Палитра СЛОВаря. Октавы и подобия

                По страницам записной книжки физика-лирика
                (начало: http://www.proza.ru/2012/03/03/466)
               
                Друзья мои, ищите ключ к словам!
                Тогда и Слово отворится вам,
                прекрасней солнца и прозрачней льдин.
                Да, много слов; но ключ у них – один…

                (Гилберт Честертон)


               ФИЗИКА… и не только она

               Итак, мир, в котором мы живём, это вибрации. Всё дышит, бьется, пульсирует, вибрирует. То есть вся Вселенная вибрирует…
               И, как мы уже выяснили в первой части этого эссе, свет, и звук тоже вибрируют... С давних времён люди чувствовали и понимали, что вибрации эти подчинены неким общим законам и пробовали разбить звуки и цвета (спектр света) на ритмические группы. Древние ученые считали, что семи основным ступеням звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си – соответствуют определенные планеты, математические пропорции, цвета, состояния души и настроение человека.
              И знаете, они ведь пришли к выводу, что частота вибраций Земли соответствует сине-зеленому цвету – смеси основных  цветов природы. Это ли не удивительно?
              Более того, и звук, и цвет вибрируют, в определённых пропорциях.
              Ученые подсчитали, что нота «до» требует 24 вибрации воздуха в секунду, а нота «си» – 45 вибраций. Фиолетовый цвет спектра света требует 800 триллионов вибраций в секунду, а красный – только 450 триллионов, то есть соотношение между вибрациями между нотами «до» и «си» и цветами, красным и фиолетовым, почти одинаковое – около двух. Совершенно справедливо предположить, что такие соотношения есть между всеми тонами и нюансами.
              Установлено, что между светом и звуком имеется устойчивая связь, которую можно описать в соответствии с законами математики и физики. Об этом скажем позже. Тут заметим одну особенность, относящуюся к Слову.
              Французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис уверен, что «звук, может быть неординарным источником энергии». При этом важно к какому звуковому фону привык слушатель.  Человек, как правило, способен воспринимать широкий спектр звуков: от 16 Гц до 20000 Гц, но не всегда эта способность используется полностью. Томатис выяснил, что люди привыкают слушать в рамках звукового спектра родного языка. Каков этот спектр? Он, отнюдь, не одинаков в различных языках. В семействе европейских языков шире всех спектр славянских языков, он включает в себя как очень низкие, так и очень высокие частоты.
              По мнению Томатиса это важно, когда при помощи уха человек «входит» в поток естественной питающей космической энергии. При этом «полезнее всего» звуки с частотой от пяти до восьми тысяч герц.
              В жизни мы много говорим о свете и звуке, не зная их составляющих, равно как и о Слове. Попытаемся выявить ещё оду общность между звуком и светом: они разлагаются на ноты и цвета по одному и тому же принципу – октавному…

             
              ОКТАВНЫЙ  ПРИНЦИП  ГАРМОНИИ
             
              Октавный принцип – принцип гармонии лежит в основе организации ритмов всей Солнечной системы. Под гармонией в данном случае будем понимать сочетания консонансов и диссонансов по октавному принципу. Это присутствует во всех системах. Звук, свет, все колебания и даже наше восприятие работают по гармоническому принципу. И всю информацию мы перерабатываем по этому же принципу, все воспринимаемые вибрации, поскольку обработка спектров при восприятии, как и их передача, также происходит по октавному принципу.
              Сама же октава симерична: в ней семь составляющих. Да и всё в мире семерично: семь цветов радуги, семь нот в музыке, семь дней в неделе, семь чудес света. И в книге Бытия неслучайно упоминается число семь: Бог создал все за семь дней. И в Откровении Иоанна говорится о семи духах, семи светильниках, семи звездах…
             
