Любовь... Ч. 2

     Начались институтские годы!Самая насыщенная для человека всевозможными видами жизни пора!!!Искренне всегда сочувствую всем.у кого ее не было.Человек очень молод.но уже достаточно взросл.Бродит ум-пожалуйста учись.сколько душе угодно!!!Бродят чувства-кругом одна молодость!Трудновато материально-не бери это в голову.ты никем и ничем не обременен.кроме себя!Надо только учиться,не закапывая себя в занятия;любить.не теряя ума;и не брать в голову.что ты сегодня не поел каких-то деликатесов!Будет еще время их поесть!!!Это годы.когда абсолютно сознательно человек выбирает себе двльнейшие и путь и образ жизни.
     Жила я в общежитие.т.к.моя мама и сестра жили довольно далеко за городом:к этому моменту моя сестра уже работала после университета на опытной станции и перевезла к себе маму.Мне повезло.девочки подобрались очень хорошие!Надо сказать:на хороших людей мне везло всю жизнь!!!Жили мы очень весело!4 девченки.не обремененные ни домашними заботами.ни тем.чем часто а этом возрасте озабочены девочки:поисками кавалеров.В нашу компанию вошел еще и один молодой человек.очень симпатичный и такой же провинциал не только по месту жительства.но и по мировоззрению.После лекций мы обычно собирались в нашей комнпте и устраивали настоящую кутерьму.почти детскую.
     Надо сказать.что наш поток был из первых.когда принимали без конкурса абитуриентов.проработавших 2 года на производстве.Одна из наших девочек была из этих абитуриенток.Из них же был и парень.Он уже достаточно познакомился со взрослой жизнью.проплавав два года на рыболовецких судах.Я представляю.как веселил его этот детский сад!Но он был такой же молодой!И я ему очень нравилась!А вот отношения ему  нужны были уже совершенно иные!И он время от времени исчезал...Девченки шушукались.но когда я спрашивала.почему он давно у нас не пояаляется.они рассказывали мне какие-то сказки.Как он ко мне относился.я поняла много-много позже...Почти все эти производственники так и не смогли одолеть учебу и после первого же семестра были отчислены.Наша девочка элементарно не смогла осилить математику.как ни старались мы ей помочь.а парень решил.что учеба-слишком дорогая цена.чтобы отказаться от вольной жизни.Второй семестр мы учились уже без них...В первый год моей трудовой деятельности он разыскал однажды меня.мы мило поболтали и.вспоминая свою учебу.он вдруг сказал:"Ты была такая хорошенькая.что тебя можно было только поставить на ладошку и любоваться тобой!"Вот такое у меня было глупое поведение!
     А городской части нашего студенчества я совершенно не нравилась:одета Бог знает как; кокетка-никакая;да и внешность...На первом курсе осенью нас отправили на картошку.Все поток жил в одной деревне.а наша группа отдельно.в другой.Руководитель у нас был один-препрдаватель химии.мужчина лет сорока.Однажды он привез к нам оттуда всех мальчишек.чтобы показать у нас какую-то девочку.которая."как розочка".Оказывается это говорили про меня.но.по-моему.они совершенно не разделили его восторгов по поводу моего внешнего вида:обыкновенная деревенская краснощекая девченка!Не менее любопытный случай в этом же плане произошел уже а институте.Был у нас один молодой человек.этакий ловелас.А я весь первый курс ходила на занятия в платье от школьной формы:другого у меня не было.а оно было новенькое:почему-то я его не любила и в школе его не носила.Бегу по коридору.и ко мне одскакивает этот ловелас со своими шуточками .а потом адруг и говорит:"А тебе не стыдно в институт ходить в школьной форме?"Мне было не стыдно.посему я резко и гордо сказала:"Нет!".но его бестактность меня ужасно покоробила.Потом он за эту бестактность расплачивался всю жизнь...Так потекли студенческие годы...
