Красная земля Зимбабве 2004

КРАСНАЯ ЗЕМЛЯ ЗИМБАБВЕ
(в "Молнии" печатается с сокращениями)

      За последние семь лет Африканский национальный союз Зимбабве (Патриотический фронт) АНСЗ (ПФ) и особенно Президент Зимбабве Роберт Мугабе стали объектом неослабевающей атаки империалистов. Преподносимое вначале как источник стабильности на юге Африки, символ цивилизации и пример управления государством, теперь правительство Зимбабве изображается официальной империалистической пропагандой как беззаконная и безнравственная диктатура, которая угрожает стабильности во всём южноафриканском регионе. Президент Роберт Мугабе, которого не так давно считали идеальным джентльменом и проводником демократии, внезапно оказался в роли воплощения дьявола, властолюбивого диктатора и ненавидящего белых людей расиста.

      В чём же причина этого изменения на 180°, особенно со стороны империализма Великобритании и США, отношения к правительству Зимбабве вообще и лично к Президенту Роберту Мугабе? С чем связана такая демонизация Зимбабве и Роберта Мугабе? Этому немало причин. Во-первых, отказ Зимбабве, хотя и запоздалый, в августе 1999 г. от осуществления Программы структурного урегулирования, которого требовали империалисты через Всемирный банк и МВФ. Во-вторых, ввод войск Зимбабве в Демократическую Республику Конго в поддержку борьбы правительства Кабилы против организованной империалистами агрессии Руанды и Уганды против Конго. Третья и самая важная причина – настойчивое и успешное стремление вернуть народу Зимбабве землю, которая была отобрана у него под прицелами ружей грабителей-колонизаторов Сесиля Родса и его последователей. В этой статье мы остановимся на земельном вопросе.
      Историческая справка.

      Со времени начала колонизации Зимбабве европейцами в 1890 г. и последовавшего захвата земель у коренного населения вопрос о праве и собственности на землю остаётся в центре борьбы народа Зимбабве за своё освобождение и право вступить на путь экономического процветания, политического и социального развития. Без радикального решения земельного вопроса народные массы Зимбабве не смогут защитить свою национальную независимость и улучшить экономическое положение. Глядя на потоки империалистической пропаганды против АНСЗ, полной клеветы и истерических выпадов, но лишённой исторического анализа, важно подчеркнуть некоторые важные факты из истории Зимбабве, поскольку они имеют отношение к вопросу о земле.

      Будучи твёрдо уверенным, что территория к северу от реки Лимпопо так же богата минералами, как золотые россыпи Рэнда в Трансваале, Сесиль Родс, кейптаунский премьер-министр, с помощью Британской Южноафриканской компании (БЮАК) обманным путём получил в 1888 г. Радд в концессию от короля Лобенгулы. Эта концессия стала инструментом в руках империалистов для приобретения прав на минеральные ресурсы Машоналенда. Пользуясь этой концессией, в следующем (1889) году Родс убедил Британское правительство предоставить его БЮАК Королевскую хартию, которая давала ему административную власть на территории сегодняшнего Зимбабве.

      Британский империализм не был единственной силой, участвовавшей в завоевании Африки. Германия, бурно развивающаяся империалистическая держава, также претендовала на приобретение африканских территорий. Концессии Радда Германия противопоставила концессию земли Липперат, также путём мошенничества приобретённую у Лобенгулы в апреле 1889 г. Впрочем, концессия Липперта была быстро куплена БЮАК. Но ещё до этой покупки компания Родса предоставила обширные земли белым колонистам Машоналенда.

      Разочаровавшись найти в Машоналенде «второй Рэнд», но всё ещё веря в существование больших запасов золота в Матабелеленде, БЮАК после незначительных приготовлений начала в 1893 г. вторжение в Матабелеленд, разгромила королевство Лобенгулы, повсеместно практикуя грабежи и захват скота, и покорила его население.

      Сразу после этой победы компания учредила «Трофейный комитет», который принял решение наградить каждого колониста, участвовавшего в войне, участком земли в 6350 акров в любом месте Матабелеленда, но без малейшего обязательства занимать эту землю, с правом возделывать её. Не найдя в Зимбабве золота, колонисты обратили серьёзное внимание на захват земель для сельскохозяйственного производства – как пахотного, так и пастбищного – и для перепродажи. Так начался процесс безжалостного изгнания африканцев с наиболее плодородных почв на бедные и малоценные земли, который продолжился в 1894 г. с созданием в Матабелеленде резерваций Гвааи и Шангани.
      Первая Чимуренга.

      Потому неудивительно, что в 1896-97 гг. народ Зимбабве поднял восстание против захватчиков – Первую Чимуренгу. Ещё менее удивительно, что основной целью этой освободительной войны был возврат захваченных колонизаторами земель их законным владельцам – и вместе с тем восстановить их достоинство, жестоко попранное захватчиками.

      Но империалистические агрессоры имели преимущество в вооружении и организации, что в итоге привело к разгрому Чимуренги и открыло путь систематическим захватам земель зимбабвийцев с помощью мошенничества, насилия, военных действий и юридических постановлений колониальной администрации победителей.

      В результате к 1914 г. около 23.730 белых поселенцев являлись владельцами 19.032.320 акров земли, в то время как примерно 752.000 африканцам принадлежали 21.390.080 акров (см. Р. Палмер. Земля и расовые пропорции в Родезии, Хейнеманн, 1977).

      Те, кто сегодня обвиняет Мугабе в изъятии земель белых фермеров и передаче их своим сторонникам (ссылаясь на Коммерческий план фермерских поселений, согласно которому некоторые земли сдаются в аренду будущим чёрным коммерческим фермерам в рамках правительственной программы, имеющей целью широкомасштабное развитие коммерческого сельского хозяйства среди местного населения Зимбабве), используют это как уловку для отвлечения внимания от того, кто получал огромные земли в колониальную эпоху.

      Окончание Второй мировой войны сопровождалось очередной волной европейской иммиграции в Южную Родезию, которая привела к утроению белого населения (с 80.500 в 1945 г. до 219.000 в 1960 г.). Поскольку многие из новых иммигрантов занялись сельским хозяйством, количество белых фермеров за этот период удвоилось с 4.673 до 8.632. Это в свою очередь привело к дальнейшим насильственным выселениям африканцев и захвату их земель, чтобы освободить пространство для вновь прибывших – процессы, аналогичные тем, что происходили в то же время в Израиле и Палестине по вине сионистов. За десять лет с 1945 по 1955 гг. по самым скромным оценкам не менее 100.000 африканцев были согнаны со своих земель в неприспособленные для жизни резервации – влачить жалкое существование и погибать.

      Более того, расистский режим белого меньшинства, сперва создав в резервациях условия перенаселённости и хозяйственного упадка, используя политику сегрегации и жестокого ограбления, затем обвинил в этом африканцев. Именно это и гласит Акт о туземном земледелии 1951 г., выпущенный с целью заставить африканцев принимать меры по сохранению их земель – меры, принять которые не позволяли условия их существования.

