Формула любви

«Потому что если не любил –
Значит, и не жил, и не дышал!»
«Баллада о любви»
В. Высоцкий

Каждый понимает любовь по-своему. Есть множество определений, трактовок, выводов и умозаключений. Но мысли и определения учёных и философов, как бы, ни были они стройны и правильны внешне, по форме, – уступают внутренней силе выраженной в искусстве, людьми, прикоснувшимися или стремившимися прикоснуться и познать желаемого – любви. Хотя не факт. Я не собираюсь вывести новые определения, что такое любовь, нелюбовь, влюблённость, счастье. Хочется хотя бы коснуться дороги, ведущей в ту сторону. Коснуться хотя бы взглядом, сквозь прикрытые веки, пройти рядом, ощущая трепет любви, ну хотя бы во сне, хотя бы в мечтах. И мне, не дружащему с цифрами, не способному запомнить номера телефона, захотелось, ни много ни мало – вывести свою формулу любви.

На самом деле всё просто – как всё гениальное. Любовь она либо есть, либо её нет, это как вера – бог либо есть, либо его нет. Не отождествляя эти два священных понятия, постоянно, вольно или невольно, провожу между ними параллели. Сразу оговорюсь, всё выше и ниже изложенное, только моё частное мнение, без претензий на… Вера в любовь, или просто любовь, для меня отличается от влюблённости, примерно так же, как вера в бога или просто вера – от религии. В течение жизни человек, теоретически, всего лишь теоретически, может поменять и исповедовать несколько религий. Например, при рождении, родители отдают ребёнка в лоно той религии, к которой сами принадлежат. Повзрослев, человек может поменять принадлежность к автоматически данной родителями религии, в силу как внешних, так и внутренних обстоятельств. И таких смен религий может быть несколько. Известны случаи, когда человек сознательно, менял религию следуя за супругой/супругом и их семьёй, потом не совсем добровольно, под давлением - оказавшись в неволе, а потом, став свободным физически, и познав свободу духовную, и как следствие - менял принадлежность религиозную. И во всём этом круговороте религий, человек оставался либо верующим, веря в то, что бог есть, не важно, как он называется, либо неверующим, следуя всем этим сменам-переменам, лишь потому, что так удобно, так принято в обществе, в котором он оказывался, или по иным причинам нашего непростого мира. Опять же, для меня всё это так, если речь идёт об абсолютной, истинной, или, уж коли я завёл речь о формуле – стопроцентной вере. Но, как известно, не бывает ничего абсолютного, истина недостижима - для пессимистов, труднодостижима - для реалистов, и в вине – для оптимистов, а проценты… Ну как можно подсчитать то, чего нельзя подсчитать? Но противореча самому себе, не перестаю утверждать – вера она либо есть, то есть бог есть, я верю в бога, а по-другому – я верю, что бога нет, а я считаю правильным утверждение, что атеизм – это тоже вера, либо её нет. Не моя мысль, но нельзя быть немножко беременной. Но... Если предположить, что существует абсолютная, истинная, стопроцентная вера, а в моём случае это люди – носители такой веры, допустим, их - незначительное количество, а может – совсем единицы, возможно, всего один, да и то, не факт. Как любят ведь, профессора-шутники ВУЗов, экзаменующие студентов, заявить, что предмет на «пять» - знает только бог, ну то есть никто, я его знаю на «четыре», ну а вы на… Ну так вот, если провести прямую, на одном конце которой стоит отметка «сто процентов», а на противоположном – «ноль», то всех, называющих себя «верующими», можно разместить между этими значениями. Это и действительно глубоко и искренне верующие, не зависимо от принадлежности к какой либо религии, разместившиеся в непосредственной близости к максимальному значению на моей шкале, и те, усердно выполняющие формальные религиозные обряды, но недалеко ушедшие от минимального значения на шкале веры. Именно такое положение вещей, даёт человеку с позицией «я верю», занять своё достойное место, ибо, если бы существовали только «да» и «нет», без миллиона миллионов оттенков между ними – то как жить? Может и не к месту, но мне понравилась одна, как мне кажется, характеризующая ситуацию шутка, когда нормальный мужик не предлагает дважды, а нормальная женщина не соглашается с первого раза. Ну и как жить?

