Книга мастера

Не бывает плохих учеников. Бывают плохие учителя. (Поговорка)


КНИГА МАСТЕРА.


ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Мечта.
§1. Мальчишка в городе.
§2. Что его привело – мечта.
§3. Том находит мастера.
§4. Что представляла собой мастерская.
§5. Из истории ремесел.
II. Сопутствующие умения.
§1. Воспитание.
§2. Благоговение ученика. Возможность учиться.
§3. Первые умения.
1. Точки зрения.
2. Уборка.
3. Отбор зерен от плевел.
4. Инструмент
5. Принимать заказы.
6. Отношение к другим мастерам.
III. Простейшее изделие (проба пера).
§1. Укороченная версия.
§2. Мнения мастера.
§3. Попробуй! Как бы ты это сделал?
§4. Неудача.
§5. Первые секреты.
§6. Технология.
IV. Путь к совершенству.
§1. Золотая книга мастера – справочник.
§2. Первые деньги.
§3. В котором Нос узнает, что он мастер.
V. Общая схема.
§1. Высший пилотаж.
§2. Идти по вершкам.
§3. История с точки зрения аналитика.
Комментарии от автора.



Часть 1. История Длинного Носа. Обучение мастерству.
Вот-вот наступит ночь. Зарево на западе угасает. Лис смотрит на эти последние отблески дня в окно. Мы молчим.
- Я расскажу вам одну историю,- вдруг сказал он. Обычно Лис был молчалив. Услышать от него лишнее слово было невозможно. Он был воплощением поговорки: «Молчание – золото». Удивленный, я обернулся к нему. Лис все также смотрел в окно. Он стоял прямо и смотрел вдаль. Закат освещал его лицо алым светом.
- Это история молодого человека, который очень хотел стать мастером. Может быть, вы тоже однажды захотите стать мастером в каком-либо деле. Я расскажу историю обретения мастерства. И знание последовательности событий в их развитии позволит вам быстрее достигнуть результата.
Лис  помолчал.
- Пожалуй, это будет сказка. Сказка о мастерстве.
Он улыбнулся.
- Словом, слушайте.


Глава I. Мечта.

§1. Мальчишка в городе.
Однажды молодой человек по прозвищу Длинный Нос приехал в город в поисках мечты. Пусть вас не смущает это имя. В данном случае имя не имеет ровным счетом никакого значения. Он хотел стать мастером. Город был крупным, хотя и не столица. Честно говоря, неважно ни где родился Нос, ни откуда он приехал, ни размер города. В жизни мы часто видим, как в какой-то город кто-то приезжает. Также и вопрос, сколько ему лет, неважен, ибо сущность истории не в том, чтоб сказать, что у молодых больше сил, чем у стариков, а у стариков больше жизненного опыта, чем у молодежи. Таким образом, возраст его мог быть любым от шести до шестидесяти лет, и даже в этом случае я неправ, потому что бывают исключения из правил. Я хочу сказать, что он в каком-то смысле был как все приезжающие: неопределенного возраста, приехал неизвестно откуда.
Все его имущество находилось в дорожной сумке, а, как вы понимаете, в нее много не положишь. О его прошлой жизни я ничего не могу сказать. Легко ли ему жилось до настоящего момента или жизнь все-таки его потрепала? Неизвестно. История приключилась в Старом Свете, но это скорее дань традиции – сегодня то же самое происходит повсеместно. Также не особенно нас должно беспокоить и время действия – это могло случиться как в древности, так и в наши дни. Я веду к тому, что хотя все эти подробности можно было выяснить и описать, все же известно, что они не повлияли на ход развития нашей истории. И поэтому эти ненужные, не относящиеся к делу детали и подробности, не дающие по существу ничего, мы лучше оставим туманными, неосвещенными.
- Хорошенькое начало: «Давайте  обойдемся без подробностей!»- сказал я.
- Да,- сказал Лис. – Обойдемся без подробностей. Иначе я никогда не добрался бы до конца сказки. Я продолжу с Вашего разрешения…
Отметим: у парня был характер. Я имею в виду внутреннюю твердость и решительность, можно сказать «упрямство». Характер видно из того, что Нос решился приехать в город, хотя для большинства людей свойственно проживать на одном месте чуть ли не всю жизнь. Надо сказать, что он приехал в город “с насиженного места”. У него не было необходимости ехать, он не был вынужден. Его решение было проявлением желания. Длинный Нос прекрасно мог бы жить на прежнем месте до старости, но ему хотелось попробовать сделать то, о чем он мечтал. И вот он оказался в городе.