              Октава основа космического закона гармонии. К этому закону люди интуитивно подошли давно и применили его к музыке. В каждой ноте есть своя октава звуков, подчиняющаяся тем же законам вибраций, что и первая. Более того, дробление бесконечно: у каждого звука есть центр, от которого расходятся пучки новых звуков, от них еще пучки и так без конца. Этот принцип самоподобия повторяется на всех уровнях. Как матрёшка. Математическим описанием этого явления занимается фрактальная геометрия – но нас интересует иное. Главное, что мы выяснили на этом этапе, это то, что «закон октав» применим ко всем вибрациям, во всех сферах: и в пространстве, и во времени, и в информации. Информацию мы получаем через свет, звук и, соответственно,  Слово.
              В наш век информацию уже начали рассматривать и как фундаментальную сущность природы, соединяющую духовную и материальную ипостаси мироздания. Некоторые ученые предполагают, что возможно информационное отображение всего сущего, что имеются материальные носители информации. И к ним тоже можно применить закон октав.
              Взаимосвязь материальности и духовности уже несомненна и потому серьезно рассматривается возможность существования «духовного», или так называемого «тонкого» мира. Там хранятся сведения обо всем, что когда-либо происходит в мире. И это тоже вибрации, которые можно уловить и прочесть. Они отражаются многократно в нашем прошлом и настоящем, надо только эхо этого услышать. Ведь, если информация материальна, то она развивается, вибрирует, и делает это по тем же законам, что и все вибрации. Просто наше сознание, наши органы чувств не воспринимают это. А вот подсознание иногда вторгается в этот информационный пояс…
              Человеческое подсознание способно выйти в безвременье. Если наше развитие отчасти предопределено, значит и обстоятельства предопределены. То есть будущее можно высчитать, узнать, изменить. Но, если человек хочет узнать собственное будущее, он должен, прежде всего, познать самого себя и свои обстоятельства. То есть настоящее. А настоящего нет без прошлого. Ведь настоящее это будущее для прошлого.
              Сложна и не познана пока эта сфера, много разных теорий и мало фактов – но направление взято во многих науках. Мешает пока их обособленность, каждая «наука», как вещь в себе и отчаянно сопротивляется вмешательству в неё «посторонних». Однако пришло время синергетичности во всём – и с этим нельзя не считаться: всё смешалось, как  в доме Облонских…
              Но мы бесстрашно пойдём в этот клубок… в радугу…


    
              РАДУГА, ЯЗЫК И РАВНОВЕСИЕ

                «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была
                знамением вечного завета между Мною и землёю».
                (Бытие Ветхого Завета)

              Кто из нас не помнит чудную присказку: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»? Не волнуйтесь, друзья, физики больше почти не будет, ну, разве что чуть-чуть, чтобы переключиться на более привлекательную тему – о Слове.
              Итак, о радуге. Во-первых, радуга тоже октава. Во-вторых, она может оказаться ключом к Слову. Или мостом, который соединяет земное и небесное, логическое и ассоциативное мышление, креатив и логику, ум и душу, сознание и подсознание и… физику с лирикой…
             
              Великий русский поэт Велимир Хлебников, изученный за рубежом больше, чем у себя на Родине, в своём эссе «О современной поэзии» заметил, что любое Слово, а вернее, звук, живёт двойной жизнью. Первая – самовитая, когда оно «просто растет как растение, плодит друзу звучных камней, соседних ему» и когда доля разума, названная словом в привычном нам понимании стоит в тени. Такое слово Хлебников назвал самовитым. Вторая «жизнь» – это, «когда слово идет на службу разуму, звук перестает быть «всевеликим» и самодержавным: звук становится «именем» и покорно исполняет приказы разума; тогда этот второй – вечной игрой цветёт друзой себе подобных камней. То разум говорит «слушаюсь» звуку, то чистый звук — чистому разуму. Эта борьба миров, борьба двух властей, всегда происходящая в слове, дает двойную жизнь языка: два круга летающих звезд».
              Здесь поясню, что друза – это совокупность свободных кристаллов, наросших одним концом (гранью или ребром) на стенки трещин или замкнутых пустот в горных породах. В данном случае, в применении к Слову, имеются в виду драгоценные камни. Вот эти слова-друзы, образованные на одном корне, и символизируют иную, противостоящую ипостась Слова, его вторую жизнь.
              И от того, какое Слово превалирует в творчестве и как оно уравновешено в двойственности своей, и оправданно применено и зависит сила его воздействия, ибо человек творящий Слово может быть совершенно не «в резонансе» с человеком, внимающим ему, разные «языки» общения с миром…
             