Всем хочется любить и быть любимыми. Я не знаю, что такое любовь. Чувство. А я занимаюсь безнадёжным делом – пытаюсь её осмыслить. Прозой. Прозой жизни. Словами. Цифрами. Я не знаю, что такое – любовь. Но я верю в любовь.

Допустим, что любовь существует. А как, и где её найти, как удержать, как не потерять, и так далее, и тому подобное, про это всё, написано столько книг, картин, песен, поставлено спектаклей, снято фильмов. Вылито столько слёз и выпито столько вина… Хочу лишь, эх - аж графоманский зуд в ладонях, хочу лишь озвучить одну мою безумную идею.

Опираясь на свой фактический жизненный опыт и теоретические знания, в один прекрасный момент задаёшь себе вопрос – почему? Почему «люди встречаются, люди влюбляются, женятся». Даже не почему «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», а почему происходит то, что происходит до, во время и после? И если обозвать ход моих мыслей – отрицательно направленными, упадническими, пессимистичными, то в этом ключе, мне наиболее интересно почему – люди изменяют друг другу, расстаются, разводятся. Если использовать самую популярную причину, называемую в органах записи актов гражданских состояний – не сошлись характерами. Ну а в быту, в жизни, да и в искусстве – не люблю/разлюбил/разлюбила. Всё правильно. Часто за этими формальными названиями, не понимаем смысла сказанных слов. Я о себе. Даже не знаю, как быть – такая животрепещущая, огромная тема, столько мыслей и дум, а не знаю, с чего начать.

Начну с начала. Я, лично я, разделяю любовь и влюблённость. Недаром же я измарал бумагу, пытаясь объяснить, почему я разделяю веру и религию. Влюблённости я коснусь лишь вскользь, постольку поскольку. Где-то я читал, что состояние влюблённости – это когда нет сна, крылья за спиной, стихи и безумства, и всё, всё, всё, пережитое, наверное, каждым, можно определить по химическому анализу крови. Оказывается, во время вот такого состояния человека, которое принято называть состоянием влюблённости – изменяется химический состав крови, и отличается от состава крови человека не находящегося в таком состоянии. Не буду вдаваться в научные подробности, но как утверждают учёные – определить такое состояние можно с математической точностью. С одной стороны это многое упрощает и многое объясняет. У людей разный темперамент, разные характеры. Мне кажется, отсюда растут ноги, когда говорят – влюбчивый, бабник, а женщин награждают другими эпитетами. Причин для этого как минимум две. Первая, когда человек сознательно выбирает такую линию поведения и стиль жизни. И вторая – это поведение человека управляемого чувствами, эмоциями. Я не имею в виду секс. Я имею в виду влюблённость, как нечто более высокое, духовно-эмоциональное, не всегда выливающееся во что-то материально-физическое, а если и выливающееся, то в виде тех гениальных произведений искусства, которые, я верю, и созданы благодаря этому прекрасному чувству влюблённости.

Тогда, с другой стороны, встаёт вопрос – влюблённость это любовь? Или это только часть любви? Или возможны ещё какие-то комбинации? Допустим, влюблённость равно любовь. Тогда, что получается. Темпераментным людям, назовём их так, им дано влюбляться, а и равно любить, именно с медицинско-научным доказательством сего состояния – множество раз. А другим – менее темпераментным, неким однолюбам, так я их назову – этой многоразовой влюблённости/любви не дано? Это хорошо, если в гипотетически потенциальной паре - и он и она однолюб и однолюбка, а если нет? Опять те же яйца, вид с боку – измены, расставания, разводы, слёзы. Наверное, поэтому, я считаю, что влюблённость – есть чисто химический, бессознательный процесс, управлять которым мы не можем, а можем сознательно управлять лишь своими действиями – развивать или не развивать отношения, подливать или не подливать масла в этот огонь. И таких процессов-влюблённостей у разных людей может быть разное количество. А как же любовь? Та, самая чистая, светлая, нежная, сильная, желанная, и ещё много-много миллионов разных «ая», а главное, с чем я совершенно согласен – единственная. Фу, да я почти поэт! Именно из-за множественности возможностей влюбиться, но ожидания единственной любви, я и не отождествляю влюблённость и любовь, где первая, в лучшем случае, может быть лишь частью второй. Поэтому – в дальнейшем моём бреде, речь будет идти именно о любви.

