Полный Мавзолей. Либретто народного балета

Балет в 3-х актах, 6-ти картинах с прологом и эпилогом

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ленин, Сталин, Троцкий, Крупская, Мария Ильинична Ульянова, Дзержинский, Менжинский, Инесса Арманд и ее дети, Женский кордебалет (любовницы Берии, зэчки, воспитанницы колонии Макаренко, смолянки, пейзанки и горянки), Мужской кордебалет (солдаты, матросы, красногвардейцы, нэпманы, люмпены, кулаки, ходоки, зэки), кружковцы и кружковки, физкультурники и физкультурницы, бойцы и командиры Красной армии.

Действие охватывает период от начала XX в. в царской России до предвоенных репрессий и парадов в СССР.

ПРОЛОГ

Картина первая. С.-Петербург, Конспиративная квартира.

   Идет заседание подпольного рабочего кружка. На сцене кружковцы (смешанная группа) водят плавный хоровод в размышлениях о судьбах пролетариев, цитируют, конспектируют Маркса, Маха и Плеханова,  постепенно выдвигают экономические, а затем - и политические требования. Сочиняют прокламации. На них простая одежда кружковцев того времени: поддевки, косоворотки, толстовки, крахмальные верхние и нижние юбки, чистые белые кружевные панталоны.
   Вихрем вливается в группу молодой, маленький, энергичный еще только чуть лысоватый Ленин (он же Петровъ, он же Ильинъ) - и сразу становится центром внимания. Хоровод, сплачивается вокруг нового лидера. Всем своим видом люди показывают большую нужду в партии нового типа (ясно, что этот тип - Ленин) и создании партийной газеты.  Ильич движениями гибких рук и ног подает им надежды. В танце зажигает спички, все видят: из искры возгорается пламя.
   На периферии сцены появляется  юная, пока непорочная и стройная Надя Крупская. Она робко пытается втесаться в плотный круг тел, облепивших Ильича. Ленин внезапно ее замечает.  Под впечатлением обаяния девушки он забывает о плане семинара.
   Владимир и Надежда начинают парный танец, хоровод расступается, давая простор лирической ленинской балладе. Люди бросают ставшие ненужными конспекты, тома Капитала и Антидюринга. В танце влюбленных усиливаются элементы эротизма (кружения, поддержки, большие и малые батманы, кувырки).
   Пораженные картиной так внезапно возникшего чувства, кружковцы из деликатности конспиративно расходятся, а очарованные друг другом марксисты долго не могут расстаться. Керосиновая лампа гаснет от недостатка топлива. В темноте раздаются усиленные динамиками звуки страстных поцелуев на фоне доносящихся издалека революционных громовых раскатов. На заднике демонстрируется клип с гордо реющим буревестником и зашкаленным "в минус" барометром. Появляется изображение архетипа Максима Горького. Он произносит с нарочито волжским акцентом присущее ему лаконичное резюме: "Скоро грянет буря!".
Занавес.

Картина вторая. Горы близ Гори.

Молодой Сосо Джугашвили в бурке и папахе пасет овец (овцы – кордебалет в костюмах из овчины). Поодаль куры несут ему яйца (можно без костюмов). На заднике  гористые окрестности Гори и будущий дом-музей Сталина. Танец юного чабана задумчив. Овцы тихо пасутся. Звучит лирическая тема «Сулико».  Мимо пробегают горянки, не жалуя вниманием юного пастушка. Сталину от этого не по себе. Он (с нарочито грузинским акцентом) публично мамой клянется отомстить горянкам за пренебрежительное отношение высылкой в Казахстан, а царю - за вынужденное его (Сталина) социальное происхождение. Тема смерти Сулико кульминирует. Начинается романтическая танцевальная сюита "Сталин и овцы". Сталину надоели животные, он хочет стать Большим Пастырем, поступает в Тбилисскую духовную семинарию, начинает грабить почтовые дилижансы. В Музей Сталина начинают везти экспонаты. Световые эффекты на изображении горийских гор символизируют зарю революции.
Занавес.

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. С.-Петербург. Площадь перед Финляндским вокзалом.

