Семь рублей? Дёшево как-то, подозрительно… Возьму, пожалуй. Эй, малец! Продай мне свою пиццу за десятку? А сам сходи и новую купи, мне некогда. Спасибо. Эх, малышня… И я таким вот был когда-то. Однако, кругом занято: табуреты все до единого пропали. В класс не вернёшься: дежурные у входа всех ощупывают и конфискуют съедобные вещи в свою пользу. Самое обидное, что это мои же одноклассники… О, свободное место. Здесь занято?
— Да.
— Кем?
— А то не видно!
Приглядывается.
— Действительно, есть кто-то. Девушка? Вы на жёсткой диете сидите? Поститесь? Почти полупрозрачная, я так тоже хочу. Сперва не заметил вас, извиняюсь. Стоп, а пицца моя где?
— Мы ничего не знаем.
— Я на стол её положил, как пришёл.
— А она упала. Хихик.
Пауза.
— Так стол же ж не наклонялся.
Пауза.
— Так земля-то вертится.
Пауза. Звонок на урок.
— Да, поел, называется. Заговор… других объяснений не нахожу. На следующей ещё раз придётся тащиться. Голодный…


                4 действие.

Тот же кабинет, что в 1 и 2 действиях. В классе те же девять человек. Раздаётся звонок на урок.
— Звонок…
— Помолчи уже! Сколько лет одно и то же, каждый день! Звонок-звонок, звонок-звонок! Не наигрались ещё!
Пауза. Звонок.
— Звонок…
— Ошиблись. А может, тревога пожарная.
Все прислушиваются.
— Нет, это техничка балуется, раньше говорили. То она чай на кнопку случайно поставит, то концом швабры заденет. Теперь 21 век, не хухры мухры, прогресс, электроника. Сейчас всё связывают с глюком операционки. Звонок-то по точному московскому дают.
Пауза.
— Этот задержали на три минуты.
— А по моим дали раньше на две.
— Ты хочешь сказать, что у меня часы неправильные? Да я утром сегодня сверял.
— Нет, вовсе нет! Я хотел сказать, что сейчас москвичи диктуют нам правила жизни.
Пауза. Кто-то задумался.
— Да, действительно. Москвичи в нашем городе буквально на каждом углу, их как собак нерезаных развелось. Москвичей сразу видно по усталым, недовольным жизнью лицам.
Пауза
— Это не москвичи. Это местные.
— Нет, друг мой. Это москвичи. Ну или их дальние родственники, или хорошие друзья.
— Все мы давно в детстве были хорошими друзьями. Поверь, я бывал в Москве и ни разу не видел хотя бы одного москвича: все метнулись в провинцию.
— Ты хочешь сказать, что в Москве москвичей нет? Я был в Люберцах в том году и…
— Нет, нет. Я хотел сказать…
— Прекратите! Сколько уже можно, одно и то же каждый божий день! Москва-Москва, я там был, мёд-пиво пил…
— А давайте истории всякие друг другу рассказывать! Интересно!
— О, нет!!!
— Начну я. Однажды в детстве мы с подругой играли у неё дома с хомячком Хомой. Он был такой маленький, хорошенький. И мы решили соорудить ему двухэтажный домик из полного собрания сочинений Чехова в 12 томах. И я случайно…
— Пятьдесят раз слышали это. История о том, как игра с беззащитным животным плавно перетекла в урок анатомии. Но не будем о печальном. Однажды мы с другом в заброшенном сарае нашли противотанковое ружьё времён Второй мировой…
— Да ладно гнать-то!
— Честно. Там ещё медалей советских тьма-тьмущая была, и седой старик какой-то в уголке спал.
— Всё врёте. Загораю я этим летом на берегу Адриатического моря. Жара сумасшедшая. И подходит ко мне молодой итальянец…
— Ну, пошли, пошли хвастать! Поверите ли: тем летом я 500 рублей нашёл на газораспределительной станции в промзоне.
— А я Жириновского вживую видел.
— Классно. А я Нойза.
— А я Кеннеди.
— Не знал. Осторожнее с кабриолетами.
— Как-то раз я с незнакомой девушкой провел ночь в застрявшем лифте.
— О, это интересно! Рассказывай давай!
— Пошутил же.
— Менты меня однажды забрали… Прямо в парке.
— Помню, пять вьетнамцев сели в маршрутку вместе со мной. На пол-пути прокричали что-то по-своему, вышли, а как автобус трогаться начал, то бросились врассыпную. В тот день у меня собака пропала.
— Один раз мы с друзьями в Макдональдсе..
— Фу, уже скукотища.
— Возвращаюсь я домой в четыре утра с дня рождения Ленки…
— Гуляем мы, значит, с Антоном по МЕГЕ…
— Пошли мы вместе с парнями в Галактику. Их фейс-контроль пропустил, а мне они говорят: э, стопэ!
— Ха-ха! А как мы на прошлой неделе на копейке отжигали на проспекте Ленина…
— Кстати, вы слышали новость по телику, что якобы неизвестные ходят по всему городу и пишут баллончиками на стенах одно и то же слово из семнадцати букв. Так это мы с Миханом!
— Буквально позавчера в контре: зашёл на польский сервак, разыгрался; стреляю из Б-3-4, а пули рикошетят от врагов и мне в башню. Читеры, поляки…
— А помнишь мы в сталкере в какое месиво попали…
— И идём мы, значит, …
Становится шумно.
— Ааа!
— Ооо!
— Ыыы!
— Ололо, ололо!
— Надоели!
— Алло, психбольница? Вижу троллей!
— Скорее бы звонок!
— Звонок…
— Звонок, где ты? Спасительный звонок!
— А нам вроде задавали конспектировать параграф.
— Конспектируй.
— Сам и конспектируй, умник. Нашёлся тут указчик.
— Смотрю, а они уже целуются…
— Месси пять голов забил во вчерашнем матче. Барса опять всех рвёт в Лиге Чемпионов…
— Но в чемпионате Испании лидер-то Реал! И в Лиге Чемпионов тоже достойно выступает. А Месси вообще самый обычный игрок, не более. Он в сборной почти никакой...
— Ты со мной спорить собрался?! Да я в футболе разбираюсь в тыщу раз лучше, чем ты!
— Вот на кой он тогда водку с виски и текиллой смешал! И не сказал, главное, ничего…
— Я видела такие сапоги, но там были больно дорогие…
Общий шум.