      Ужасное положение перенаселённых резерваций обеспокоило даже католическую церковь, и в 1959 г. Донал Ламонт, епископ Умтали, был вынужден спросить:

 «Можно ли сознательно обвинять африканцев, если, влача жалкое существование на бедных почвах перенаселённых резерваций, они подвергаются воздействию гибельной пропаганды, в то время как рядом с ними – сотни тысяч гектаров плодородных земель, которые он не может ни занимать, ни возделывать, потому что хотя она остаётся необрабатываемой и непосещаемой, она принадлежит какому-то лицу или группе лиц, которые, возможно, не используют землю в надежде на получение прибыли от перепродажи?»
      Правительство Родезийского фронта.

      С приходом к власти правительства Родезийского фронта в 1962 г. исключалась возможность даже постановки вопроса о положении коренного населения. Политика сегрегация, насильственных выселений и ограблений достигла апогея. В 1969 г. вышел Акт о владении землёй. Отменяя Акт о пропорциональном разделении земель, он предписывал разделение земель поровну – по 44.9 миллионов акров для каждой расы. В то время как белые, составлявшие менее 5% населения Родезии, получили 50% лучших, самых плодородных земель страны, чёрным, насчитывавшим более 95% населения, достались бедные почвы, расположенные в засушливых районах, перенаселённые и истощённые земли, земли с пониженной сельскохозяйственной продуктивностью. Нищета и загрязнение окружающей среды достигли огромных размеров в этом районе.

      Таким образом, видно, что для населения Зимбабве потеря земель не является делом далёкого прошлого. Для многих людей это произошло на их памяти. В то же время многие белые фермеры получили огромные территории после Второй мировой войны в ознаменование их военных заслуг. Пета Торникрофт и Дорис Лессинг – дочери офицеров, которым досталась эта земля.
Вторая Чимуренга.
Эти нищенские и губительные условия существования не могли не привести к восстанию африканского населения.

      Оно началось против грабительской системы, против насилия в перенаселённых резервациях с почти полным отсутствием образования и медицинской помощи, против положения лишних в собственной стране, чтобы положить конец адским условиям существования, в то время как незначительное белое меньшинство купалось в роскоши, эксплуатируя народные массы Зимбабве, и под руководством АНСЗ началась Вторая Чимуренга. Основной целью этой освободительной борьбы была земля – помимо достижения политической независимости, возврат африканцам земли, отобранной у них под дулами ружей кучкой колонистов. «Мвана Вевху» («Сын земли») был рупором объединённых националистов в годы, предшествовавшие Второй Чимуренге. Герберт Читепо, национальный председатель АНСЗ, с его удивительной способностью попадать не в бровь, а в глаз, писал: «Я мог углубляться в теории дискриминации, в юридические и политические аспекты, в экономические возможности, проблемы образования. Я мог углубляться в эти вопросы, но я ограничусь вопросом о земле, поскольку считаю его основным. Для нас суть эксплуатации, суть главенства белых – во владении землёй. Такова реальность» (Герберт Читепо, Речь во время поездки в Австралию, 1973).

      Вопрос о земле был самым важным, потому все попытки решить зимбабвийскую проблему, не касаясь этого вопроса, постигла неудача. Провал Женевской конференции в 1976 г. и Мальтийских переговоров в 1978 г. легко объясняется неспособностью решить эту проблему. Без понимания этого вопроса Ланкастерская конференция разделит судьбу предыдущих попыток и закончится провалом.

      Ответ британского правительства на определение Зимбабвийским правительством подлежащих изъятию около 1.500 ферм был предсказуемо враждебным. И он не мог быть иным, поскольку любая попытка исправить историческую несправедливость в распределении земли неминуемо задевала имущественные интересы и встречала яростное сопротивление белых землевладельцев, часть которых гордились в своей среде принадлежностью к Палате Лордов и британской политической элите, которые владели обширными землями в Зимбабве, не проживая на них. Только 4.500 белых фермеров и не проживающих на фермах землевладельцев владели таким же количеством земли, только более продуктивной и плодородной, как и 13 миллионов чёрного населения.

      На действия зимбабвийского правительства империалистические круги ответили шквалом оскорблений, обвинений и угроз, обвиняя правительство Зимбабве в попрании прав человека и прав собственности, изображая жертвы злодеями, постоянно прилагали усилия к сохранению привилегий во имя прав человека, законности и справедливого правления. На эти империалистические истерики лучше всего ответил министр иностранных дел Зимбабве доктор И.С.Г.Муденге: «В то время как никто не протестовал против попрания прав человека и прав собственности коренного чёрного населения белыми колонистами, британские власти вдруг стали ярыми защитниками прав человека сейчас, когда исправляется несправедливость, оставшаяся от их колониального правления, и их родственники и друзья теряют колониальное наследство в виде привилегий для белых. Чёрное большинство, являющееся жертвами, изображается теперь негодяями».

      Великобритания отметает все попытки прийти к соглашению. Между тем правительство Зимбабве продолжало прилагать усилия для мирного решения земельного вопроса. Наконец оно созвало конференцию земельных жертвователей 9-11 сентября 1998 г. в Хараре.

В своей речи на торжественном открытии конференции президент Мугабе нарисовал реалистичную картину состояния дел на селе в Зимбабве, предупреждая: «Если мы отложим удовлетворение земельных нужд нашего народа, он возьмёт землю самостоятельно. Это уже случалось в прошлом и это может случиться вновь» (цитируется по Утете).

      На конференции были представлены 48 стран, включая Великобританию, и несколько международных организаций, которые согласились с набором основополагающих принципов и основой для международной помощи Программе земельной реформы в Зимбабве. Жертвователи пообещали профинансировать Начальную фазу, которая должна была занять от 18 до 24 месяцев. За этим должна была последовать Фаза II аналогичного выкупа земель с помощью жертвователей и программы переселения.

      Тем не менее, во многом по вине британской оппозиции, ни одно из обещаний финансовой поддержки, данных на этой конференции, не было исполнено. Умышленно используя тактику затягивания времени, Британия отказалась присоединиться к соглашению, предусматривавшему выработку условий для двухлетней Начальной фазы и отказалась от договорённости, достигнутой на Конференции жертвователей в Хараре. Великобритания использовала «захваты земли» в качестве предлога для отказа от поддержки программы земельной реформы. В действительности же серьёзные захваты начались в марте 2000 г.

      Зимбабве сделала ещё две попытки решить этот вопрос с привлечением ООН и Содружества. По результатам встречи в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке президента Мугабе и Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в октябре того же года в Хараре была направлена Техническая миссия под эгидой Программы развития ООН (ПРООН). В итоге эта попытка закончилась провалом из-за тактики затягивания ПРООН, основной целью которой было добиться отмены правительством Зимбабве Программы быстрой передачи земли.