§2. Что его привело – мечта.
Что же привело его в город? Однажды он захотел стать мастером. В его жизни произошло событие, из-за которого он решился покинуть родные края. Событие было неожиданное. Оно произвело на мальчишку незабываемое впечатление.
Человек, у которого Длинный Нос работал, послал его на близлежащий рынок за зеленью. Носище добрался до рынка и уже было направился к рядам бакалеи, как вдруг увидел немного в стороне от рыночных ворот странную картину: народ толпился у прилавка какого-то старика, хотя он совсем не расхваливал свой товар. Нос решил тоже взглянуть, что же находится у старика на витрине. Он подошел поближе. Здесь сияли золотые и серебряные украшения удивительной работы: серьги, цепочки, браслеты, перстни, медальоны и прочее. Особенно Длинному Носу понравился золотой перстень с витиеватым орнаментом и округлым ярко-синим камнем. Нос спросил продавца о цене перстня. Старик захохотал, услышав вопрос.
- Послушай, малыш,- сказал он  сквозь выступившие слезы,- если ты станешь трудиться день и ночь до самой старости, будешь собирать в копилку каждую заработанную монетку, а питаться только хлебом и водой – то и тогда тебе не купить этот перстень. У тебя просто… не хватит на него денег!
И он захохотал. Нос не понял, почему старик смеется. Он спросил:
- Кто же покупает у вас эти красивые вещи?
- Известно кто,- продавец немного успокоился,- богатые люди.
- Только богатые люди?
- Да, малыш,- старик усмехнулся. – Не видать тебе такой красоты, если ты не богач или не мастер-ювелир.
К прилавку подошла строгая дама в роскошном платье и заплатила целое состояние за маленькое, но изящное колечко с рубином. Пока остальные покупатели разглядывали товар, старик снова обратился к Носу.
- Парень, ты мне понравился,- заявил он. – Ты настоящий ценитель. Я покажу то, что придется тебе по вкусу.
Старик достал откуда-то из-под прилавка и показал Носу небольшую золотую шкатулку с рисунком. По краю ее был изображен замок с башенками, а на крышке – рельефные узоры, поверх которых вырезана полоска с буквами. Нос умел читать, но здесь были какие-то незнакомые слова.
- Что здесь написано?- спросил он у старика.
- «Кто откроет, тот будет богат». Написано по-латыни,- ответил старик.
- Почему же вы не откроете ее?- вежливо поинтересовался Нос.- Наверное, тогда бы вы разбогатели, и вам не пришлось бы стоять в такую жару на солнцепеке.
Торговец заплясал на месте, завывая от смеха:
- Я знал, что ты это спросишь! Я открываю ее по нескольку раз в день, но, как видишь, все еще стою на рынке и торгую. Я едва свожу концы с концами!
- Как же так?!- не унимался Нос.
- Это шутка, малыш. Разве ты не понял? Шкатулку сделал мастер-шутник из Честера. Смешно? Кажется, что богатство почти у тебя в кармане, а откроешь ее – и понимаешь, что ты всего лишь обычный работяга, поверивший в мечту, а богатство для тебя недостижимая вещь.
У старика странно блестели глаза. Длинному Носу почудилось в его словах нечто похожее на отчаяние. Он постоял немного, раздумывая, и вспомнил, что его послали за зеленью. Нос стремглав помчался к бакалейным радам.
Ночью перед сном, лежа в кровати, Нос подумал о той прекрасной шкатулке. «Так красиво сделана,- размышлял он,- не может быть, чтобы надпись была обманом!» А еще ему пришло в голову: « Если бы я делал золотые шкатулки, обязательно писал бы на крышках что-то полезное…»
Мечта зрела в уме Длинного Носа. Но прошло наверное несколько лет после того случая, как Нос увидел шкатулку, прежде чем он решил стать мастером. Он собрал немного денег на первое время и приехал в Честер. Он решил найти мастера, сделавшего те замечательные украшения, и просить, чтобы мастер научил его ремеслу. Мальчишка не задумывался, что все может оказаться не так-то просто.
Тут надо сделать отступление, чтобы сказать, что Нос поступил очень непредусмотрительно – у него не было в Честере ни одного знакомого человека. Даже переночевать было негде! Можно сказать, что поездка его была еще той авантюрой – спонтанным, непродуманным, рискованным действием.
* * *
Я воспользовался мгновением передышки и задал вопрос:
- Лис, неужели это правда?
- О чем ты?
- О шкатулке, конечно. Из-за нее твоя история приобретает какой-то фантастический, почти сказочный вид.
- Я не знаю,- откровенно признался он. – Может было, может нет. Это не имеет никакого значения. У меня нет ни времени, ни желания доискиваться правды. Факты говорят об одном: что-то произошло, как-то вышло так, что Нос решился приехать в город. И он хотел стать мастером. Остальное – неизвестно. Была ли шкатулка? Нельзя сказать наверняка с полной уверенностью. В данном случае мы предполагаем (предполагаем!), что существовала. А почему ты спрашиваешь?
- Потому, что это звучит как-то неправдоподобно. Какая-то милая выдумка, как в тех сказках, что нам в детстве бабушки рассказывают.
- О, не обращай на это внимания! В жизни бывает много странного. Мне тоже с трудом верится в правдивость этой истории. Уж больно она похожа на романтическую старомодную легенду. Но, с одной стороны, как я говорил, в жизни все возможно. Бывают и не такие совпадения. Иногда и сказки оказываются святой истиной. А с другой стороны, в этой истории есть рациональное зерно, которое мы можем взять, применить и получить практическую пользу.  Сказка, возможно, выдуманная, а польза – реальная. Представляешь?
- Что же это за «рациональное зерно»?- спросил я. Что-то «зерен» в истории видно не было.
- На данном этапе мы узнали о рождении Мечты,- торжественно произнес Лис. – У Длинного Носа появилась мечта, и он начал искать способ ее реализации. Все начинается с мечты, с идеи, мой друг. Вы понимаете, о чем я говорю? Но надо отметить, что когда Нос начал, то не знал, чем его стремление может окончиться. Так всегда и бывает: мечте сопутствует неизвестность.