С момента 4 действия проходит более полугода.


                5 действие.

Весна. Обстановка 1, 2 и 4 действий. Класс пуст. Учитель глядит в окошко, очки лежат на столе.
(учитель) — Эх, появились листочки, ветерок свежий дует… Это весна. Вот и прошёл учебный год, осталось-то совсем ничего. Каникулы скоро.
Пауза. У дверей в кабинет возникает возня, учитель оборачивается. Заходит один ученик и неуверенно подходит к учительскому столу. Встаёт на колени. За ним входит группа учеников, тоже все встают на колени, затем заходят остальные.
— А, вот и вы. Я же ещё тогда говорила вам: аккурат за месяц до экзаменов вы засуетитесь, придёте ко мне, падёте на колени и хором будете просить меня: “Помогите! Объясните!”. Поздно, милые мои!
(ученики хором) — Помогите нам!
(учитель) — Вот, приблизительно так. На уроки надо было ходить. Ладно вы, невежды; на вас надежды нет и не было никогда, лентяи. Но не развращайте другие классы. Там пока хотят учиться. Старшие должны быть примером для младших!
Пауза.
(учитель) — Так и быть. Остаётся последний рывок. Только вы должны приложить титанические усилия. Только тогда вы добьётесь цели. Только с помощью труда, труда и ещё раз труда. Учитель может лишь направить вас в нужное русло, помочь, подсказать кое-где. Но всю работу за вас он сделать не в состоянии. Как и репетитор. 80% успеха — это плодотворная, самостоятельная работа на износ. Поймите же это, наконец. У вас ЕГЭ на носу. Как вы будете… СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН!!!
Пауза. Кто-то плачет, кто-то кусает локти. Большинство подняли головы и умилённо смотрят в лицо учителю.
(учитель) — Завтра — воскресенье. Выходной. Ваш последний день отдыха. Но с понедельника вы начинаете работать за троих, учиться усердно, до упора. Вы согласны?
(ученики хором) — Да!!!
(учитель) — Ну вот и славненько. Это послезавтра.
Все встают с колен, выстраиваются полукругом на сцене. Учитель в центре.
(хором) — Послезавтра!
(1-й ученик) — Мы начнём грызть гранит, малахит, апатит, свинец и рубидий науки!
(хором) — Послезавтра!
(2-й ученик) — Мы переступим порог школы новыми людьми, которых здесь знают целых 11 лет!
(хором) — Послезавтра!
(3-й ученик) — Мы пойдём вперёд, только вперёд, великой поступью по направлению к пугающей нас неизвестности!
(хором) — Послезавтра!
Учитель делает шаг вперёд, поднимает вверх руку в кулаке.
(учитель) — Плевать на тернии!
Ученики делают шаг вперёд, поднимают руки в кулаке.
(хором) — Вперёд, к звёздам!

Занавес.


Рецензии