      «В то время как никто не протестовал против попрания прав человека и прав собственности коренного чёрного населения белыми колонистами, британские власти вдруг стали ярыми защитниками прав человека сейчас, когда исправляется несправедливость, оставшаяся от их колониального правления, и их родственники и друзья теряют колониальное наследство в виде привилегий для белых. Чёрное большинство, являющееся жертвами, изображается теперь негодяями».
Перевод с английского
 М.Донченко



Полный вариант: http://revoluzia2000.narod.ru/le042.htm

Никогда больше Зимбабве не будет колонией!
Возвращение земли Зимбабве её народу
Зимбабве как воплощение зла.
За последние семь лет Африканский национальный союз Зимбабве (Патриотический фронт) [АНСЗ (ПФ)] и особенно Президент Зимбабве Роберт Мугабе стали объектом неослабевающей атаки империалистов. Преподносимое вначале как источник стабильности на юге Африки, символ цивилизации и пример управления государством, теперь правительство Зимбабве изображается официальной империалистической пропагандой как беззаконная и бескультурная диктатура, которая угрожает стабильности во всём южноафриканском регионе. Президент Роберт Мугабе, которого не так давно считали идеальным джентльменом и проводником демократии, внезапно оказался в роли воплощения дьявола, властолюбивого диктатора и ненавидящего белых людей расиста.

В чём же причина этого изменения на 180°, особенно со стороны империализма Великобритании и США, отношения к правительству Зимбабве вообще и лично к Президенту Роберту Мугабе? С чем связана такая демонизация Зимбабве и Роберта Мугабе? Этому немало причин. Во-первых, отказ Зимбабве, хотя и запоздалый, в августе 1999 г. от осуществления Программы структурного урегулирования, которого требовали империалисты через Всемирный банк и МВФ. Во-вторых, ввод войск Зимбабве в Демократическую Республику Конго в поддержку борьбы правительства Кабилы против организованной империалистами агрессии Руанды и Уганды против Конго. Третья и самая важная причина – настойчивое и успешное стремление вернуть народу Зимбабве землю, которая была отобрана у него под прицелами ружей грабителей-колонизаторов Сесиля Родса и его последователей. В этой статье мы остановимся на земельном вопросе.
Историческая справка.
Со времени начала колонизации Зимбабве европейцами в 1890 г. и последовавшего захвата земель у коренного населения вопрос о праве и собственности на землю остаётся в центре борьбы народа Зимбабве за своё освобождение и право вступить на путь экономического процветания, политического и социального развития. Без радикального решения земельного вопроса народные массы Зимбабве не смогут защитить свою национальную независимость и улучшить экономическое положение. Глядя на потоки империалистической пропаганды против АНСЗ, полной клеветы и истерических выпадов, но совершенно лишённой исторического анализа, важно подчеркнуть некоторые важные факты из истории Зимбабве, поскольку они имеют отношение к вопросу о земле.
Будучи твёрдо уверенным, что территория к северу от реки Лимпопо так же богата минералами, как золотые россыпи Рэнда в Трансваале, Сесиль Родс, кейптаунский премьер-министр, с помощью Британской Южноафриканской компании (БЮАК) обманным путём получил в 1888 г. Радд в концессию от короля Лобенгулы. Эта концессия стала инструментом в руках империалистов для приобретения прав на минеральные ресурсы Машоналенда. Пользуясь этой концессией, в следующем (1889) году Родс убедил Британское правительство предоставить его БЮАК Королевскую хартию, которая давала ему административную власть на территории сегодняшнего Зимбабве. Напрасно протестовал король Лобенгула, заявляя, что концессия на Радд была получена у него с помощью обмана. Он отказался от концессии, заявив, что “я не признаю документ, не соответствующий ни моим словам, ни словам его получателей”. Королева Виктория ответила на протест короля Лобенгулы, что “было бы неблагоразумно отказать белым людям”.
Британский империализм не был единственной силой, участвовавшей в завоевании Африки. Германия, бурно развивающаяся империалистическая держава, также претендовала на приобретение африканских территорий. Концессии Радда Германия противопоставила концессию земли Липперат, также путём мошенничества приобретённую у Лобенгулы в апреле 1889 г. Впрочем, концессия Липперта была быстро куплена БЮАК. Но ещё до этой покупки компания Родса предоставила обширные земли белым колонистам Машоналенда.
Разочаровавшись найти в Машоналенде «второй Рэнд», но всё ещё веря в существование больших запасов золота в Матабелеленде, БЮАК после незначительных приготовлений начала в 1893 г. вторжение в Матабелеленд, разгромила королевство Лобенгулы, повсеместно практикуя грабежи и захват скота, и покорила его население.
Сразу после этой победы компания учредила «Трофейный комитет», который принял решение наградить каждого колониста, участвовавшего в войне, участком земли в 6350 акров в любом месте Матабелеленда, но без малейшего обязательства занимать эту землю, с правом возделывать её. Не найдя в Зимбабве золота, колонисты обратили серьёзное внимание на захват земель для сельскохозяйственного производства – как пахотного, так и пастбищного – и для перепродажи. Так начался процесс безжалостного изгнания африканцев с наиболее плодородных почв на бедные и малоценные земли, который продолжился в 1894 г. с созданием в Матабелеленде резерваций Гвааи и Шангани. Систематическое ущемление прав африканцев, жестокое отношение к ним, унижения со стороны колонистов были узаконены расистами в «Вестнике Родезии» 1895 г. в следующих выражениях:
«Было бы абсурдно пытаться управлять родезийцами, невоспитанными и суеверными дикарями, привыкшими к примитивным понятиям о законе и справедливости, по тем же законам, что и просвещёнными народами с многовековой культурой».
Первая Чимуренга.
Потому неудивительно, что в 1896-97 гг. народ Зимбабве поднял восстание против захватчиков – Первую Чимуренгу. Ещё менее удивительно, что основной целью этой освободительной войны был возврат захваченных колонизаторами земель их законным владельцам – и вместе с тем восстановить их достоинство, жестоко попранное захватчиками.
Но империалистические агрессоры имели преимущество в вооружении и организации, что в итоге привело к разгрому Чимуренги и открыло путь систематическим захватам зимель зимбабвийцев с помощью мошенничества, насилия, военных действий и юридических постановлений колониальной администрации победителей.
В результате к 1914 г. около 23.730 белых поселенцев являлись владельцами 19.032.320 акров земли, в то время как примерно 752.000 африканцев принадлежили 21.390.080 акров (см. Р. Палмер. Земля и расовые пропорции в Родезии, Хейнеманн, 1977).
После Первой мировой войны БЮАК развернула широкую кампанию по привлечению европейских иммигрантов в Южную Родезию, которая в свою очередь требовала дальнейшего захвата африканских земель, чтобы освободить их для вновь прибывающих европейцев. Эта кампания полностью поддерживалась Британским правительством, заинтересованным в обеспечении жильём ветеранов войны и облегчении последствий послевоенной экономической депрессии – не говоря уже о земельных «подарках» высшим государственным чиновникам, гражданским служащим и т. д., «в долгосрочную аренду за небольшую плату или вообще без таковой, людям, не занимавшимся крестьянским трудом... многие из которых были безработными в британских мегаполисах; многие увидели скот впервые в жизни по прибытии в колонию; и те, кто был опытными фермерами, будут обеспечены для своей деятельности концессионными землями и политикой, которая ставит родезийского фермера в наиболее благоприятные и привилегированные условия» (Внимательный Исследователь, псевдоним Иббо Мандаса, «Воскресное зеркало» Зимбабве, 31 августа 2000 г.).
Те, кто сегодня обвиняет Мугабе в изъятии земель белых фермеров и передаче их своим сторонникам (ссылаясь на Коммерческий план фермерских поселений, согласно которому некоторые земли сдаются в аренду будущим чёрным коммерческим фермерам в рамках правительственной программы, имеющей целью широкомасштабное развитие коммерческого сельского хозяйства среди местного населения Зимбабве), используют это как уловку для отвлечения внимания от того, кто получал огромные земли в колониальную эпоху.
Акт 1930 г. о пропорциональном распределении земель.
После формирования правительства 1923 г. новая администрация Родезии учредила Земельную комиссию Мориса Картера, которая действовала исходя из концепции расовой сегрегации. В 1930 г. на основе рекомендаций комиссии был выпущен Акт о пропорциональном распределении земель, вступивший в силу в следующем году. Он ограничивал права африканцев на владение землёй «районами для продажи туземцам». Распределение земель 1930 г. показано в таблице 1.
Как видно из приведённых схем, африканское население численностью на 1930 г. 1.081.000 человек получило 29.8% земель, в то время как белые колонисты, насчитывавшие на тот момент только 50.000 человек, получили 51%. Неудивительно, что в результате этого несправедливого раздела к концу 1930-х гг. африканское сельское хозяйство осталось на уровне минимального обеспечения пропитания. Процветающий сельскохозяйственный регион был ввергнут в нищету и лишения и стал настоящим адом для африканцев. Напротив, богатство и процветание белого меньшинства возрастало пропорционально нищете масс коренного народа.