     К концу первого курса у нас сложилась уже своя компания:это мы трое из общежития и еще одна девочка.так сказать-домашняя.Из боевой пионерки и комсомолки я. почему-то. превратилась в этакую девочку-недотрогу.И. хотя я была по возрасту всех старше.меня стремились опекать все!Нет.в области учебы я была непререкаемым авторитетом.а вот в житейских вопросах всем казалась полным профаном и абсолютно глупой.Особенно этой нашей четвертой.горожанке.Вот кто был лидером по натуре!!!Очень жесткая.всегда знающая.как надо.решительная.очень умная.но при этом очень отзывчивая.всегда готовая помочь в любой тяжелой стуации.И поэтому я была потрясена.когда на целине она заплакала.увидев.что для нас выкопали траншею.где мы должны были жить:другого жилья там не было.Нам выдали матрацы и наволочки.и она стояла.молча набивала соломой этоу наволочку.а из глаз ее буквально катились слезы!Для меня-то такие житейские невзгоды были детским лепетом!...Дом ее мамы превратился для нас вторым нашим домом.Позднее в нашу компанию влилась еще одна деаочка.тоже домашняя.и тот ловелас.который оказался другом нашей"предводительницы".
     Наша стипендия составляла всего 240 рублей.это меньшн.чем 1рубль в день.но мы никогда не унывали.Моим девочкам помогали родители.а у меня мама была под боком.На каждые выходные я ездила домой.и хотя денег у мамы не было никаких.зато был огород!!У моей мамы руки были золотые:у нее в огороде прекрасно росло все.что бы она ни посадила!Она прекрасно готовила всякие соленья.варенья.она шила.пекла.вязала и умела делать еще всякую кучу дел!!!Поэтому я всегда приезжала из дома с сумкой картошки. летом-со свежими овощами.а зимой-с соленой капустой.огурцами .грибами.А напостившись за неделю в общежитии-я у мамы с ходу съедала банку варенья.не останавливаясь!Позднее всегда недоумевала-как я могла сразу сьесть банку очень сладкого варенья?Более одной ложки обычно мне было не одолеть...Жили мы.конечно же .коммуной.После поездки на каникулы у нас наступало полное изобилие!!!У одной девочки мама работала главным технологом молочного комбината.И какие же "вкусности" она привозила!!!А вторая девочка была из Краснодара:на зимние каникулы она туда не ездила.далеко.Зато ей присылали посылки...Не всегда удачно.правда:эти куры и утки умудрялись малость протухнуть в дороге.но не всегда...Зато сало!!!А сколько семечек!А какие сухофрукты!!!Да и просто фрукты иногда доходили...
     Так мы закончили уже третий курс.После третьего курса у нас осенью должна быть машиностроительная практика.в Мелитополе.Мы стали уже достаточно взрослые.И решили поинтереснее провести свои летние каникулы .отдохнуть на Юге.поближе к месту практики.Для этого каждый из нас немного поработал.чтобы заработать деньги на дорогу.некоторых.правда.и родители смогли спонсировать.И разьехались- кто куда.А в августе.мы с нашей "решительной домашней" вначале двинули в Краснодар.в гости.И начались наши приключения...Там моя приятельница впервые а сознательном состоянии познакомилась с таким насекомым.как клоп.Нас.как дорогих гостей.положили спать в главную комнату:в хозяйские пуховики.в которых мы утонули.за закрытые ставни!!!И только мы заснули- началось такое!!!В нас вонзились тысячи иголок!Мы .обалдевшие .вскочили.включили свет...Вся простыня была усеяна микроскопическими клопиками!Говорят-клопы очень любят новеньких!!!Подружка моя опять чуть не в слезах!!!...Что мы предприняли в дальнейшем-уже не помню.Скорее всего. перешли на пол на очень скромные подстилки...А может и на улице стали спать...Просто эта картина врезалась в память своей трагикомичностью...Еще меня тогда поразило то количество овощей.которое хозяева привозили с рынка. и то количество банок.думаю.не менее.чем десятилитровых.которое они запасали на зиму с овощами!!!Днем мы пропадали на Кубани.а вечером становилось немного скучновато.Узнав.что где-то у них есть танцевальная полощадка.где в выходные бывают танцы.(мы обе очень любили танцевать).моя решительная подруга тут же организовала наш поход туда.без всякого сопровождения!Мы же были ужасно самостоятельные!!!Да.этот поход в наши теперешние дни мог бы закончиться очень плачевно!!!Это оказался рабочий район.и на танцплощадке у них были свои законы.Меня начали приглашать на танцы.С кем-то я пошла танцевать.кому-то отказала.т.к.он был нетрезв.начались выяснения отношений...Слава Богу-подруга была не только решительная.но и умная...Она как-то уладила этот конфликт и мы .сломя голову.понеслись домой.Когда старшие сестры нашей подруги узнали.куда мы ходили на танцы. они схватились за голову!!!...Вскоре мы закончили свой кубанский отдых и поехали уже на море.где должны были встретиться с двумя другими приятельницами...
