Вариант сознания... ч. 111

            
    Подводя итоги.  Войны  ХХ1  столетия.
     Я  не раз  писал о катастрофе, ожидающей   нынешних квартирантов Земли. Вот последние данные на сей счет, обнародованные  в Организации объединенных Наций.
     Рост средней температуры на планете  на 3 °С уже при жизни нашего поколения приведет к наводнениям, таяниям ледников, массовым перемещениям людей, а также сокращению производства продуктов питания.     Фактически можно вести речь о двух этапах мировой климатической войны. Первый — ответ природы своим «покорителям» — людям в виде резких изменений климата. Второй — война между людьми за контроль над остатками ресурсов.

                1.Война  планеты против людей.
      Согласно прогнозу ООН, из-за глобального по¬тепления примерно 332 млн. человек, проживающих в прибрежных районах, станут экологическими беженцами, а 1,8 млрд. жителей планеты бу¬дут лишены доступа к питьевой воде. В результате глобального потепления от затоплений могут пострадать 70 млн. человек в Бангладеш, 6 млн. в Египте, 22 млн. во Вьетнаме. Климатические изменения начинают влиять на самые бедные и наиболее уязвимые страны и группы населения. Пример - Пе¬ру: питьевой водой  страна обяза¬на в основном таянию ледников, но к 2015 году потепление унич¬тожит все ледники на этой территории.  27 млн. населения страны останутся без питьевой воды.
       Глобальное потепление — угроза для всего мира. 17 апреля 2007 г. этот вопрос впервые был поднят на Сове¬те Безопасности ООН. Было признано, что изменения климата представляют угрозу международной безопасности. Главный вывод: полностью оста¬новить глобальное потепление уже не¬возможно.
       По мнению ученых, к концу века температура повысится на 1,8—4 гра¬дуса. Это может привести к исчезно¬вению около 60% видов растений и животных на планете. В результате засух нехватку питьевой воды будут ис¬пытывать до 3 млрд. человек. Из-за таяния ледников и повы¬шения уровня Мирового океана при¬брежные районы столкнутся с угрозой на¬воднений. Основной удар придется на беднейшие страны Африки, Азии и Ла¬тинской Америки. В Европе, Северной Америке следует ожидал вспышки новых инфекционных и ал¬лергических заболеваний, повышения уровня смертности.
      Накануне заседания Совбеза ООН свои прогнозы обнародовал и Всемирный фонд дикой природы. Согласно его данным, первым исчезнет коралловый барьер.  Как следствие — ис¬чезнет и экосистема, представленная 25% всей морской флоры и фауны и производящая ежегодно богатства в 30 млрд. долл.
      Сократится площадь тропических лесов между Чили и Арген¬тиной, т. н. «термометр мира». К 2050 г. температура в Амазонии увеличится на 2—3 градуса, что грозит превра¬щением 60% данной территории в са¬ванну. В Китае Верхняя Янцзы, чет¬вертая по размерам река в мире, ко¬торая дает воду и пищу 450 млн. че¬ловек, пересохнет вместе с ледника¬ми Тибета. В Восточной Африке вы¬мрут прибрежные леса, произраста¬ющие от Сомали до Мозамбика, — они защищают континент от ветров Индийского океана. И т. д. и т. п.
     Для предотвращения такого сценария авторы доклада предлагают промышленно развитым государствам к 2050 г. сократить выбросы парни¬ковых газов на 80%. Не¬удача в решении этой проблемы об¬речет 40% беднейшего населения планеты — порядка 2,6 млрд. че¬ловек — на печальное будущее.
      Глобальное потепле¬ние - дело рук одних, а расплачиваются — другие.  К примеру, США, на долю которых приходится 25% всех мировых выбро¬сов в атмосферу, так до сих пор и не присоединились к Киотскому прото¬колу.      По подсчетам специалистов, если бы только пятую часть всех средств ($200 млрд.), которые ныне все стра¬ны тратят на вооружения (свыше $1 трлн.) пустить на экологические программы и технологии, можно бы¬ло бы сделать гигантский шаг в на¬правлении «низкоуглеродной» эконо¬мики. На $200 млрд. мож¬но было бы реконстру¬ировать все тепловые электростанции мира, внедрить технологии «улавлива¬ния» углерода с последующим его хра¬нением под землей.
    Р.S. Глобальное измене¬ние климата может привести к демо¬графической катастрофе в Украине. Об этом заявил  координа¬тор системы ООН в Украине Френ¬сис О'Доннелл: «В следующие 25 лет Украина может столкнуться с демо¬графической катастрофой, которая может быть сопоставима с голодомором». В указан¬ный период население  страны может сократиться  на 25%.