Окончание Второй мировой войны сопровождалось очередной волной европейской иммиграции в Южную Родезию, которая привела к утроению белого населения (с 80.500 в 1945 г. до 219.000 в 1960 г.). Поскольку многие из новых иммигрантов занялись сельским хозяйством, количество белых фермеров за этот период удвоилось с 4.673 до 8.632. Это в свою очередь привело к дальнейшим насильственным выселениям африканцев и захвату их земель, чтобы освободить пространство для вновь прибывших – процессы, аналогичные тем, что происходили в то же время в Израиле и Палестине по вине сионистов. За десять лет с 1945 по 1955 гг. по самым скромным оценкам не менее 100.000 африканцев были согнаны со своих земель в неприспособленные для жизни резервации – влачить жалкое существование и погибать.
Более того, расистский режим белого меньшинства, сперва создав в резервациях условия перенаселённости и хозяйственного упадка, используя политику сегрегации и жестокого ограбления, затем обвинил в этом африканцев. Именно это и гласит Акт о туземном земледелии 1951 г., выпущенный с целью заставить африканцев принимать меры по сохранению их земель – меры, принять которые не позволяли условия их существования.
Ужасное положение перенаселённых резерваций обеспокоило даже католическую церковь, и в 1959 г. Донал Ламонт, епископ Умтали, был вынужден спросить: «Можно ли сознательно обвинять африканцев, если, влача жалкое существование на бедных почвах перенаселённых резерваций, они подвергаются воздействию гибельной пропаганды, в то время как рядом с ними – сотни тысяч гектаров плодородных земель, которые он не может ни занимать, ни возделывать, потому что хотя она остаётся необрабатываемой и непосещаемой, она принадлежит какому-то лицу или группе лиц, которые, возможно, не используют землю в надежде на получение прибыли от перепродажи?»
Правительство Родезийского фронта.
С приходом к власти правительства Родезийского фронта в 1962 г. исключалась возможность даже постановки вопроса о положении коренного населения. Политика сегрегация, насильственных выселений и ограблений достигла апогея. В 1969 г. вышел Акт о владении землёй. Отменяя Акт о пропорциональном разделении земель, он предписывал разделение земель поровну – по 44.9 миллионов акров для каждой расы. В то время как белые, составлявшие менее 5% населения Родезии, получили 50% лучших, самых плодородных земель страны, чёрным, насчитывавшим более 95% населения, достались бедные почвы, расположенные в засушливых районах, перенаселённые и истощённые земли, земли с пониженной сельскохозяйственной продуктивностью. Нищета и загрязнение окружающей среды достигли огромных размеров в этом районе.
Таким образом, видно, что для населения Зимбабве потеря земель не является делом далёкого прошлого. Для многих людей это произошло на их памяти. В то же время многие белые фермеры получили огромные территории после Второй мировой войны в ознаменование их военных заслуг. Пета Торникрофт и Дорис Лессинг – дочери офицеров, которым досталась эта земля.
Вторая Чимуренга.
Эти нищенские и губительные условия существования не могли не привести к восстанию африканского населения.
Оно началось против грабительской системы, против насилия в перенаселённых резервациях с почти полным отсутствием образования и медицинской помощи, против положения лишних в собственной стране, чтобы положить конец адским условиям существования, в то время как незначительное белое меньшинство купалось в роскоши, эксплуатируя народные массы Зимбабве, и под руководством АНСЗ началась Вторая Чимуренга. Основной целью этой освободительной борьбы была земля – помимо достижения политической независимости, возврат африканцам земли, отобранной у них под дулами ружей кучкой колонистов. «Мвана Вевху» («Сын земли») был рупором объединённых националистов в годы, предшествовавшие Второй Чимуренге. Герберт Читепо, национальный председатель АНСЗ, с его удивительной способностью попадать не в бровь, а в глаз, писал: «Я мог углубляться в теории дискриминации, в юридические и политические аспекты, в экономические возможности, проблемы образования. Я мог углубляться в эти вопросы, но я ограничусь вопросом о земле, поскольку считаю его основным. Для нас суть эксплуатации, суть главенства белых – во владении землёй. Такова реальность» (Герберт Читепо, Речь во время поездки в Австралию, 1973).
Вопрос о земле был самым важным, потому все попытки решить зимбабвийскую проблему, не касаясь этого вопроса, постигла неудача. Провал Женевской конференции в 1976 г. и Мальтийских переговоров в 1978 г. легко объясняется неспособностью решить эту проблему. Без понимания этого вопроса Ланкастерская конференция разделит судьбу предыдущих попыток и закончится провалом.
Первая попытка учесть реальное положение дел была предпринята в 1977 г. правительствами США и Великобритании, когда Министр иностранных дел Великобритании доктор Дэвид Оуэн и представитель США в ООН Эндрю Янг представили англо-американские предложения, сопроводив их залогом для учреждения фонда компенсаций белым фермерам за потерю земли, переходящей к будущему правительству независимого Зимбабве. Согласно этим предложениям, Великобритания должна была выделить 75 миллионов фунтов стерлингов, а США – 520 миллионов долларов. Ранее, в 1976 году, доктор Генри Киссинджер предлагал решение зимбабвийской проблемы, зависевшее от выделения 2 миллиардов долларов США для выплат колонистам и возврата африканцев на их земли.
Ланкастерская конференция.
Правительство Великобритании при поддержке правительства США дало обещание учредить фонд для выкупа земель белых поселенцев, что принесло успех Ланкастерской конференции и дало возможность Патриотическому фронту (ПФ) сделать при заключении окончательного соглашения следующее заявление: «Мы получили уверения, что... Великобритания, Соединённые Штаты и другие государства примут участие в многонациональной попытке помочь в программах земельного, сельскохозяйственного и экономического развития. Эти уверения уменьшают наше беспокойство вокруг земельного вопроса, имеющее под собой сильную потребность нашего народа в земле и наше обязательство решить эту проблему в случае прихода к власти».
Без такого обязательства со стороны правительств Великобритании и США руководство ПФ не могло бы подписать Ланкастерское соглашение. Борьба народа Зимбабве, потерявшего более 40.000 человек, испытавшего все тяжести освободительной войны, была бы напрасна, если бы только 4.500 фермеров оставили себе в пожизненное владение половину лучших земель страны.
Распределение земли в Зимбабве при провозглашении независимости в 1980 г. (в это же время проходила Ланкастерская конференция) показано на схеме 1.


