Улусы джучидов в 1242-1266 годах

Опубликовано в Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск 2. Казань. 2011. С. 46-63.

В данной статье автор хотел бы рассмотреть следующий вопрос:
Как менялась улусная система в улусе Джучи с 1242 по 1266 года включительно.
Для начала хотелось бы рассмотреть историографию вопроса:
Существуют разные мнения насчет административно-территориального деления улусов в Золотой орде.
1. Федоров-Давыдов Г.А. и Егоров В.Л., основываясь на сообщении Плано Карпини и дополнив его данными других источников, реконструировали членение Золотоордынского госу¬дарства в XIII в. на наиболее крупные улусы — владения:
1.1. Во время путешествия Плано Карпини в 1246 г. в самой восточной части Улуса Джучи, в верховьях Иртыша и оз. Ала-Куль, жил старший сын Джучи-Орда.
1.2. Область между реками Или и Сырдарьей, а также террито¬рия нынешнего Центрального и Северного Казахстана принад¬лежали Шейбану. После его смерти улусом управлял сын Баха¬дур. Очевидно, в годы его правления, в любом случае — в XIII в., область между Или и средним и нижним течением Сырдарьи с городами Отрар, Сыгнак, Дженд, Сайрам перешла в руки потом¬ков Орду и стала политическим центром их улуса.
1.3. Северный Хорезм с Ургенчем (Нижняя Амударья) состав¬лял особую территорию Улуса Джучи. Однако имена его первых владетелей неизвестны. При Узбек-хане там правил в качестве наместника золотоордынского хана великий эмир Кутлуг-Тимур, "сын тетки по матери" Узбек-хана.
1.4. Мангышлак, Хаджи-Тархан (Астрахань) и область асов на Северном Кавказе входили в состав владений Тука-Тимура, сына Джучи, и его потомков.
1.5. Вдоль левого берега р. Яика (Урал) располагался улус дру¬гого Джучида, имя которого неизвестно.
1.6. Земли по правому берегу Яика также составляли тогда от-дельный улус. Имя его правителя неизвестно.
1.7. Поволжские степи были территорией, составлявшей соб¬ственные кочевые владения правителей Улуса Джучи. При этом каждый царевич, провозглашенный ханом, сохранял в своих ру¬ках свой прежний улус.
1.8. При жизни Бату в степях Северного Кавказа, вдоль запад¬ного побережья Каспия до Железных Ворот, находились владе¬ния его брата Берке.
1.9. В степях между Волгой и Доном располагался улус стар¬шего сына Бату Сартака.
1.10. Имя первого владетеля Крыма неизвестно. В начале 60-х гг. XIII в., при правлении Берке, всем степным Крымом распоряжал¬ся Тук-Буга. По словам Махмуда ибн Вали, Менгу-Тимур в са¬мом начале своего правления пожаловал вилайет Крым и Кафу сыну Тука-Тимура Узан (Уран)-Тимуру.
1.11. Территория вдоль правого берега Дона составляла улус Картана, мужа сестры Бату.
1.12. Земли вдоль левобережья Дона, согласно Плано Карпи¬ни, занимал Мауци (родословная его неизвестна).
1.13. Земли к западу от Днепра в 1246 г. принадлежали Корен¬це. О его происхождении в известных источниках сведений нет. Плано Карпини лишь констатирует в своем отчете, что по поло¬жению Мауци "выше Коренцы".
1.14. Имя первого владетеля самого западного улуса, лежавше¬го за Днестром, неизвестно. В последней четверти XIII в. этой территорией владел царевич Ногай (Нокай), сын Татара, сына Бувала, седьмого сына Джучи от наложницы Карачин-хатун [2, 163-165], [6, 228-229].
Здесь стоит отметить те отождествления, которые существуют в современной литературе: Например, Коренцу (Куремса) большинство исследователей отождествляют с Курумиши, сыном Орда-эджена. С этим отождествлением можно вполне согласиться с указанием того, что, скорее всего, Курумиши получил свой улус на Западе после смерти одного из сыновей Джучи, которому до него принадлежал данный улус.
Мауци (Могучей) часть исследователей отождествляет с Бувалом, дедом Ногая, а часть исследователей отождествляет его с Муджи-Яя, сыном Чагатая. На самом деле, вероятность того, что Мауци был Муджи- Яя довольно низка, так как известно, что сын Муджи-Яя Некудер (Текудер) уходил в иранский поход с Чагатайского улуса, если бы его отец владел западными землями в улусе Джучи, то Некудер (Текудер) пришел вместе с войсками Тутара, Балакана, Кули. Таким образом, кроме созвучия имен Мауци и Муджи-Яя у сторонников данной версии нет никаких аргументов в пользу такого отождествления.