                2. Войны  людей  за воду и еду.
    Более чем сотне стран грозит по¬литический хаос и массовые миграции: 2,7 млрд. чело¬век из 46 стран рискуют погибнуть в вооруженных конфликтах и войнах, вызванных изменением климата. Еще 56 государств находятся под угрозой по¬литической дестабилизации, которая может затронуть 1,2 млрд. жителей.
     Глобальное потепление приведет к эрозии почв, повышению уровня Мирового океана, таянию ледников и усилению штормов. Следствием это¬го станут вспышки военных действий и социальные потрясения в большей части Африки, Азии и Южной Аме¬рики. Европа также может оказать¬ся в зоне риска. «Изменение клима¬та создаст предпосылки к кровопро¬литному конфликту», — говорится в докладе.
      Голландия пострадает от повыше¬ния уровня Мирового океана, а вот война и конфликты вряд ли ей угро¬жают. У этой страны достаточно ре¬сурсов для эффективных действий, приспособлена к этому и ее полити¬ческая структура. Но другие государ¬ства будут испытывать недостаток в земле и воде и подвергаться ударам все более жестоких штормов в условиях отсутствия эффективного правительства. Люди будут организовываться в отряды самообо¬роны, начнутся столкновения.
     Бангладеш уже столкнулась с последствиями изменений климата. Миграция населения приводит к кровопролитным столкновениям. Летние засухи и все более масштаб¬ные паводки в прибрежных зонах уничтожают сельскохозяйственные угодья. Миллионы лю¬дей эмигрировали в Индию, тем са¬мым вызывая все более серьезные конфликты, которые обречены в даль¬нейшем только ужесточаться.
     То, что может ожидать мир в будущем,  ученые  относят и ситуацию в суданской профинции Дарфур. Одной из причин кровопролитного конфликта здесь стали как раз кли¬матические перемены — изменение зоны выпадения осадков, вызвавшее столкновения между кочевыми и осед¬лыми скотоводами. В Африке ключевой источник пить¬евой воды — такие реки, как Нигер, которые протекают через территорию многих государств. Если засухи будут ужесточаться, а запасы воды в этих ре¬ках исчерпываться, соответственно — конфликта неизбежны.
       Голод и жажда погонят сотни мил¬лионов, даже миллиарды людей из од¬них регионов в другие, с более благо¬приятными условиями для жизни — приток мигрантов естественным обра¬зом спровоцирует общественно-поли¬тические конфликты. Посмотрите на нынешнюю Европу и представьте, что миграционные потоки увеличены на порядок. Или обратите внимание на нынешнюю борьбу за энергоресурсы — часто военными средствами. Но это всего лишь нефть. Всего лишь — ибо нефть не идти ни в  какое сравнение с водой и едой. Без нефти, пусть не так комфортно, но все-таки прожить мож¬но (чему примером многие тысячеле¬тия, когда люди без нее обходились). А вот без воды люди жить не могут, и бороться за нее будут куда более от¬чаянно, чем за нефть.
     Если глобальное потепление повлечет за собой катастрофиче¬ское уменьшение продовольственных и водных ресурсов, то все остальные проблемы человечества просто мерк¬нут в своей незначительности. Прав профессор Билл Макгвайр из Центра по анализу рисков при Лондон¬ском университетском колледже: «Проблема терроризма по сравнению с изменением климата — все      равно что прыщик по сравнению с ог-     ромной воспаленной раной».
      По самым скромным оценкам, к се¬редине столетия число «перемещен¬ных лиц», бежавших «от климата»,     может составить 200 млн. человек. «Отчасти подобная миграция будет происходить в пределах одной страны, но многим придется перебираться и в  другие государства — а мы хорошо знаем, к, каким конфликтам это мо¬жет привести. Начнется борьба за огра¬ниченные ресурсы — столкновения из-за доступа к плодородным землям и источникам питьевой воды... При¬чин для таких конфликтов будет мно¬жество — от неурожаев и истощения рыбных ресурсов до гуманитарных ка¬тастроф, вызванных ураганами и на¬воднениями, или борьбы за сами энергоносители: нефть и газ. Список уг¬роз, которые несет с собой изменение климата, бесконечен — они могут на¬прямую провоцировать конфликты или доводить уже существующую на¬пряженность до накала, ведущего к войне», — указывает Макгвайр.