Только 6.000 крупных белых фермеров владели 15.5 миллионами гектаров, в то время как 4.3 миллиона чёрного населения были обречены на тяжкий труд на бедных почвах в условиях перенаселённости на 16.4 миллионах гектаров.
Этот факт не является только виной Британского правительства. Лорд Кэррингтон, председательствовавший на Ланкастерской конференции, в заявлении от 11 октября 1979 г. признал ключевое значение земельного вопроса и «питательных» ресурсов, необходимых для преодоления колониального наследия в землеьном вопросе: «Мы признаём, что будущее правительство Зимбабве, независимо от его политического состава, пожелает расширить владение землёй. Издержки будут, по нашему мнению, в самом деле существенны для любой отдельной страны, а Британское правительство на данном этапе не может взять на себя обязательства по специальной помощи. Тем не менее, мы будем готовы поддержать усилия правительства независимого Зимбабве по получению помощи для этих целей» (подчёркивание наше).
Ланкастерская сделка – грязный компромисс.
После всех обязательств британского и американского правительств Ланкастерская сделка была грязным компромиссом, который обязывал будущее правительство независимого Зимбабве выбрать самый дорогой курс постепенного выкупа земли у белых фермеров по принципу добровольной продажи/добровольной покупки. Более того, было ясно, что колонисты не расстанутся с лучшими землями, пока правительство не завершит выкуп менее плодородных участков, разбросанных по всей стране, делая любую планируемую земельную реформу практически невозможной. Очевидным решением было обязательное изъятие земель правительством.
16 октября 1979 г. президент Танзании Юлиус Нерейре выразил свою точку зрения по земельному вопросу, заявив, что неприемлемо правительству свободного Зимбабве «собирать налоги с зимбабвийцев для выплаты компенсаций людям, которые отобрали у них землю под дулами ружей. Британцы создали эту проблему, и теперь они делают неопределённые заявления, смешивая сельскохозяйственную помощь с вопросом о земельной компенсации... Это два разных вопроса... Англичане платили деньги Кении. Выплата компенсации будущим правительством Зимбабве – требование англичан, и они в Лондоне должны пообещать перевести эти деньги в наличные» (цитируется по Докладам Утете, с. 17).
На Ланкастерской конференции Великобритания, далёкая от роли независимого посредника, в первую очередь стремилась достичь трёх целей:
1. Положить конец вооружённой борьбе, возглавляемой Патриотическим фронтом.
2. Защитить британские экономичекие интересы, включая собственность белых фермеров.
3. Сохранить британское влияние на внутренние дела Зимбабве.
Стремясь к этим целям на Ланкастерской конференции, Великобритания полчила: разоружение и демобилизацию сил ZANLA и ZIPRA под наблюдением сил Британского содружества; гарантию 20% представительства в парламенте для белого меньшинства, составляющего только 1% населения, в течение 7 лет; и запрет на 10 лет на радикальную земельную реформу через сохранение принципа добровольной продажи/добровольной покупки. В течение десятилетнего периода конституцию нельзя было изменить иначе как 100% голосов, и это давало белому меньшинству полное право вето вопреки всем демократическим нормам.
В конце концов Великобритания должна была заплатить 40 миллионов фунтов стерлингов – неполную и совершенно не соответствующую реальности сумму. Деньги были выделены под наиболее тяжёлое для Зимбабве условие, согласно которому страна должна была сначала найти средства для выкупа земель, и затем в конце каждого года обращаться за деньгами к британскому правительству, которое, тщательно изучив документы, будет возмещать затраты правительству Зимбабве на основе 50 на 50. Зимбабве приходилось находить один фунт на каждый фунт, выделяемый Великобританией. В итоге стеснённое в средствах правительство Зимбабве не смогло выполнять эту договорённость из-за нехватки ресурсов, необходимых для восстановления после полутора десятилетий освободительной войны. Для иллюстрации недостаточности средств, полученных Зимбабве от Великобритании, можно сказать, что за 20 лет до этого британское правительство выплатило 200 миллионов фунтов стерлингов на решение аналогичной земельной проблемы в Кении.
Получая Ланкастерскую компенсацию, что делало невозможной радикальную земельную реформу, с 1980 по 1990 г. правительство Зимбабве смогло выкупить только 3.5 миллиона гектаров и переселить только 71.000 семей. Целые районы оставались перенаселёнными, не хватало пастбищ для скота. Правительство было вынуждено делать что-то для решения земельной проблемы, и делать быстро.
Чтобы ускорить выкуп земель и переселение, правительство приняло Акт о приобретении земель, последовавший за введением в 1990 г. Конституционной поправки №11. Оба документа освобождали правительство от порочного принципа добровольной продажи/добровольной покупки.
Помимо дороговизны, новый процесс в значительной степени тормозило сильное сопротивление фермеров. Когда в декабре 1997 г. правительство опубликовало список 1.471 фермы для обязательного выкупа, было подано 1.393 жалобы, 510 из них были удовлетворены.
Полным крушением надежд Союза коммерческих фермеров (СКФ) было обращение к ним Джошуа Нкомо в следующих выражениях: «Я не думаю, что мы будем неправы, если скажем, что коммерческие фермеры, в силу исторических причин владеющие большими и лучшими землями, должны поделиться частью их с безземельным коренным чёрным населением» (Джошуа Нкомо, обращение к коммерческим фермерам в Матабелеленде, Воскресная почта Зимбабве, 9 июля 1989 г.).
Но бесполезно. Уверенные в поддержке империализма, особенно англо-американского, белые фермеры оставались дерзкими и самонадеянныи. До последнего времени они настаивали на том, что являются родезийцами, отказываясь признавать себя гражданами нового Зимбабве.
В 1996 г. делегация, посланная в Зимбабве премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором, рекомендовала продолжать помощь этой стране.
Лейбористское правительство отказывается от британских обязательств.
Тем не менее, в мае 1997 г. Консервативная партия Мейджора потерпела поражение на выборах, и её сменило лейбористское правительство Тони Блэра. По отношению к правительству Зимбабве, подводя итог дискуссиям, инициированным при предшествовавшем консервативном правительстве, администрация Блэра полностью отказалась от Ланкастерских обязательств Великобритании по оказанию помощи по программе земельной реформы в Зимбабве. Клара Шорт, вновь назначенный Государственный секретарь по международному развитию, в письме от 5 ноября 1997 г. писала в высокомерном и покровительственном тоне министру земли и сельского хозяйства Зимбабве Кумбираи Кангаи: «Я должна заявить, что мы не согласны с тем, что Великобритания несёт специальную ответственность за издержки выкупа земли в Зимбабве. Мы являемся новым правительством и действуем на других принципах, не имеющих отношения к прошлым колониальным интересам. Мои собственные предки были ирландцами и, как вы знаете, мы были угнетённым народом, а не колонизаторами».
Клара Шорт заявила, что её правительство считает «невозможным» поддерживать «... программу быстрого выкупа земли, которую вы в настоящее время рассматриваете», поскольку эта программа повредит «сельскохозяйственной производительности Зимбабве» и заденет «интересы инвесторов».