Отождествление Бувала и Мауци натыкается на несхожесть имен, при довольно близком совпадении месторасположения улусов Мауци и улуса Ногая, с учетом того, что улусы могли менять свои границы, как было сделано с улусом Берке, который был передан Сартаку или улусом Курумиши, который был передвинут, и на чье место пришел улус под руководством Бурундая кията.
2. Селезнев Ю.В.:
Стоит отметить карту улусов, предложенную Селезневым Ю.В.: в данной карте есть отличия, например Северо-Восток улуса Джучи, владения которым исследователи обычно приписывают Орда-эджену, Селезнев Ю.В. приписывает Сингкуму как самому младшему сыну Джучи, а владения Орда-эджена у Селезнева Ю.В. расположены южнее и на юге касаются Сырдарьи [21, 12]. Стоит напомнить, что упоминание Шингума как 14-ого сына у Рашид ад-Дина отнюдь не означает, что он был младшим. Также в Муизз ал Ансаб упомянуто гораздо большее количество сыновей Джучи, и если принять версию Григорьева А.П., что расстановка графических знаков в Муизз ал Ансаб свидетельствует о старшинстве, то окажется, что в Муизз ал Ансаб следующий список джучидов по старшинству: Орда, Бату, Берке, Хукаджи, Мухаммед, Бура, Чилаувун, Шингкум, Баракджар, Беркечар, Шибан, Тангут, Бувал, Шингкур, Чимпай, Удур, Тука-Тимур, Кувадур [12, 19б]. Так что интерпретация свидетельства Рашид ад-Дина о том, что Шингкум был младшим сыном Джучи и поэтому получил улус отца, имеет мало аргументов. Тут стоит также отметить мнение Иванова А.Н. о том, что расстановка детей Джучи по старшинству у Рашид ад-Дина нуждается в пересмотре [3, 105]   
Кроме того у Селезнева Ю.В. очень интересным выглядят границы и выделение улусов «Ишим» и «Тюмень». Безусловно, территории данных «улусов» относились к улусу Орда-эджена и принадлежать могли к улусам Карачара, Шингкума, Шингкура, Тука-Тимура.
3. Мустакимов И.А.
Довольно интересным с точки зрения деления Золотой Орды на улусы является сообщение из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, которое перевел Мустакимов И.А. согласно этому источнику Шибанидам принадлежали следующие улусы: Кара улак (Валахия), Джулат (на Кавказе), Кырк-Йер (Крым), Янгикент (на Сырдарье) и Кюйдай, а если также учесть имена четырех темников, которые были в подчинении у Шибана: Бурундай кият, Тукбуга тумен, Тайбуга буркут, дед (предок) Алибека кунграта, в Тумене Кюйдай было в основном племя сальджиут [13, 217]. Из них Бурундай известен нам как темник, чей улус был перемещен на место Куремсы (Курумиши) и который воевал с Даниилом Галицким в 1259-60 годах. Тукбуга же известен как правитель города Крым в 1262-63 годах. Также можно вспомнить тот факт, что кунграты были племенем из Кавказа. Согласно родовой легенде эмир Нангудай кунграт восходит к знаменитому нойону (или царевичу) Нукаю, чей сын Акхадай-бахадур якобы правил в странах «Булгар, Черкес и Казан», сыном этого эмира был Нангудай, правивший в начале черкесами, а потом прибывший к Узбек-хану и ставший у него амиром ал-умара [7, 154].
В последующей своей публикации Мустакимов И.А. отождествил Кюйдай из Таварихи Гузидайи Нусрат-наме с местностью Кукедей Йис-Буга из сообщений Утемыш-Хаджи и Абдал Гаффара Кырыми, из контекста сообщений данных авторов следует, что данная местность находилась в районе Западной Сибири или Северного Казахстана [14, 23].
4. Костюков В.П. на основе разных источников выдвигал некоторые дополнения к картам улусов джучидов:
Например, Костюков В.П. размещал улус Беркечара в Сузаке [9, 188].
Кроме того Костюков В.П. считал, что отрывок из послания Берке египетскому правителю позволит пролить свет на расстановку джучидов в Золотой Орде периода правления Берке.