§3. Длинный Нос находит Мастера.
Итак, рождение мечты толкнуло Длинного Носа на поиски. Что же происходило дальше? Нос знал, что он ищет. Он спрашивал у любого встречного - поперечного, не знает ли он, где живет мастер-ювелир, и уже к полудню он оказался у дома Мастера. Скажем между прочим, что Мастером он был по словам самого Длинного Носа. Известно, что ученикам свойственно идеализировать своих учителей. О реальном уровне его мастерства мы можем только догадываться.
Мастер встретил парня сурово. Со дня на день у Мастера намечался крупный заказ, рабочих рук не хватало, и появление Носа было как нельзя кстати. Но Мастер – старый хитрец – ни за что не признался бы в этом даже под пытками. Он позволил Носу умолять взять его учеником и, немного посомневавшись для вида, неохотно согласился, сразу выставляя со своей стороны целую уйму разнообразных условий.
А Длинный Нос был счастлив. Нет! Он был на седьмом небе от счастья!

§4. Что представляла собой мастерская на первый невооруженный взгляд, вернее, взгляд обывателя.
Обучение началось в тот же день вечером. Мастер привел Длинного Носа в небольшую комнату. По ее виду Нос догадался, что это мастерская. Находилась она на втором этаже здания, куда можно было подняться с улицы по лестнице. В каком-то смысле, неудобно, но, видимо, не было возможности и желания улучшить жилищные условия.
Мастерская была хорошо освещена. У стен расставлены столы. Над каждым столом отдельно установлена еще одна лампа. Стены побелены и обиты до середины стены снизу деревянными панелями. Комната казалась светлой и просторной. На грубом каменном полу лежали дощатые настилы, которые можно было поднять и унести. Создавалось ощущение, что все здесь сколочено на скорую руку и легко разбирается. Потолок также выбелен. В углу стояла полка-стеллаж, сверху донизу заполненная… книгами. Толстые книги в изношенном переплете, тонкие более свежие, но все в основном старые. Наверное, книги по ремеслу. У каждого стола оборудовано рабочее место. На стенах напротив столов – полки, уставленные баночками, склянками с надписями. Под ними – висят стенды с инструментом. Чего только нет! И странные ножницы, и резцы, какие-то приспособления, палочки, клещи, тиски, молоточки. На столе – папки с торчащими чертежными листами, края которых растрепаны. Под столом – коробки для мусора. В столах имеются выдвижные ящики. У столов – табуреты со спинками и мягкими подушками на сиденьях. В мастерской два окна, но оба закрыты от солнечного света каким-то серебристым материалом. В помещении тепло.
Нос быстро осмотрел все это. Вид мастерской привел его в восторг. В воздухе витал дух практичности, ума и удобства. Нос почувствовал, что его привели в святая святых, где творятся великие и чудесные вещи. Чтоб только увидеть это место многие отдали бы любые деньги. Да что там деньги – может быть даже жизнь!
Мастер сказал:
- Здесь необходимо привести все в порядок. То есть не все, а кое-что, прежде чем мы начнем работать. Можно сказать, что всякая работа начинается с подготовки к ней рабочего места. Итак, вынеси настилы с пола в коридор, подмети пол. Весь мусор ссыпь в один из ящиков, что под столами. Веник и совок стоят за первым столом справа. На столах и стеллажах ничего не трогай.
