Мнение о пьесе Э. Ионеско в театре на Таганке
(в сокращённом виде - "Литературная Россия" - http://www.litrossia.ru/2012/12/06921.html)
История смерти в 1936 году в Ленинграде всемирно знаменитого академика Павлова стала легендой. Обстоятельства этой легенды ещё с институтской скамьи, немного напрягали меня своей абсурдностью.....
Они напоминают смерть Сократа. Как известно, великого античного философа в Афинах приговорили к смерти, и он сам добровольно принял яд цикуты. После этого, дожидаясь смерти, спокойно беседовал с друзьями. Так и Павлов. Он созвал учеников и стал диктовать им свои ощущения. В этот момент пришел некий посетитель, но его не приняли, ответив: «Академик Павлов занят. Он умирает»...
Смерть – понятие сакрально-архетипическое, заложенное в нас генетикой, независимо от того, нравится нам это или нет...
Я попал на премьерный пресс-показ пьесы «Король умирает» основателя «театра абсурда» Эжена Ионеско, поставленной великим польским режиссером Кшиштофом Занусси на сцене легендарной Таганки, буквально накануне вернувшись из чешского города Кралов Градец, где в прошлом году, чуть было не закончилась история этого театра…
Если просидеть полтора часа в театральном зале под непрерывный стрекот «навороченных» фотоаппаратов представителей «навороченных» информагентств, то, - как говорит ныне продвинутая молодежь, - «вштырит не по-детски»…
Исполнитель главной роли - актёр Валерий Сергеевич Золотухин, даже позволил себе немного «похулиганить» на авансцене – выдав посредине спектакля реплику от себя, - буквально глядя в глаза особенно назойливому фотографу, «расстреливавшему его в упор» из фирменного аппарата «Nikon»: - «Пришли поснимать как я умираю? Снимайте»…
Режиссёр Кшиштоф Занусси – признался, что тема смерти, проходящая через многие его фильмы – результат, прежде всего, - его военного детства. Он – дитя войны, и период его взросления, пришёлся на время, когда к смерти относились как к обыденности – она была везде и жизнь не стоила ничего…
Пан Кшиштоф признался ещё и в том, что лично получил от Эжена Ионеско некую свободу действия относительно этого спектакля. И он не преминул ею воспользоваться, ставя пьесу «Король умирает» в нескольких театрах мира…
Отвечая на вопрос, чем спектакль на Таганке отличается от его же спектакля в Мюнхене, режиссёр Занусси сказал гениальную фразу: - «Трещина зависит от театра». Он, конечно же, отвечал очень конкретно, на вопрос, касающийся особенности декорации, но прелесть абсурдизма в том и состоит, что он (абсурдизм - авт.) рождает у кого-то «сон разума», а у кого-то богатый ассоциативный ряд. И относительно тени бывшего руководителя Таганки, в том числе….
В общем, как выразился Валерий Золотухин: «У кого, что болит, - тот то и видит»…
Пан Кшиштоф очень сильно ломает Гоголем рождённый, имперский русский стереотип поляка - «гонорового шляхтича». Ломает своим поведением, внешним видом и беззащитностью жестикуляции. Он – абсолютная его противоположность...
Вот как сказала о режиссёре и человеке Кшиштофе Занусси актриса Ирина Линд: «Естественная интеллигентность, аристократизм, огромное уважение к актёру пана Кшиштофа, - лично для меня было настолько неожиданными, что хотелось только одного, – сделать свою роль как можно лучше»...
Более того – сама методика постановки спектакля режиссёром Занусси вначале даже поставила актёров Таганки, - привыкших к абсолютному художественному (и не только – Авт.) диктату Юрия Любимова, - в личностный и творческий тупик.
Пан Кшиштоф читку пьесы и разбор характеристик проводил в Варшаве в собственном доме, куда он пригласил актёров, принял их, опекал, показывал город, водил в театры и на выставки, – словом, – вёл себя по-человечески и как друг...
Театральный спектакль в постановке кинорежиссёра Кшиштофа Занусси получился очень, - по-делу, - кинематографичным. И очень, - по-таганковски, - злободневным….
Этим он очень сильно отличается от недавнего «кино–экзерциса» театрального режиссёра Мирзоева на тему пушкинского «Бориса Годунова».
Кинематографические свет и отточенность мизансцен, минимализм цвета в декорациях и актёрских костюмах. Средне-офисная мебель, песочные часы на столе, мобильник, инвалидное кресло и лифт.
Единственное яркое пятно – алое платье актрисы Ирины Линдт. В общем, как и её роль – единственного адекватного по-сути человека, насколько это возможно в ситуации абсурда…
Живые исчезают и появляются из лифта. Мёртвый уходит в трещину в стене…
Золотухин абсолютно прав заявив на послепремьерной пресс-конференции: - «Я чётко делю зрителей, который будут смотреть этот спектакль на три категории. Это – те, кто пришёл посмотреть, как умирает король Беранже в пьесе Ионеско в исполнении Валерия Золотухина; те, - кто пришёл посмотреть, как умирает актёр Валерий Золотухин, и те, - кто пришёл посмотреть, как умирает нынешний руководитель Театра на Таганке (читай театр – Авт.). И каждому я постараюсь дать ответ»....
За точность цитирования не ручаюсь, поскольку пишу по памяти, но, мне кажется, что Валерий Сергеевич по-актёрски гениально решил свою сверхзадачу. К концу спектакля в зале остаётся всего лишь одна категория зрителей, сопереживающих каждому жесту и слову на сцене. А на ней, как выясняется к финалу спектакля, - пьеса не о смерти, а о жизни….
О жизни, которую мы привыкли не замечать в мелочной суете и абсолютно не ценим ….
Дух Любимова живёт на Таганке – живёт в его спектаклях, в неизменности интерьеров. Тень Любимова, как тень «отца Гамлета» витала в зале и во время спектакля (перед спектаклем в зал дали, аудиообращение Юрия Любимова к зрителям с просьбой отключить мобильные телефоны - Авт.), витала она и после него на встрече режиссёра и актёров с прессой….
Надо сразу оговориться, что решение поставить пьесу Ионеско на сцене легендарной Таганки, Кшиштоф Занусси принял задолго до драматических событий прошлого года на театральном фестивале в чешском Краловом Градце (символично, что Крал – по-чешски, - король – Авт.) и никак в этих событиях ни словом, ни делом, ни помыслом он не участвовал....
Сегодня спектакль Кшиштофа Занусси по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает» - ребёнок, который, - я очень надеюсь, - удачно пройдёт пубертат премьерных показов, возмужает и достойно войдёт в историю Таганки. Новой Таганки. Вечной Таганки….
P.S. Я сознательно написал слово «экзеpцис» с буквой «ц», что не соответствует нынешним правилам орфографии, но именно так писал Чехов.
Цитата: «Ярцева дома не было. Рассудина села за рояль и принялась за скучные, трудные ЭКЗЕРЦИСЫ, приказав Лаптеву не мешать ей. И он не развлекал ее разговорами, а сидел в стороне и перелистывал «Вестник Европы». «Три года» А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 9. М., "Наука", 1985. (http://ilibrary.ru/text/1251/p.14/index.html)
Свидетельство о публикации №212031800916
С наилучшими
Сергей Лузан 18.04.2012 23:06 Заявить о нарушении
Сергей Лузан 18.04.2012 23:08 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Уже исправил - спасибо.
У меня со словом "экзерцис" почти "фрейдовские" отношения.
Удачи Вам!!!
Олег Татков 18.04.2012 23:34 Заявить о нарушении