              О языках. Далеко не случайно на Руси и, вообще, у славян, словом «язык» называли и народы, и их язык, как слово, средство общения. Произошло это Слово от корня «яз» (жертва), который имел обрядовое предназначение, в том числе и словославие – молитву, по сути. И рот нашего предка повторял мироздание, был микрокосмосом: нёбо в нём обозначало Небо, твердь небесную, зубы – кость, горы, а язык – народ и самого человека, как индивида. Соответственно, и уста олицетворяли очень многое: дыхание, исходящее из уст в мир, – это Дух, устье микрокосмоса индивида для «выхода в Космос» и собственно изречения Слова, которое символизировало явление Бога и Души. Уста имели сакральное значение, они рекли божье Слово, они связывали человека с миром. Достаточно сказать, что перевод имени Иисус с помощью слоговой азбуки, приведенной в первой части данного эссе, означает «божественные, сияющие уста»
              Всегда ли изречённое Слово было понятно, то есть, означало ли оно понятие – слово-имя вещей и событий, то, о котором Хлебников говорил, что оно от ума? Должно ли было самовитое слово, не являющееся умственным понятием, быть понятно каждому? Или оно доступно только «посвящённым»? Не слагается ли суть самовитого слова из сути составляющих его слогов, так «удачно» позабытого нами?
             
              Велимир Хлебников, которого упрекали в том, что его стихи (да и проза) не всем понятны, утверждал, что  понятный текст, даже зарифмованный это не всегда стихи, что стихи имеют право быть не всем понятными, но должны воздействовать, как заклинание, молитва или ворожба – то есть включать в себя самовитые слова. И ссылался «на заговоры и заклинания так называемой волшебной речи, священный язык язычества, эти «шагадам, магадам, выгадам, пиц, пац, пацу» – суть вереницы набора слогов, в котором рассудок не может дать себе отчета, и являются как бы заумным языком в народном слове. Между тем этим непонятным словам приписывается наибольшая власть над человеком, чары ворожбы, прямое влияние на судьбу человека. В них сосредоточена наибольшая чара. Им приписывается власть руководить добром и злом и управлять сердцем нежных».
               

              «Но постойте, – скажет мне читатель сего эссе, – куда же подевалась обещанная радуга Слова?». Никуда она не подевалась, друзья, вот как раз сейчас мы вплотную подошли к буквам, к Азбуке, называемой нашими предками более точным русским словом – Букова, что переводится как «усиливающая многочисленность копий будущего», а если проще – умножающая будущее.
              Вернёмся к началу главы и вспомним присказку, помогающую запомнить цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Первые буквы её указывают на спектр (октаву) радуги. Этот спектр, в одной из теорий металингвистики,  применён к гласным Алфавита:

              А – красный (Я – бордовый, Е – розовый),
              Э – оранжевый,
              У – жёлтый (Ю – коричневый),
              О – зелёный,
              Ё – голубой,
              И – синий,
              Ы – фиолетовый.
              Й – серый цвет.

              «А где же согласные буквы? – спросите вы. – Почему именно к гласным применён спектр?»
              Ну, во-первых, потому что именно гласные дают мелодию Слову, а во-вторых, и согласные не обижены.
              Но не всё сразу, друзья, разговор ещё не закончен…
             
             
              Продолжение будет…
             









Иллюстрация:
Коллаж автора на основе картинке с сайта: http://favorite003.more-flowers.ru/raduga-foto.html
В поле слева помешена друза аметиста…


Рецензии
Добрый вечер, Лариса!...

У китайцев существует целая наука о влиянии звука на человеческий организм...

Храни Вас Бог!

Сергей

Сениф   28.04.2015 18:23     Заявить о нарушении
Китайцы знают толк в постижении неявного - Восток - этим всё сказано.
Спасибо, Сергей, и вам Бог в помощь!

Лариса Бесчастная   30.04.2015 04:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.