5. На основе реконструкции Костюкова В.П. автор данных строк предложил свои интерпретации расстановки улусов джучидов в эпоху Берке:
Для понимания структуры улуса Джучи очень интересен пересказ Рукн ад-Дином Бейбарсом отрывка из письма Берке-хана египетскому султану, написанный 11 мая в местности Итиль:
«При них (послах Берке) было письмо от него, которое содержало поименование тех, кто из татарских домов принял ислам и вышел из толпы неверных, с подробным перечислением их по племенам и родам, (с указанием) отдельных лиц и ратей, младших и старших. Вступили, говорил он, в религию ислама наши старшие и младшие братья со своими детьми, сыновья Будакура со своими чадами и домочадцами, Пулад-Кукаджасу, Йаншанука и находящиеся на землях их Кудагу, Караджар, Танушбука, Ширамун, Бузбаку, Менгкадар со своими ратями и слугами, Беккадак-Байнал, Токузогул, Кутлук-Тимур, Аджи со своими детьми, Дурбай и десятитысячный отряд, который двинлся для набега в Хорасан» [4, 88-89]. Костюков В.П. считает, что данный фрагмент является перспективным источником, способным послужить уточнению имен глав джучидских кланов и их статусных позиций в начале 60-х годов 13 века. Костюков В.П. отождествляет сыновей Будакура с Кутлуг-Букой и Джочи-Букой, сыновьями Бахадура, причем он считает, что Бахадур погиб в Венгрии («Бахату»), игнорируя сообщение Абулгази о том, что Бахадур был утвержден в улусе Шибана после смерти Берке Менгу-Тимуром. В Караджаре он видит одноименного сына Удура, Ширамун у него идентифицируется с Ширамуном, вторым сыном Шингкура, Менгкадар идентифицируется с Мингкадаром, сыном Бувала, а Токузогул идентифицируется у него со вторым сыном Тангута [9, 187]. В принципе можно сказать, что обнаружение оригинала письма Берке (если это когда-либо произойдет) сможет нам дать более полный список сподвижников Берке, принявших ислам, а вышеперечисленные имена, по нашему мнению происходят из начал письма и могут реконструироваться как послание от Берке, огланов восточного и западного крыльев. По нашему мнению Будакур здесь является тем самым Будой, единоутробным братом Берке [12, 38], Пулад-Кукаджасу (Кукаджур) и Йаншунука идентифицируются с Кукджу и Йису-Бука, сыновьями другого единоутробного брата Берке (Беркечара). Улус Беркечара по мнению Костюкова В.П. находился в Сузаке. [9, 188].Упоминание их детей и отсутствие упоминаний Будакура и Беркечара настораживает, ведь мы знаем, что Беркечар, единоутробный брат Берке был жив еще и принимал участие в Таласском курултае 1269 года. Дальше отрывок «и находящиеся на землях их Кудагу, Караджар, Танушбука, Ширамун, Бузбаку» возможно в оригинале звучало как и находящиеся на землях Кудагу Караджар, Танушбука, Ширамун, Бузбаку. Таким образом, можно сказать, что данный отрывок говорит о джучидах, относящихся к Восточному крылу Улуса Джучи (улусы Орда-эджена, Удура, Шинкума, Шингкура, Тука-Тимура). Это подтверждается тем фактом, что Ширамун отождествляется с Ширамуном, наследником Шунгкура, Караджар с Карачаром, наследником Удура, сам Кудагу с шестым сыном Орды, Кутукуем, который является дедом для Кублюка, который оспаривал власть в улусе Орды, основываясь на том, что этим улусом правили его дед и отец. Таким образом, здесь среди пяти человек не идентифицируются два персонажа: Танушбука и Бузбаку. Можно предположить, что они оба были правителями улуса Тука-Тимура и улуса бездетного Шингума. После смерти Шингума его улус мог быть передан в удел любому джучиду. Отрывок  «Менгкадар со своими ратями и слугами, Беккадак-Байнал, Токузогул, Кутлук-Тимур, Аджи со своими детьми, Дурбай» скорее всего, относиться к правителям западных улусов Золотой Орды. Безусловно, можно согласиться с отождествлением Менгкадара со вторым сыном Бувала, а Токузогуза с сыном Тангута. Упоминание Мингкадара на первом месте с эпитетом вместе с ратями и слугами, скорее всего, является показателем статуса этого правителя. Мы считаем, что его положение в западном крыле Улуса Джучи было унаследовано от отца (Бувал-Мауци, который «выше Коренцы») и было таким же как и положение наследников Орда-эджена на Востоке. Аджи по нашему мнению является тем самым Абаджи, сыном Курмиши (которого также отождествляют с сыном Орда эджена), который впоследствии был соратником Ногая и был убит его детьми. Беккадак-Байнал можно отождествить с двумя сыновьями Шибана (Кадак и Байнал). Видимо они были из тех сыновей Шибана, которые были посланы на Запад Золотой Орды в вилаеты Корал согласно Абулгази. Резюмируя все выше сказанное, можно сказать, что у Шибанидов было три улуса в Западной части улуса Джучи (Валахия, Джулат, Крым) в эпоху Берке. При  Менгу-Тимуре Крым был передан Тука-Тимуриду Уран-Тимуру, так «сыновья Саин-хана вырвали царство из рук сыновей Шибан-хана». Если наше предположение верно, то Кадак, Байнал и Кутлук-Тимур (мы его отождествляем с Кутлук-Тимуром, сыном Саилкана, 9-ого сына Шибана) являются в 1263 году главами улусов Кара Улак (Валахия, самый западный улус Золотой Орды, западнее улуса Бувала), Крыма и Джулата. Данные шибаниды вполне могли получить улусы после смерти бездетных сыновей Джучи, таких как Чилаукун, Исан, Буру, Дукаджи, Мухаммед» [18, 166-168].