Письмо Клары Шорт было с восторгом и ликованием встречено Союзом коммерческих фермеров (СКФ) Зимбабве, поскольку оно несомненно означало завершение компенсационных выплат и, по их мнению, завершение перераспределения земли. Тем не менее, Дэвид Хаслак, директор СКФ в течение 18 долгих лет (1984-2002) пришёл в ярость от письма Шорт: «Я считаю, что консервативное правительство никогда не поступило бы подобным образом... Кларе Шорт прекрасно известно, что земельный вопрос стоял в Ланастере, как она может писать подобное письмо и смотреть в будущее?» (Эксклюзивное интервью, опубликованное в Новом Африканском журнале, февраль 2003 г.).
В этой связи очень показательно, что даже Рольф-Пик Бота, министр иностранных дел Южной Африки во время апартеида, с 1977 по 1994 гг., признаёт, что львиная доля ответственности за земельную проблему лежит на Великобритании, а не на президенте Мугабе. В своей статье, появившейся 8 апреля 2004 года в южноафриканской газете «Этот день» и вслед за тем перепечатанной в «Воскресном зеркале» Зимбабве, в номере от 25 апреля он, между прочим, разоблачает мифы британской империалистической пропаганды:
«Многие беды Зимбабве происходят из-за конфискации белых коммерческих ферм Мугабе.
«По моему мнению, часть вины лежит на правительстве Её Величества. Земельный вопрос имеет долгую историю. Когда золотая лихорадка в Витвотерсрэнде окончилась неудачей, Сесиля Джона Родса черезвычайно привлекли сообщения о том, что Матабелеленд короля Лобенгулы – земля, богатая золотом.
«Он обманом получил концессию от Лобенгулы, что позволило ему получить Королевскую хартию для его Британской Южноафриканской компании (БЮАК), которая имела разрушительные последствия. Один из сподвижников Родса, Линдер Старр Джеймсон, повёл британские войска в грабительский поход на обширные земли к северу от Лимпопо.
«Войска, оккупировавшие Машоналенд в 1890 г., имели штаб в Салисбури.
«В 1983 г. Джеймсон взял Булавайо, применив пулемёты против бойцов Ндебеле.
«Тот же Джеймсон возглавил поход в Зулу-Африканскую республику Пауля Кругера, когда Родс осознал, что в республика принесёт более значительную добычу, чем Машоналенд и Матабелеленд.
«Согласно Теренс-Рейнджер Оксфорда, большая часть захвата земель в Зимбабве белыми колонистами имела место между 1898 и 1923 гг. Грабежи и захваты земли в Зимбабве во время британского колониального правления оставили глубокий след и подпитывают требования чёрного населения о возврате отобранного.
«Несправедливое распределение земли в Зимбабве стало серьёзной темой для переговоров в Ланкастере в 1979 г., где главные роли играли Джошуа Нкомо, Роберт Мугабе, Ян Смит и епископ Абель Музорева, под председательством министра иностранных дел Великобритании лорда Питера Кэррингтона. После моего активного участия в переговорах между Британским правительством и правительством Смита я очень хорошо знаю Кэррингтона.
«На одном этапе угрожал срыв Ланкастерских переговоров, и меня попросили поехать в Лондон и убедить Смита и Музореву не прерывать диалога.
«Это был тяжёлый рабочий день. В конце концов мне удалось объяснить им, что альтернативы ‘слишком ужасны, чтобы их рассматривать’.
«Я... помню, что я показал Кэррингтону особенную важность финансовых обязательств Великобритании для урегулирования проблемы непропорционального владения землёй. Британское правительство согласилось выделить средства для выкупа белых ферм».
Р.П. Бота, южноафриканский министр во время апартеида.
«Я ясно помню, что я показал Кэррингтону особенную важность финансовых обязательств Великобритании для урегулирования проблемы непропорционального владения землёй. Британское правительство согласилось выделить средства для выкупа белых ферм.
Далее Бота советует британскому правительству «не рубить с плеча», а идти путём переговоров. Он со всей прямотой добавляет, что «Прилюдно кричать на Мугабе... не значит убедить его изменить своё мнение. Он считает себя центром Вселенной, уважаемым и компетентным лидером. Он считает, что его преследуют другие колониальные власти за осуществление справедливой и разумной земельной политикой. И не он один так считает. Его популярность постоянно демонстрируют митинги африканских организаций».
На наш взгляд, всё ясно.
Основание для быстрой передачи земли и программа земельной реформы.
Июль 2000 – август 2002 гг.
Зимбабвийцы были ошеломлены письмом Клары Шорт, отказавшейся от всех британских обязательств по Ланкастерскому соглашению. Более того, оно не могло появиться в более неудачное время, поскольку его появление совпало с ростом нетерпения среди зимбабвийского крестьянства, испытывавшего недостаток земли. Чтобы оказать давление на правительство, крестьянство прибегло к вооружённым протестам и захватам земли. 11 августа 1997 г., в годовщину Дня Героев, состоялась вооружённая демонстрация у Земли Героев – последнего места отдыха выдающихся героев войны за независимость. Вслед за применением Программ структурного урегулирования в течение почти всего десятилетия 1990-х гг., на пике падения заработков, произошёл спад промышленности с 25% до 16% – спад, который ухудшил ситуацию в области занятости. Тем временем в борьбу активно включились ветераны войны, образовав в 1996-97 гг. Ассоциацию ветеранов войны. Земельный вопрос всё чаще спонтанно поднимался бедными и безземельными зимбабвийцами. Поскольку 8 миллионов из 13-миллионного населения страны проживали в сельскохозяйственных районах, в переполненных резервациях и землях племенного управления, правительство не могло без риска для себя игнорировать этот вопрос.
В июне 1998 г. произошёл беспрецендентный случай – крестьяне района Свосве захватили ферму Игава и поклялись удерживать её, пока не получат письменное обязательство правительства дать им землю. Инцидент в Свосве был только прелюдией к целой серии подобных захватов коммерческих ферм в Найамадлову в Матабелеленде, Ньямаджура в Маникаленде и Немамва в Масвинго. Хотя с большой неохотой крестьянам пришлось подчиниться правительству и освободить захваченные земли, грянул первый взрыв недовольства безземельного крестьянства. Правительство не могло игнорировать эти акции, вслед за которыми последовали новые.
Ответ британского правительства на определение Зимбабвийским правительством подлежащих изъятию около 1.500 ферм был предсказуемо враждебным. И он не мог быть иным, поскольку любая попытка исправить историческую несправедливость в распределении земли неминуемо задевала имущественные интересы и встречала яростное сопротивление белых землевладельцев, часть которых гордились в своей среде принадлежностью к Палате Лордов и британской политической элите, которые владели обширными землями в Зимбабве, не проживая на них. Только 4.500 белых фермеров и не проживающих на фермах землевладельцев владели таким же количеством земли, только более продуктивной и плодородной, как и 13 миллионов чёрного населения.