    Толпа дезертиров и мародеров заполнила привокзальную площадь. Они  встречают пломбированный вагон с Лениным и другими немецкими агентами. Вагон распломбирован. Неожиданно на площади появляется небольшая бронемашина с пулеметами. На круглой башне броневика видна  фигура танцора в кепке. Сольный эквилибр Ленина на броневике приковывает внимание толпы. Пространство танца ограничено размерами пулеметной башни, поэтому аскетичными методами брейк-данса, миманса и акробатики Ильич лаконично излагает план социалистических преобразований России в форме пяти-шести апрельских тезисов. Пулеметная башня с Ильичом начинает все быстрее вращаться постреливая трассерами из обоих пулеметов. Вскинутая вперед и вверх рука Ильича описывает круги  (пулеметное фуэте, 64 такта).
    Люди вокруг броневика поначалу стоят неподвижно, завороженные мощью ленинского проекта. Внезапно революционно возбудившаяся толпа пускается в пляс, как бы впитывая, многократно повторяя и заучивая содержание тезисов. Плясовая музыка ускоряет темп до неузнаваемости. Под балалаечный аккомпанемент простой столичный люд стремится в доступной для себя форме воспроизвести каждый конкретный апрельский тезис средствами русского народного танца. При этом движения становятся все более резкими, наглыми, грубо-вызывающими и хаотичными. Местами вспыхивает драка. Плясовая музыка нисходит до какофонии. Назрела революционная ситуация. Экспроприаторов экспроприируют (некоторых - уже прямо здесь на площади).
Занавес.

Картина вторая. Петроград. Смольный институт благородных девиц.

    Сцену начинает па-д'эспань воспитанниц Смольного института. Подключившиеся к танцу девушек большевики пытаются теснить и тискать смолянок. В Смольный въезжает штаб революции с обозом. Рабочие тащат пулемет, телеграфный аппарат и девушек. Им нужна связь.
    Связь установлена. Ленин, загримированный, с конспиративно перевязанной щекой, мечет шажки туда-сюда по сцене в напряженных потугах организовать вооруженное восстание. Сталин и Троцкий пытаются копировать (даже порой корректировать) его буйное поведение, но не поспевают за революционными мыслями вождя. Вокруг них увеличивается группа восставших: солдаты, ходоки-крестьяне, матросы, рабочие, люмпены.
    Напряжение танца растет. На задник проецируются фантастические образы объектов революционной экспроприации: банки, мосты, вокзалы, базары, винные склады, картины, драгоценности. И когда, наконец, замелькали картины интерьеров Зимнего дворца и внешне привлекательных амазонок Бочкаревой, восставшие пролетарии в экстазе бегут на решительный штурм.
    Оставшийся у телеграфного аппарата усталый Ленин снимает ставшие уже не нужными повязку и грим и дотанцовывает последние указания восставшим. Ему ассистируют Троцкий и Сталин серией мощных поддержек. Содержание приходящих телеграмм проецируются на задник Ленина. "Базары и вокзалы захвачены". "Министры в кутузке". "Социалистическая революция, о необходимости которой...", далее неразборчиво. У руководителей восстания появляется ощущение диктатуры пролетариата. Ильич не скрывает радости: ему не нужно больше шпионить Он публично рвет сношения с Германским Генштабом.
Занавес.

АКТ ВТОРОЙ

Картина первая. Конспиративная съемная квартира Ленина-Крупской-Арманд.

   На сцене полумрак. Светит тусклая экономная лампочка Ильича. Крупская на пуантах, в темной пачке танцует классическое романтическое solo в затемненном углу сцены. На авансцене - Ильич в бордовом трико с Инессой Арманд (белая пачка) замерли в страстном объятии. Начинается медленное, па-де-де, в финале которого на сцену выбегают пятеро несчастных детей Арманд. Крупская замирает, пораженная, - и долго стоит в третьей позиции, низко опустив голову. Тихо капают ее слезы, сливаясь ручейком со слезами российской буржуазии.
   Дети окружают влюбленную пару, пытаются оттеснить мать от Ленина, неуважительными жестами и мимикой предлагают ей вернуться к мужу. По возможности, к первому. Звучит драматическая музыкальная тема революционных семьи и брака. Ленин хочет детей, но не может. От этого он грустен. Центральная  группа с детьми покидает сцену, а оставшаяся в одиночестве Надежда завершает эпизод трагическим, но размашистым номером, осуждающим идею адюльтера и пролетарской полигамии. Лампочка Ильича медленно угасает.
Занавес.

