Неразменное

    Случай этот давно известен краеведам и пушкинистам, но есть в нем некий нюанс, заставляющий усомниться в его достоверности и приобретающий звучание легенды.

    В 1834 году Пушкин с женой и детьми две недели гостили в Полотняном Заводе. Волшебная природа, живописные пейзажи берегов Суходрева, близость любимой семьи – всё ласкало глаз, всё настраивало Александра Сергеевича на творческий лад, в этой среде он с удвоенной энергией трудился над «Историей Петра». А любимым местом поэт выбрал вовсе не кабинет с письменным столом, а бильярдную комнату: ему нравилось лежать на животе на большом зеленом поле бильярдного стола в окружении книг, листов бумаги, смятых черновиков, чернильницы и гусиных перьев – такой вот он, наш Пушкин!
    К поэту был приставлен персональный слуга – маленький казачок, ясноглазый, светловолосый мальчик, одетый в нарядную шелковую рубашку и новенькие блестящие сапожки. Казачок очень боялся барина: смуглый, курчавый, как цыган, курит вонючие заморские сигарки, насмешливый, порывистый, да еще и на столе валяется в куче всякого мусора. Нет, баре себя так не ведут! Маленький слуга вообще старался Пушкину на глаза не попадаться, так как вся прислуга знала, что барин страсть как не любит шума во время своей работы.
    Случилось так, что казачок накрывал стол в соседней с бильярдной комнате, споткнулся в своей новенькой непривычной обужке – и выронил поднос с серебряными ножами да вилками. Как тут зазвенело, как загрохотало! Пушкин злющий-презлющий вылетел из бильярдной, ворот рубахи расстегнут, глаза выпучены: кто посмел?! А в комнате-то никого, только поднос да столовые приборы на полу разбросаны. Ан нет, вон края скатерти трясутся, да из-под бахромы маленькие сапожки торчат. Пушкин хвать за эти сапожки – и вытянул казачка из-под стола. Тот ни жив ни мертв, волосы взъерошены, на раскрасневшемся лице выражение ужаса… Ну, Пушкин есть Пушкин: весело расхохотался, потрепал мальчишку по кудрям:
    - Ну ладно, ступай с Богом!
    И видя, что маленький слуга никак не может оправиться от испуга, вытащил из жилетного кармана монету:
    - Бери, дружок, на счастье!
    А денежка-то не медный грош, а самый настоящий серебряный рубль – целое богатство!

    Самое удивительное в этой истории то, что казачок и его родители не проели, не потратили подарок необыкновенного барина, и рубль вместе с рассказом об этом подарке передавался поколениями от отца к сыну как семейная реликвия. Историю эту от потомков того казачка услышал известный калужский искусствовед Кирилл Бедлинский, который, в свою очередь, рассказал ее своему другу калужскому журналисту Игорю Шедвиговскому, а тот включил эту семейную легенду в свою книгу.
    Вымысел это или быль – утверждать не берусь, но Шедвиговский утверждал, что неразменный пушкинский рубль хранится до сих пор в Калужском краеведческом музее. Очень хочется в это верить.


Рисунок автора


Рецензии
Вот спасибо Антонычу! Зачиталась.
В Болдино бывала трижды. Если Господь управит заехать туда еще, то обязательно, стоя на мосточке в усадьбе Александра Сергеевича, вспомню историю, прочитанную на странице Евгения Антоновича.
С низким поклоном,

Ольга Суздальская   18.10.2013 17:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.