     Этот первый отдых на море в этом чудесном месте-Лазаревская-был прекрасным!Мы сняли небольшую комнатушку  в пристройке к дому на четверых. с окнами на море.Море.правда.видно не было.его заграждала ж.д.насыпь.но слышно было.С утра мы шли на пляж.до одури купались.загорали.а дежурный шел на рынок и покупал на всех фрукты.Ими мы.в основном.и питались.Вечером бегали на танцы.Когда подбиралась хорошая компания.ходили в горы.Однажды испортилась погода и мы решили поехать в Сочи а дендрарий.Раненько утром встали .на электричку-и в путешествие...Когда приехали-шел дождь.Мы решили его переждать на вокзалие.зашли туда-и тут началось!!!Дождь полил такой.какого я даже не могла вообразить!!!По стене башни вокзала вода текла водопадом!В один миг все улицы затополо!
Вода рекой текла по железнодорожным путям!В общем-потоп!!!Когда закончился дождь.мы все равно пошли в дендрарий.но...пешком и по колено в воде!В городе почти все было закрыто.не ходил никакой транспорт...И.главное.не  работала железная дорога и были разрушены все шоссейные!!!А у нас это были последние дни перед практикой.на которую мы должны были явиться.как штыки. к определенному числу!Кое как добравшись до Лазаревской.мы обнаружили наше жилье полностью затопленным .Открыли дверь-а по полу плавают наши чемоданы!!!Почему-то особенно пострадала наша вторая"домашняя":у нее в чемодане были все деньги и документы.До сих пор вижу картинку:вдоль комнаты протянута веревка.а на ней висят вперемежку женское белье.купюры денег с отпечиками штампов от паспорта и других документов.паспорт и прочие важные бумаги...А на следующий день нам предстояло как-то выбраться из Лазаревской и добраться до Ростова:оттуда хоть как-то ходили поезда!Эпопея была еще та!!!Мобилизовали весь транспорт.какой хоть как-то мог двигаться.Мы .например.уезжали на каком-то деревянном автобусе времен войны.И сидели в нем.завернувшись во все.что было хоть мало-мальски сухое:было очень сыро и почему-то холодно.Добравшись до Ростова.мы с большим трудом за все деньги.которые имели.уговорили проводника поезда.проходившего чарез Мелитополь.разрешить нам доехать до него в тамбуре.Такие мы были дисциплинированные!!!Так вот романтично закончился наш первый южный отдых у моря.Но надо сказать-это нас ничуть не испугало!Каждый следующий год мы орять ехали отдыхать к морю...