     Вопрос климатических изменений уже переносится в плоскость междуна¬родных отношений. Пре¬зидент Уганды Мусавени назвал рост вредных выбросов в атмосферу «ак¬том агрессии» богатых стран против стран бедных (в Уганде 80% электро¬энергии вырабатывают гидроэлектро¬станции, поэтому засуха в этой стра¬не означает снижение уровня воды в водохранилищах и острейший энер¬гетический кризис со всеми вытека¬ющими последствиями).
Так и есть: богатые страны, «золо¬той миллиард», загрязняют планету, а расплачиваются все, природа не вы¬бирает правых и виноватых. При этом у «золотого миллиарда», в отличие от бедных стран, есть финансовые воз¬можности для собственной защиты (в т. ч. заработанные «благодаря» тому са¬мому масштабному загрязнению).
      Показательно, что военные уже рассматривают  «кли¬матические войны» в практической плоскости. Минобороны Вели¬кобритании публично предупредило правительство о том, что стране не¬обходимо быть готовой к войнам, ко¬торые вскоре могут начаться по всей планете из-за нехватки воды. Из-за де¬фицита воды  назревает напря¬женность сразу в нескольких регио¬нах.  Израиль, Иордания и Палестинская автономия в очень боль¬шой степени зависят от вод реки Иор¬дан. Сейчас основной сток этой ре¬ки контролирует Израиль. Эта стра¬на ввела большие ограничения на по¬требление воды палестинцами, что является одной из главных проблем, рассматриваемых в рамках процесса ближневосточного урегулирования. Всемирное потепление может при¬вести к сокращению количества во¬ды в Иордане, что способно резко обострить отношения между арабами и евреями.
      Схожие проблемы возникают у Си¬рии с Турцией. Турки, контролиру¬ющие верхнее течение реки Евфрат, планируют строительство пло¬тин. Реализация этих планов может привести к значительному сокраще¬нию объемов воды, достигающей си¬рийской территории. Сами сирийцы еще в прошлом веке соорудили на Евфрате плотину, из-за которой  испортились от¬ношения между Дамаском и Багдадом. Ирак также сильно зависит от вод этой реки.
     Напряженность по той же причине ощущается между Египтом и Эфиопией, Китаем, Индией и Бангладеш,  Анголой и На¬мибией.
  Дефицит воды в Центральной Азии уже вызывает на юге Киргизии кон¬фликты с Узбекистаном и Таджикис¬таном. Киргизия и Таджикистан вла¬деют более чем 80% всех запасов прес¬ной воды в Центральной Азии. Эти резервы образуются из осадков,  выпадающих на Памире и Тянь-Шане. С начала 70-х годов в связи со всеоб¬щим потеплением климата наблюда¬ется активное таяние ледников. Если Киргизия и Таджикистан располагают значительными запасами воды, то испытывают дефицит энер¬гоносителей. Узбекистан и Туркмени¬стан, наоборот, владеют месторожде¬ниями энергоносителей, но испыты¬вают недостаток воды. За нефть и газ Узбекистан и Туркменистан требуют оплату деньгами, но категорически отказываются рассматривать воду как товар.
     Испытывая дефицит в энергоресурсах, киргизы и таджики активно строят плотины. Во¬ду в них накапливают летом,  ограничивая сток рек, а это создает проблемы для Узбе¬кистана  как в получении  воды для потребления, так и для обеспечения хлопковых полей... Кон¬фликтный потенциал этого региона крайне высок. Вооруженные столкновения неизбежны...
               
                (По материалам статьи Сергея Смирнова
                Газета  2000, 14  декабря  2007).


Рецензии