На действия зимбабвийского правительства империалистические круги ответили шквалом оскорблений, обвинений и угроз, обвиняя правительство Зимбабве в попрании прав человека и прав собственности, изображая жертвы злодеями, постоянно прилагали усилия к сохранению привилегий во имя прав человека, законности и справедливого правления. На эти империалистические истерики лучше всего ответил министр иностранных дел Зимбабве доктор И.С.Г.Муденге: «В то время как никто не протестовал против попрания прав человека и прав собственности коренного чёрного населения белыми колонистами, британские власти вдруг стали ярыми защитниками прав человека сейчас, когда исправляется несправедливость, оставшаяся от их колониального правления, и их родственники и друзья теряют колониальное наследство в виде привилегий для белых. Чёрное большинство, являющееся жертвами, изображается теперь негодяями».
Великобритания отметает все попытки прийти к соглашению.
Между тем правительство Зимбабве продолжало прилагать усилия для мирного решения земельного вопроса. Наконец оно созвало конференцию земельных жертвователей 9-11 сентября 1998 г. в Хараре.
В своей речи на торжественном открытии конференции президент Мугабе нарисовал реалистичную картину состояния дел на селе в Зимбабве, предупреждая: «Если мы отложим удовлетворение земельных нужд нашего народа, он возьмёт землю самостоятельно. Это уже случалось в прошлом и это может случиться вновь» (цитируется по Утете).
На конференции были представлены 48 стран, включая Великобританию, и несколько международных организаций, которые согласились с набором основополагающих принципов и основой для международной помощи Программе земельной реформы в Зимбабве. Жертвователи пообещали профинансировать Начальную фазу, которая должна была занять от 18 до 24 месяцев. За этим должна была последовать Фаза II аналогичного выкупа земель с помощью жертвователей и программы переселения.
Тем не менее, во многом по вине британской оппозиции, ни одно из обещаний финансовой поддержки, данных на этой конференции, не было исполнено. Умышленно используя тактику затягивания времени, Британия отказалась присоединиться к соглашению, предусматривавшему выработку условий для двухлетней Начальной фазы и отказалась от договорённости, достигнутой на Конференции жертвователей в Хараре. Великобритания использовала «захваты земли» в качестве предлога для отказа от поддержки программы земельной реформы. В действительности же серьёзные захваты начались в марте 2000 г.
Зимбабве сделала ещё две попытки решить этот вопрос с привлечением ООН и Содружества. По результатам встречи в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке президента Мугабе и Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в октябре того же года в Хараре была направлена Техническая миссия под эгидой Программы развития ООН (ПРООН). В итоге эта попытка закончилась провалом из-за тактики затягивания ПРООН, основной целью которой было добиться отмены правительством Зимбабве Программы быстрой передачи земли.
«В то время как никто не протестовал против попрания прав человека и прав собственности коренного чёрного населения белыми колонистами, британские власти вдруг стали ярыми защитниками прав человека сейчас, когда исправляется несправедливость, оставшаяся от их колониального правления, и их родственники и друзья теряют колониальное наследство в виде привилегий для белых. Чёрное большинство, являющееся жертвами, изображается теперь негодяями».
И.С.Г.Муденге, министр иностранных дел Зимбабве.
Также ничего не получилось из нигерийской инициативы, поскольку соглашение, составленное комитетом 9 министров иностранных дел Содружества на встрече в Абудже 6-7 сентября 2001 г., было сорвано отказом Великобритании в Абудже признать свои обязательства.
Тем временем, в феврале 2000 г. правительство организовало референдум по проекту Конституции, который в случае одобрения мог составить основу постепенного решения земельного вопроса. Но проект Конституции был отвергнут с большим перевесом стараниями оппозиции, вдохновляемой и финансируемой империалистами. Эта конституция провозглашала отсутствие компенсации за землю и выплаты только за её благоустройство.
Реформа быстрой передачи земли и программа переселения.
Встречая на каждом шагу противодействие объединённых сил империалистов и их марионеток в Зимбабве, от влиятельных белых коммерческих фермеров до ДДП (Движения за демократические перемены, партии, порождённой империалистами) и отклонение проекта Конституции, правительство Зимбабве не имело другого выхода, как принять радикальные меры к решению земельного вопроса, если оно хотело признавать цели освободительной борьбы.
Даже Конференция католиков Зимбабве ещё в 1989 г. постановила: «За владение землёй велась война и проливалась кровь. Долгий мир и процветание могут наступить только при справедливом распределении земли» (цитируется по «Воскресному зеркалу» Зимбабве, 27 октября – 2 ноября 2000 г.).
Правительство Зимбабве было поддержано на этом пути ветеранами войны, которые, осознавая, что империализм и его марионетки одержимы идеей срыва программы земельной реформы, и разочаровавшись в медленных законных действиях правительствах, взяли дело в свои руки и вместе с крестьянми, которые давно осуществляли попытки занять землю, двинулись на фермы белых землевладельцев.
Столкнувшись с этой реальностью, правительство могло только поддержать действия ветеранов войны и крестьянства или применить военную силу, чтобы остановить их и оказаться перед угрозой кровавого конфликта с прежними участниками. Последний вариант правительство с трудом могло даже представить, поскольку во главе полиции и армии стояли бывшие борцы за национальное освобождение. В конце концов, герои освободительной войны и широкие массы крестьянства не были виновны в измене, а всего лишь пытались исправить великую историческую несправедливость.
Ситуация требовала срочных действий правительства. К его чести, правительство Президента Мугабе ответило принятием Реформы быстрой передачи земель и Программой переселения (здесь и далее ПБП) для переселения зимбабвийского крестьянства, которое в течение целого столетия страдало от нехватки земли. ПБП началась 15 июля 2000 г.
Тот факт, что ПБП проводилась в рамках законности, не помешал группе решительно настроенных фермеров из СКФ обратиться в суды в последней отчаянной попытке предотвратить проведение земельной реформы.
Комментируя деятельность и высокомерное поведение этой крайне реакционной группы белых фермеров, действовавших под названием Справедливость в сельском хозяйстве (ССХ), Дэвид Хаслак заметил: «Но в действительности, как бы вы ни верили в силу закона, нет повода обращаться в суд и требовать того, чего вы не получите. Чаве Чимуренга велась не по закону и не в судах, это была революция и историческое право, которое отказалась признавать Клара Шорт» (цитируется по Муденге).
В свете упомянутых событий следует подчеркнуть, что основной силой, стоявшей за мерами по распределению земель, были безземельные крестьянские массы, которые начали кампанию – не правительство Зимбабве и не АНСЗ. Правительство только сделало попытку с помощью ПБП упорядочить этот процесс, определив критерии распределения и приобретения земель. Конечно, ни один революционный процесс не может быть упорядочен без нарушения правил и критериев, какими бы ни были организация и управление. Такова природа подобных исторических переворотов. Как говорил доктор Муденге, «Многочисленные контрольные ограничения (критерии), установленные правительством, были отброшены самим ходом событий и стали историей, что легко объясняется столетним ожиданием народа Зимбабве, также как и сопровождающее эмоциональное, даже сентиментальное отношение народа Зимбабве к земле, быть ей землёй национального суверенитета и гордости или колониальным наследством».