     Вот и Мелитополь.Нам.как будущим инженерам.необходимо узнать машиностроительное производство.Завод очень большой.значительный для нашей промышленности.Производит компрессоры для гражданских и военных предприятий страны.Для начала нас знакомят непосредственно с производством.т.е. водят по цехам.Слава Богу-не ставят к станкам.Таких.например.как я.и близко к ним подпускать нельзя.Для меня этот поход.например.зкончился следующим.Нас подвели к огромному токарному станку.обрабатывающему какую-то большую металлическую деталь.Я.любопытная.с широко открытыми глазами продвинулась поближе посмотреть на это действо.Ну.конечно.тут же какая-то металлическая стружка.крохотная.влетела мне в глаз...И хотя я выросла в тяжелых бытовых условиях.меня к физической рвботе подпускать было нельзя.На первом курсе в колхозе почему-то потребовались жать!!!траву.Работа не тяжелая.физически...Выдали серп.я даже знала.что это такое.Но уже через пять минут я с почти"отжатым"мизинчиком.а не травой!боролась с остановкой крови.В юности.когда все старшие.и родные.и двоюродные.сестры разъехались на учебу и из помощниц у мамы осталась одна я.мама пыталась со мной пилить дрова.Ничего у нас с ней не получилось!!!Бедная!Она поняла.что легче одной таскать пилу.чем еще и меня вместе с пилой...Закончив осмотр производства нас отправили знакомиться со своими специальностями.т.е.я пошла в конструкторский отдел вместе с другими девочками.
     Но для меня эта практитка была еще знаменательна и тем.что меня впервые позвали замуж!Хохма была еще та!На заводе был военпред.Знаете.что это такое?Это офицер.который следит за производящейся для его военного предприятия продукцией.Я.конечно.тогда этого не знала.т.к.они на заводе.ради конспирации. ходят в гражданском.Но это и не важно!Главное-где он меня высмотрел-понятия не имею?!Ну просто проходу не давал!Все звал на свидание...А мне больше нравилась наша васелая студнческая компания!Наконец. девченки меня уговорили пойти на свиданае...А у нас был такой бытовой распрорядок.Жили мы.как всегда.коммуной.Завтракали и обедали на заводе.Обед там был такой.что часто мы его брали один на двоих:такое количество наваристого супа нам.привыкшим к супам на м\б(на мясном бульоне!)в студенческой столовке.было просто не съесть!К тому же получалась экономия.А вечером дежураый шел на рынок.накупал всяких фруктов и обязательно арбуз!Стоили эти арбузы 20коп.кг.К тому же. нас часто отправляли на разгрузку этих самых арбузов.Самые спелые из них имели привычку лопаться.как только их нечаянно немножко стукнули.И эти арбузы нам продавали уже по 5коп.кг.Так что арбузов съедали ежедневно именно "от пуза!"Вот после такого "ужина"я и отправилась на свидание.Тогда модны были такие в сборочку широкие ситцевые юбочки на широком поясе.Естественно.у меня была такая же.Но после такого количества съеденных арбузов она сантиметров на 10 не сходилась на талии.Мне его подруги чем-то скрепили.и чтобы не видно было этого безобразия.я сверху одела свой маленький пиджачок.Он тоже не очень сходился на животе-оставили его небрежно расстегнутым:другого все равно не было...Вот в таком виде я отровилась на это первое и последнее с ним свидание.К моему несчастью.молодой человек почему-то был убежден .что студенты всегда ходят голодные!Окуда у него такое мнение?А тут еще такая субтильненькая изящная девочка!И хотя он сам был далеко не великан.но я у него вызывала.наверное.одно желание-накормить этого птенца!!!Хороший бы был отец!И как я ему не доказывала.что я очень сыта-он все меня тащил то в ресторан.то в буфет.А когда я его уговорила пойти.по-моему. в кино.он притащал огромную коробку конфет!Вечером девченки с удовольствием слопали эти конфеты!И когда пошли домой.он начал уговаривать меня выйти за него замуж!На мое:"Я не хочу!"-он отвечал:"Ты не волнуйся!Мы только распишемся. и ты поедешь в свой Ленинград учиться!"На мое:"Мне еще долго учиться!"-он-"Ты не волнуйся!Я оплачу всю твою учебу!Ты обязательно закончишь институт!"..."А дети?!Да и в Караганду я не хочу!"...Так вот я потеряла первую возможность заиметь мужа.да еще и очень доброго.очень заботливого.да еще и очень обеспеченного(офицеры в то время были очень престижные женихи.а тут еще и военпред.значит.как бы сказать помягче.на более высоком интеллектуальном уровне)!Уж он точно бы не дал мне делать ничего тяжелого.а уж если бы я немного обнаглела-то и вообще перестала что либо делать...Я так думаю...
    


   
    


Рецензии