Так и началось ученичество Длинного Носа – с уборки: уборки мастерской. Добавлю к сказанному один эпизод. Носу хотелось поскорее стать мастером. Подметая помещение, он на минутку остановился и взял с полки толстую книгу, положил ее на стол. У него задрожали руки оттого, что он осмелился прикоснуться к этому кладезю мудрости. Он принялся осторожно переворачивать желтые страницы, всматриваясь в печатные буквы и гравюрные рисунки. Как я уже говорил, Нос умел читать и попробовал прочесть хотя бы немного. Но это ему не удалось. Книга хотя и была написана на знакомом языке, но в ней все время встречались какие-то странные неизвестные Носу слова. Он мог их прочесть, но значения не знал, а поэтому не понял и смысла того, что было написано. «Тарабарский язык!» - подумал Нос. Он поставил книгу на то место, откуда ее взял, и решил, что когда-нибудь спросит Мастера, что в ней написано.

*  *  *
Лис присел в кресло и помолчал.
- Это была первая глава в истории Длинного Носа и его ученичества. Отметим некоторые детали. Нос попал в работающую структуру, то есть в систему налаженного производства. В этой мастерской были созданы все условия для успешного ведения технологического процесса. Имелся весь необходимый инструмент и оборудование, справочные материалы, эскизы и чертежи изделий, а в складе – запасы материалов. Мастер знал все тонкости, все нюансы производства от начала и до конца. В мастерской работал коллектив (группа), а значит всегда можно было рассчитывать на помощь второй, а то и третьей пары рук. Все было готово для работы, и работа кипела. Мастерская действовала, имела некоторый круг постоянных заказчиков (клиентов). Она была известна в городе. Связи с хранителями порядка и сборщиками податей – налажены.
Таким образом, это было совсем не то, что строить новую мастерскую и организовывать ее работу. Сделать это смог бы только тот, кто знает все аспекты (стороны) работы мастерской, кто видел ее в деле и имеет определенный специфический опыт - опыт пуско-наладочных работ. Длинному Носу представилась счастливая возможность посмотреть на работу механизма мастерской изнутри.
У Лиса в глазах появились озорные огоньки. История явно раздразнила его, ему нравилось рассказывать ее.
- Да, я не скрываю,- сказал он,- меня увлекает, восхищает, завораживает эта история. Она говорит нам о том, что у каждого из нас бывает в жизни. У нас бывает шанс, счастливая возможность начать стоящее дело и довести его до конца. Она укрепляет нашу веру в свои силы, а это доброе дело. Она пробуждает лучшее в нас, а уж одно это само по себе очень важно.


Рецензии
Про мастера у вас занятно.

И с лисами неплохо обыграно...

Афанасьев Сергей Сергеевич   13.04.2012 22:05     Заявить о нарушении
Как говорится, кто на что учился.
Но завершение вышло не так,
как бы мне хотелось.
Слишком печально.
А может, в жизни так и бывает?

Владимир Инин   13.04.2012 22:18   Заявить о нарушении
В жизни ещё и не так бывает.

Афанасьев Сергей Сергеевич   13.04.2012 22:24   Заявить о нарушении