Картина вторая. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

     Бежит матрос, бежит солдат, стреляют на ходу. Набегают 12 красногвардейцев. Они бесчинствуют, убивают, насилуют, реквизируют деньги, драгоценности и имущество. Постепенно танец возглавляют Дзержинский (в белом венчике из роз) и Менжинский с саблями (образ карающего меча революции). Заметны их чистые руки и горячие (от выпитого и нанюханного) сердца.
     Совместный танец бунтовщиков и чекистов (их уже внешне и не различить) сопровождает кордебалет из познавших свинцовые мерзости жизни воспитанниц колонии Макаренко. Девушки пытаются освобожденными революцией женскими прелестями привести распоясавшихся сорванцов в романтическое чувство. Те по ходу (действия) начинают под женским влиянием облагораживаться, напрасно создавать из себя новую, рабоче-крестьянскую интеллигенцию.
     На краю сцены идет побочный сюжет. К Ленину прорываются ходоки-крестьяне. Они отвергают продразверстку, требуют высокой аудиенции.  Красно-конногвардейцы к Ленину их не пускают, отнимают заплечные мешки и передают ходоков заплечных дел мастерам.
Занавес.

АКТ ТРЕТИЙ

Картина первая. Горки Ленинские

    Вождь в инвалидной коляске. Он частично парализован (в танце участвует только правая часть тела). Артикуляция губ асимметрична. Начинается характерный танцевальный эпизод Крупской и Марии Ильиничны с Лениным в каталке. Одетые по-домашнему в неглиже и дезабилье, они, как бы резвяся и играя, заботливо перекатывают коляску с вождем друг другу, снимая с себя ответственность за возможные последствия. Ленин при этом невнятно пытается диктовать статью «Как нам реорганизовать Рабкрин».
    Состояние вождя через каждые 16 тактов резко ухудшается. В конце концов, он выпадает из коляски замертво. Резко вбежавший Сталин радостно танцует вокруг трупа, прощаясь с учителем и принося ему клятву в верности делу Ленина-Сталина. Постепенно сцена затемняется, и тело вождя чудесным образом превращается в засушенный гриб (метафора мумификации). Женщины в ужасе разбегаются. Сталин остается невозмутим, и берет в свои руки сильно обнаженную нимфу (метафора ничем не ограниченной власти).

Занавес.

Картина вторая. Москва. Лубянка.

     Разгар политических репрессий. С отдаленных ритмических фигур литавр и барабанов начинает звучать лезгинка политических преследований. С горных вершин спускается к людям солнцеподобный Сталин - начинает бесконечные кружения. Он весь в подозрениях, словно ищет в потемках кого-то. А находя, расстреливает и отправляет в лагерь (через люк провала). Вокруг него постоянно меняется состав кордебалета. Костюмы последовательно отражают социальные группы, вовлеченные в сталинскую трансформацию социума (нужно организовать быстрое переодевание актеров). Это нэпманы, люмпены, кулаки, ходоки, зэки и охранники, репрессируемые бойцы и командиры Красной Армии, пейзанки и горянки. И когда сцена редеет, массовый танец прерывается вставным номером (па-де-кагебе) Ягоды, Ежова и Берии с подтанцовкой группы любовниц Лаврентия.
     Репрессии усиливаются до пределов вместимости Гулага. Ягода с Ежовым последними исчезают в тартарары через люк. Чудом оставшиеся в живых Сталин с Берией и несколькими верными охранниками с собаками завершают картину триумфальным танцем победившего социализма. Наступает некоторое головокружение от успехов. На заднике статичный кадр - улыбающаяся мумия Ленина в кепке. Под ним бегущая строка «Правильным путем идете, товарищи!».
Занавес.

ЭПИЛОГ. Красная площадь.

     Сталин на Мавзолее банкует , страна ликует. Дети Арманд (они же Юные Пионеры) несут вождю цветы, называют Отцом (вопреки мнению инженера Арманда). Подбегает с большим букетом от КГБ маленький Володя. Но Сталин ему не верит, потому что в данное время Володя еще не родился (или сам Сталин уже умер).
     Советский народ неистовствует до исступления. Танцуют физкультурники и физкультурницы, колхозники и колхозницы, пейзанки и горянки, бойцы и командиры Красной Армии - короче, все те немногие, кто уцелел в репрессиях. Языком жестов, вплоть до неприличных, они демонстрируют не постижимую нормальному человеку степень подчинения, любви и животной преданности Отцу и Учителю.
    Поют Славу Вождю и Интернационал всем остальным. Звонят куранты и колокола.  Люди встают, опускаются на колени, падают ниц, переползают, жизнеутверждающе бьются в судорогах. Полные  апофеоз, энурез, катарсис, анорексия и асфиксия.   
Занавес.


Рецензии
Вы, Гадлевский, лакей, и юмор у вас лакейский.

Андрей Иванович Ляпчев   22.07.2017 20:21     Заявить о нарушении