Бедная Лиза

               
         Лиза была щедрой, но не улыбчивой женщиной. Ей не доводилось самой делать выбор или принимать решение. Все вопросы решала в семье мама, диктуя свою волю. И если дочь начинала сопротивляться, то мать закатывала такую истерику, что приходилось уступать, лишь бы этот ужас и стыд с вызовом скорой медицинской помощи, стоянием на коленях у кровати «умирающей», вымаливая прощение, прекратились. Спасительным отдохновением были книги, природа и музыка, будоражащие сознание, не давая окончательно отупеть или сойти с ума. В минуты отчаяния Лизе казалось, что её никто никогда не любил, никто никогда о ней не заботился кроме бабушки конечно. Лиза не понимала за что ей выпала такая судьба, в чём конкретно она провинилась. Вокруг шла какая-то иная, таинственная жизнь, насыщенная чьими-то личными событиями, а у Лизы личных событий не было. Были  только заботы: угодить маме, понравиться маме, не быть «вечным наказанием». Лиза закончила средне образовательную школу с золотой медалью, музыкальную школу и Институт –   с отличием. Бабушка научила готовить, шить, вязать, вышивать и прочим бытовым премудростям. Когда мама решила купить автомобиль, то Лиза выучилась и получила права водителя.
         Смутные из раннего детства воспоминания об отце, исчезнувшего неизвестно куда и неизвестно почему, хотя догадаться о причине не сложно, рисовали высокого человека с очень ласковыми лучистыми глазами и сильными руками. Ещё она помнила его  запах -  тёплый и терпкий, щекочущий ноздри, вызывающий чувство неописуемого восторга и надёжности. Почему он не взял её  с собой, не поселился где-нибудь рядышком?  Тема об отце была запретной. В доме не сохранилось ни одной его фотографии. Только бабушка проговорилась однажды: «Копия отца своего ты девонька, такая же умница и красавица, потому она тебя так и тиранит. Не верь ей, твой отец достойнейший из людей, редкой породы человек. Уйду я и поговорить-то тебе будет не с кем, и пожалеть некому. Беги от неё, пропадёшь, загубишь жизнь свою окончательно». Лиза попыталась выведать у бабушки хоть какую-нибудь информацию об отце, но та  перевела разговор на другую тему.
         Далеко в глубине души Лиза не смирилась с ролью домработницы, гримёра, костюмера, няньки и личного шофёра при маме – знаменитой актрисе, но и сопротивляться уже не было сил, так обречённо устала. «Бедная Лиза», - говорила частенько мама гостям в присутствии дочери – « у неё совсем нет никаких талантов. Без меня пропадёт, не организована, растяпа, постоять за себя не умеет».
         В конце июля мать улетела отдыхать с очередным молодым поклонником. Чтобы не брать дочь с собой, придиралась  целую неделю с особой изощрённостью, но без обмороков, а Лиза и рада. Оставшись одна, первые пару дней слонялась бесцельно по квартире, наслаждаясь покоем. На третий, с утра пораньше, распахнув все окна, затеяла уборку. Закончив уборку и уложив в большой мешок всякое старьё, понесла выбрасывать мешок в мусорный контейнер. Вернулась, а дверь квартиры не открывается. Лиза растерянно дёргала ручку входной двери и от бессилия чуть не плакала. Что же она за растяпа такая? Надо было ключи взять с собой. Вроде ставила замок на предохранитель? Спустилась к консьержке, та вызвала слесаря.
       Слесарь пришёл на удивление быстро. Не обращая никакого внимания на Лизу, он молча и уверенно занялся делом. Лиза молча и нервно ходила за его спиной. Дверь благополучно и практически без повреждений открылась. Слесарь обернулся к Лизе со словами: «Замок надо менять, предохранитель не работает. Видите, защёлка болтается, пружина видимо лопнула. Я защёлку заблокирую, этим замком не пользуйтесь. Купите новый замок и вызывайте на установку столяра. Услуга платная».
         - Сколько я Вам должна за работу?
         - Пустяки, установят новый замок, тогда и заплатите.
         - А сегодня нельзя это сделать? Завтра на дачу собиралась поехать.
         - Почему нельзя? Можно. Есть замок?
         - Нет, замка нет. Простите, Вас как зовут?
         - Николай.
         - А меня – Лиза. Николай, окажите услугу, если конечно не трудно. Купите хороший замок сами, а то я в них не разбираюсь, только китайский или там турецкий какой не берите. Пожалуйста, я Вас очень прошу, помогите.
         - Ну, хорошо, - ответил Николай, посмотрев на часы, - у меня ещё три вызова. Ладно, часов в шесть вечера будете дома?
         - Да, да, конечно. Спасибо. Сколько денег нужно?
         - Потом, потом.
         Николай заблокировал замок и, уходя, строго уточнил: «Значит в шесть, договорились? Если что, под дверью топтаться не буду, дел много».
         Приняв душ и перекусив на скорую руку холодными бутербродами с чаем, Лиза прилегла отдохнуть, но внезапно переполошилась: что же это она разлеглась? Человек придёт, а у неё даже обеда нет и угостить толком нечем. Он может голодный целый день мотается, а тут ещё она ему на голову навязалась. Ах, Лиза, мама права, ты действительно большая эгоистка.
         За пару часов обед и десерт были готовы. Перебирая в платяном шкафу вешалки, Лиза обнаружила, что ей совсем нечего надеть. Оказалось, что у неё нет личных вещей во всём, казалось бы, их многообразии. Все вещи донашивала за мамой. Из нового перепадало только то, что маме по какой-то причине разонравилось. Покупали – нравилось, домой принесут – разонравилось. Лиза на два размера тоньше мамы и повыше ростом, поэтому выглядела в маминых вещах, мягко говоря, нелепо, но раньше она не обращала на это особого внимания.  Сегодня же почему-то не хотелось надевать мамины вещи. Не желала и всё тут. Организм сопротивлялся, откровенно бунтуя с отвращением к самому себе. Сколько там до прихода слесаря осталось? О, ещё почти полтора часа, успеет в магазин.
         В ближайшем бутике Лиза купила простенький трикотажный сарафанчик. Причёсываясь перед зеркалом, встретилась с потухшими глазами своего отражения. Боже, да она на старуху замордованную похожа! А ей всего-то тридцать один год.
       Николай пришёл ровно в восемнадцать часов. Работа в его руках спорилась. От обеда не отказался. Молодой мужчина был удивительно похож на Григория из фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон». За обедом выяснилось, что он инженер-конструктор, но работу по специальности теперь не найти, а жить как-то надо. Прощаясь, Лиза ещё раз поблагодарила Николая, а он вдруг предложил: «Не хотите прогуляться? Погода стоит замечательная».
       От неожиданного предложения женщина покраснела, как девчонка.
       - Что Вы? Вы и так на меня сегодня слишком много времени потратили.
       - Через час жду Вас у подъезда. Переодеться надо. Я тут недалеко комнату снимаю у одной бабульки. Пойдёте со мной?
       - Ну, хорошо, - неуверенно отозвалась Лиза. Правда, как-то не совсем удобно …
       В конце августа Лиза уехала с Николаем на его малую родину, оставив в столовой на столе прощальную записку маме.
       Даже годы спустя, мать так и не смогла простить дочь. «Бедная, бедная Лиза», - сетовала знаменитая актриса в ответ на расспросы знакомых о дочери, - «не поверите, но она счастлива как обыкновенная  баба, похоронив себя заживо в каком-то мухосранске с каким-то слесарем».
 


Рецензии