Но я не знаю, что такое любовь. Не в смысле, что я вообще не знаю, а, что не могу объяснить словами чётко, кратко, понятно, доступно, а главное – правильно, и чтобы моё определение было «абсолютно истинно». Смотри выше. Но я и не собираюсь заниматься этим неблагодарным трудом, на плахе которого уже лежат головы всех тех поэтов и музыкантов, режиссёров и актёров, писателей и художников, вольно или невольно затрагивавших эту тему, и пытавшихся силой искусства дать определение этому слову, в русском языке состоящему из шести букв. Мне, как знатоку арифметики, для которого дважды два – пять, да и то, с поправкой на ветер, которого свербит и егозит от невысказанности, а распирает от гордости и значимости, пришла в одурманенную жёлтой водой голову, эта простая формула. Если быть точным, это не формула любви, а математическая формула шансов одного, отдельно взятого индивида, встретить свою самую-самую, ещё раз повторяю - единственную, с большой буквы – Любовь.

Начну с того, что всё нижесказанное остаётся за скобками, а в скобках определяется как «допустим». Люди встречаются, люди влюбляются, ну так далее. Ну и как, тем более, если взять современного человека, с нынешними способами коммуникаций, передвижения, встретить и определить – вот она. Как определить – дело второе, будем как говориться решать проблемы по мере их поступления. Дайте сначала шанс! Пожалуйста - у каждого человека на земле должен быть шанс на любовь. Но кто сказал, что у москвича любовью окажется москвичка, у китайца – китаянка, у негра - негритянка? Кто сказал, ну или хотя бы будет доказательно утверждать, что он и она, для того, чтобы на них снизошла любовь – должны быть ровесниками, или около того? Конечно, естественно, обязательно должны быть какие-то общие пересечения, но я сейчас не о времени и месте, и вообще не о чём-то материализованном, а скорее о том, чего нельзя потрогать – мысли, интересы, увлечения, взгляды, и, и, и… То бишь, каждому человеку, независимо от его географии, расы, возраста - (здесь не могу подобрать термин) соответствует, подходит, принадлежит, в общем, живёт где-то другой человек – его, или её любовь. А в своём многообразии человеческих отношений – это даже не обязательно человек противоположного пола.

Но я верю в любовь. Верю я в то, что в возрастном промежутке от... ну, давайте, от десяти лет от роду, и до… ну, допустим лет до... ну, не знаю, я не жадный, лет до девяноста, хотя, если речь идёт не о материнской любви, и не о любви к родине, или иной другой высоконравственной любви, а о той, о которой мечтаем мы в этом промежутке нашей жизни, то верхняя граница в возрасте всё же существует. Это первая исходная моей теории – период жизни от десяти до девяноста. Это время. Вторая исходная величина – Земля, то есть, все континенты и острова, большие и малые. Это место. И третья – это мы – белые и чёрные, лысые и кучерявые, дюжа умные и со светлыми волосами… Ну, в сущности, и всё. Всё для меня понятно – в течение сознательной жизни одного человека, где-то живёт другой человек – его любовь. Мд-а. Налибердил чего-то, что и так все знают. О чём это я? Ах да, о шансах.

Люди встречаются, люди влюбляются… Шанс. Момент. Взгляд. Встреча. Письмо. Касание. Всё, что угодно. Его величество случай. Но когда и где?