Правительство АНСЗ (ПФ), возглавившего победоносную освободительную войну, покрыло бы себя вечным позором, если бы оставило нерешённым земельный вопрос и позволило ничтожному меньшинству колонистов монополизировать землю Зимбабве. Можем ли мы упрекнуть правительство Зимбабве в том, что оно не провело эту земельную реформу много лет назад? Президент Мугабе прекрасно понимал значение земельного вопроса как ключа к решению остальных социальных, экономических и политических проблем Зимбабве. Обращаясь к собранию католиков в Хараре 30 июля 2001 г., он говорил по этому вопросу: «Как и в прошлом, основа конфликта в Зимбабве в наши дни – нерешённый вопрос о земле в масштабах страны. Он также основа мира и всех прав демократии, к которой мы стремимся. Его решение позволит нам уйти от модели двух наций, двух рас, которую мы унаследовали от колониализма. Оно создаст возможности для каждого и обеспечит права для большинства нашего народа, это действительный путь к подъёму нашей экономики. Поэтому земельная реформа находится в центре сегодняшней борьбы. Мы не можем смягчить нашу позицию, и надеемся, что церковь будет с нами в решении этого вопроса» (цитируется по Утете).
В рамках ПБП правительство проводило политику быстрого предписания к обязательному распределению не менее 5 миллионов гектаров земли для переселения, обеспечения основной инфраструктуры (скважины, колодцы, подъездные пути) и вспомогательных служб (сельскохозяйственная техника), создания вторичной инфраструктуры (школы, больницы, сельскохозяйственные ремонтные мастерские) и постоянного переселения во все части страны для закрепления равномерного и всеобъемлющего выполнения программы.
Изначально ПБП имела своей целью освобождение земель от перенаселения. В дальнейшем она включила в себя создание коммерческого сельскохозяйственного сектора коренного населения.
Идентификация.
В рамках ПБП обязательное распределение земель осуществлялось в соответствии с Актом о приобретении земель, распределению подлежали следующие категории земель:
1. Заброшенные и неиспользуемые земли.
2. Земли, принадлежащие нескольким владельцам.
3. Земли, принадлежащие иностранцам.
4. Земли, прилегающие к коммунальным районам проживания коренного населения.
Исключаемые категории.
1. Плантации, задействованные в крупном производстве чая, кофе, цитрусовых, сахарного тростника и т. п.
2. Агропромышленные хозяйства, задействованные в сложном производстве, обработке и/или продаже домашней птицы, говядины, молочных продуктов и семенного фонда.
3. Хозяйства, имеющие разрешения экспортной зоны (ЭЗ) и сертификаты Инвестиционного центра Зимбмбве (ИЦЗ).
4. Фермы, принадлежащие церкви и миссионерским организациям.
5. Фермы, относящиеся к проектам Содействия двусторонним инвестициям и Соглашения о защите.
Один человек – одна ферма.
В рамках ПБП правительство избрало политику один человек – одна ферма. В случае, если у владельца реквизировалась единственная ферма из-за её прилегания к коммунальному району проживания коренного населения, фермер получал участок в другом месте. Землевладельцам была также предложена возможность обмена земель, подлежащих обязательному распределению. Также, если землевладельцу принадлежала единственная ферма, размер которой превышал максимально допустимый, ему предлагалось передать соответствующие излишки государству.
Две модели.
В рамках ПБП использовались две модели переселения. Если модель A1 имела целью освободить коммунальные земли от перенаселённости, модель A2 преследовала цель создания класса чёрных коммерческих фермеров. Модель A1 осуществлялась в общих интересах безземельного крестьянства автономно для каждой деревни, в то время как модель A2 выделяла малые, средние и крупные коммерческие поселения.
В империалистической прессе и электронных СМИ провозглашалось, что огромные территории отбирали у белых колонистов и передавали приближённым Мугабе. Это совершенно не соответствует действительности. Целью коммерческого сектора было сохранение коммерческого земледелия, и вступить в коммерческое владение землёй мог любой чёрный зимбабвиец, прошедший жёсткие критерии соответствия. Как многие сторонники правительства получили землю по этой схеме, так и его оппоненты, включая Генерального секретаря ДДП Велшмена Нкубе. Некоторые привилегированные землевладельцы пытались обманом приобрести более одной фермы, но были разоблачены и вынуждены вернуть излишки земли государству. После доклада Утете два губернатора провинций были отправлены в отставку. Кауконде, Председатель бюджетно-финансового комитета и один из лидеров АНСЗ (ПФ), твёрдо заявил, что в Центральном Машоналенде не будет распределения земли по модели A2, пока не будет полностью завершено распределение по модели A1 по всей провинции.
Комитет Утете.
Правительство Зимбабве учредило Президентский земельный комитет под председательством доктора Чарльза Утете (Комитет Утете), который завершил свою работу и сделал выводы в августе 2003 г. После тщательного изучения этого доклада Президент Мугабе поручил Исполнительному земельному комитету надзор за своевременным исполнением рекомендаций Комитета Утете.
Комитет Утете сделал заключение, что к завершению ПБП в августе 2003 г. 2.652 ферм общей площадью 4.231.080 гектаров по всей стране были распределены между 127.192 хозяйствами по модели A1, в то время как 1.672 фермы общей площадью 2.198.814 гектаров были распределены между 7.260 претендентами.
Согласно схемам, представленным в докладе доктора Дж.М.М.Мейд на Конференции в Хараре 20-23 апреля 2004 года, организованной Отделом международных связей АСНЗ (ПФ) под названием «Освободительная борьба продолжается», с июля 2000 по март 2004 г. правительство распределило 11 миллионов гектаров для переселения 500.000 семей, 300.000 из которых уже переселились к моменту доклада – всё это при «жёстком сопротивлении англичан и европейцев при помощи местных белых землевладельцев».
Через 24 года после провозглашения независимости (апрель 1980 г. – апрель 2004 г.) 9.154 фермы колонистов общей площадью 17.403.232 гектара были выкуплены или изъяты в обязательном порядке правительством для целей переселения. Вся эта территория, за исключением 1.736 ферм общей площадью 3.554.534 гектаров, была перераспределена за период 2000-2004 гг.
В распоряжении Исполнительного земельного комитета имелось ещё 45.000 гектаров земли, изъятой у тех, кто сумел приобрести более одной фермы. Эта земля передавалась традиционным лидерам для дальнейшей разгрузки коммунальных районов, также как и тем, кто прошёл отбор по модели A2, но ещё не получил земли.
Все постройки по модели A1 переданы в собственность государства для использования в качестве школ, больниц и общественных центров. На фермах модели A2 инфраструктура принадлежит владельцам ферм при обязательстве с и стороны разрешать другим фермерам с этой же фермы пользоваться этой инфраструктурой на основе возмещения расходов.
Продолжение следует.

Перевод с английского М.Донченко


Рецензии