На данный момент хотелось бы отметить те моменты, по которым наша точка зрения изменилась:
Бузбаку и Тануш-Бука с земель Кудугу (сын Орды) отождествляется нами с Йису-Букой, братом Ширамуна и сыном Шинкура [Муизз, 43]. Видимо он получил свой улус после смерти бездетного Шингума, который приходился его отцу Шункуру единоутробным братом (сыновья Джучи от Кадиш) [12, 38]. Написание же Бузбаку было искажено при переписке (написание Й и Б в арабском алфавите схожи). С Тануш-Букой вопрос стоит сложнее: вполне можно предположить, что под Тануш-Букой имелся ввиду Тука-Тимур, таким образом, данное сообщение совпадало бы с сообщениями Рашид ад-Дина о восточном крыле улуса Джучи, но тут стоит учесть непохожесть имен Тануш-Бука и Тука-Тимур. В итоге можно выдвинуть две версии:
1. Тануш-Бука это искаженное при переписке Тука-Тимур
2. Тука-Тимур сменил свой улус в Восточном крыле улуса Джучи на улус в Центральной части улуса Джучи (Мангышлак или Хаджи-Тархан), таким образом, можно объяснить, как улус Тука-Тимура, который некоторые авторы помещают на Мангышлак относился к восточному крылу улуса Джучи, в то время как восточные по отношению к нему улусы Берке и Беркечара не относились к восточному крылу улуса Джучи. Скорее всего, улус Тука-Тимура был перемещен в Центральную часть улуса Джучи, а на его место был передвинут улус другого джучида (Тануш-Бука), как это было в случае с Берке и Сартаком.
Согласно Утемыш-хаджи Берке до смерти Бату жил в Сыгнаке у шейха Базархи. Вполне возможно, что Сыгнак и прилежащие к нему кочевья относились к новому улусу Берке, который он получил взамен Кавказского улуса, переданного Сартаку. Данное событие косвенно подтверждается сообщениями о смерти Сартака, в котором указано то, что улус Берке и Беркечара (где умер Сартак) были соседними. Данное косвенное свидетельство подтверждается и географией: Сузак и Сыгнак расположены очень близко друг к другу.
Также хотелось высказаться по поводу локализации улуса Кугедей Йасбука. По нашему мнению этот улус изначально входил в восточное крыло улуса Джучи и принадлежал бездетному Шингуму, потом был передан Йису-Буке (отсюда приставка Йисбуга), сыну Шинкура, а позже при невыясненных обстоятельствах оказался в руках Шибанидов. По нашему мнению Кугедей находился на территории местности Кокшетау в Северном Казахстане и Кугедей имеет такую же этимологию, как и современное казахское написание Кокшетау (Синегорье).
Говоря о Мауци можно выдвинуть новые версии его отождествления с известными нам джучидами.
Помимо Бувала на роль Мауци могут претендовать двое бездетных сыновей Джучи:
Мухаммед, единоутробный брат Бату. Как известно часто у кочевников мусульманские имена трансформировались до неузнаваемости, например у казахов имя Мухаммед звучало и как Мамбет и как Махамбет. Здесь стоит отметить, что Мауци или Могучей был вторым именем какого-то джучида, как например Саин-хан у Бату.
Также стоит обратить внимание на другого сына Джучи со схожим именем. В Таварихи Гузидайи Нусрат-наме он назван как Дукаджи [5, 433], а в Муизз ал Ансаб он назван как Хукаджи [12, 42].