Переходим к цифрам. В сухом остатке – свыше шести миллиардов население Земли, вычитаем ну… миллиард – дети, очень пожилые люди, и я сюда бы приплюсовал людей, как бы это так сказать, не таких как мы, сильно не таких как мы. Остаётся пять, ну или около того миллиардов. Плюс-минус пара-тройка сотен миллионов не имеют большого значения, вы сейчас поймёте почему. Делим пополам оставшиеся пять, то есть, на мужчин и женщин, да и то с оговоркой. Получается - по два с половиной миллиарда с каждой стороны. Всё. Один к двум с половиной миллиардам, в течение восьмидесяти, дай бог, лет - твой/мой/наш/всех шанс встретить любовь. Сколько??? Да-да! Ну и как жить?! Он дважды не предлагает, она сразу не согласна…

Нет-нет, что-то здесь не так, скажете вы. А как же «люди встречаются, люди влюбляются, женятся…»? Так и блуждали бы все люди как неприкаянные пилигримы в поисках своей любви. А как же дети. Как жить, коль столь малы шансы на эту встречу. Спокойно! Тезис следующий – оптимистический. Как говаривал один герой в одном фильме – «сядем усе»! Всем, абсолютно всем – будет счастье. Счастье же есть, его не может не быть. Каждой твари – по паре. Нет-нет, в самом лучшем и высоком смысле. Ведь мысль о единственном к двум с половиной миллиардам шансе относится только к ней. К самой светлой, самой чистой, абсолютной, истинной, стопроцентной, а возвращаясь к нашим баранам – единственной, а потому и почти недостижимой. Любви. Любви совершенной.

Ну а как же быть нам? Обычным людям. Из плоти и крови. Рабам и тварям божьим? Да примерно так же, как и с вопросом о вере и религии в моей трактовке. Любовь – равно вера, а отношения, женитьба – примерно, то же самое, что и религия, со своими законами, условностями, табу. Как я уже говорил, человек может менять религию, подчиняясь и признавая то одни, то другие законы, догмы, установления и положения. При этом вопрос о вере находится вне этого поля. Скорее не «вне» а «над». Так же и все эти человеческие отношения – встречи-разлуки, свадьбы-разводы, цветы и конфеты – сковородка и чемодан у порога, всё это то, что я бы поместил на всё ту же линию, ту же шкалу, где, с одной стороны – ноль, хотя это сложно представить, наверное, что-то вроде - он - ортодоксальный гомосексуалист, она – ярая феминистка-лесбиянка, а на противоположном крае сей линии – она, одна из двух с половиной миллиарда. Посередине – фифти-фифти, такой уровень отношений, типа – а из этих десяти девчонок, если от лица мужчины, я бы с пятью и того… Я сейчас веду речь о той шкале, которую пытаются выстроить некоторые брачные агентства, пытающиеся определить степень соответствия людей в паре, при помощи тестов, психологов, специальных программ, вычисляющих этот процент, или уровень их соответствия друг другу. Считается, чем выше этот уровень, тем лучше. Именно поэтому, как мне кажется, мы знакомимся, встречаемся, переписываемся, пробуем, обжигаемся, снова пробуем, и так пока не достигнем этого, на наш взгляд «высокого уровня», а потом… Но статистика разводов, не говоря уже о количестве разрывов отношений, говорят в пользу мысли, что мы ищем и выбираем. Это рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше. Может быть, когда-нибудь, будет такая программа, когда каждый, к тому времени, допустим, из шести миллиардов людей – ответит на вопросы анкеты, состоящей из тысяч и тысяч вопросов, сдаст тесты медицинско-физиологического свойства, и все эти данные будут загружены в один супер-пупер-гипер компьютер. Одно нажатие – и пожалуйста! Уважаемый Иванов Иван Иванович, двадцати пяти лет от роду, уроженец деревни Грязи, Н-ской губернии – оплатите в кассу и получите ордерок. У нас как в аптеке – гражданка Лиза-Мария Дульсинея Тобосская, сорока лет, уроженка Рио-де-Жанейро, соответствие – сто процентов. Будем оформлять? Хм. Занесло ж меня.

В сущности, это всё. Я бы сказал, всё то, основное, что как нарыв копилось и зрело, наконец-то вырвалось наружу, облегчив страдания в больном месте. Скажу больше – освободился от такого геморроя! Всего, конечно же, не удалось высказать, в силу нехватки способностей, и в силу опаски быть причисленным к тому миллиарду.

Ах, да! Я верю в любовь. Верую в Любовь. Надеюсь…

2012


Рецензии