Вполне возможно, что в оригинале его имя звучало как Мукаджи, что вполне схоже с искаженными произношениями Мауци и Могучей. На данный момент эта версия, по мнению автора, наиболее проста с точки зрения трансформации имени.
Также хотелось бы обратить внимание на личность Скатая: Вильгельм Рубрук, совершивший путешествие в Монгольскую империю в 1253-1255 годах писал: «Именно в этой области был один родственник Бату, начальник по имени Скатай, которому господин константинопольский (Бодуэн II) посылал письмо с просьбой чтобы тот позволил мне проехать» [15, 323]. Здесь стоит отметить, что Скатай исходя из того, что его знал император Латинской империи не был простым военачальником, а был скорее всего одним из владельцев улуса. По нашему мнению Скатаем являлся Сартактай, сын Орда-эджена, чей сын Коничи, впоследствии правил в улусе Орды на востоке. Вполне возможно, что его сын переехал на Восток и стал править в улусе Джучи, прервав правление династийной ветви (Кутукуй, Тимур-Бука, Кублюк), что отразилось в смуте во времена его сына Баяна против исконной ветви Ордуидов (Кублюк), правившей в улусе Джучи со времен Берке.
 Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале статьи стоит рассмотреть те условия, в которых были созданы улусы джучидов в Золотой Орде. В данном случае мы под этим явлением подразумеваем не тот начальный период раздела владений Джучи между Бату и Орда-эдженом, после смерти Джучи, а ситуация перераспределения и выделения новых улусов среди детей Джучи после Западного похода. Безусловно, первый раздел улуса Джучи имел большое значение, но, как мы считаем, второй раздел владений джучидов оказал огромное влияние на последующую историю Золотой Орды.
Второй раздел улусов в Золотой орде производил Бату после Западного похода в условиях отсутствия центральной власти, Угедей умер, а новый хан еще не был избран. Вероятность избрания Гуюка была высока, и это четко осознавал Бату. Его задачей после Западного похода стала административная реформа, которая могла обеспечить его военными ресурсами в возможной конфронтации с еще не избранным Гуюком. Данная ситуация стала причинной того, что Бату прекратил геноцид кипчаков и стал их активно привлекать в Улус Джучи с целью пополнить свои военные силы. У Бату после возвращения из Западного похода после отхода войск Чагатаидов, Угедеидов и Толуидов у Бату могла остаться максимум армия в 30-40 тысяч человек (остатки 3 туменов из войск тама, посланных в 1228-1229 годах и войск улуса Джучи, выделенных при Чингиз-хане), причем часть из них могла повиноваться Орда-эджену. Если бы Бату разделил войска между различных темниками и нойонами, то вероятность того, что они сохранят верность Бату была не столь высока. Так как в возможном конфликте между законно избранным каганом и одним из его родственников, большинство высказалось бы за кагана, чье правление было освещено именем и харизмой Чингиз-хана. Поэтому единственным выходом Бату было распределение войск среди родных братьев. Кровное родство хоть как то гарантировала определенную верность. Предположения о малом количестве войск у Бату подтверждается следующим известием:
Как известно из сообщения Иоанна Плано де Карпини Гуюк собирал 3 из 10 воинов для похода на Европу [15, 270]. Скорее всего, Гуюк собирал войско не для похода на Европу, а для похода на непокорного Бату, у которого были все аргументы, для того чтобы опасаться оскорбленного им когда-то Гуюка. Как мы можем предположить, такое небольшое войско (30 % от действующей армии) вкупе с потенциальной поддержкой Орда-эджена и возможно некоторых других сыновей Джучи, а также легитимность Гуюка как общемонгольского кагана, оставляло очень мало шансов для армии Бату, которая, скорее всего, была меньше армии Гуюка. В противном случае Гуюк набрал бы большее количество воинов, чтобы превосходить численностью армию Бату. Можно примерно предположить, какое количество армии было у Гуюка. Сбор воинов, скорее всего, происходил во всех улусах, кроме улуса Джучи и войск тама в Иране и Кашмире.
Безусловно, после своего прихода обратно в улус Джучи Бату делал все, чтобы укрепить свою власть и увеличить людские ресурсы у себя в улусе. Можно согласиться с точкой зрения Костюкова В.П., что именно Бату прекратил истребление кипчаков и стал их активно приглашать к себе в улус. Но за 4-5 лет активной политики Бату по привлечению кипчаков обратно в Дешти-Кипчак Бату не смог получить большое прибавление в численности войск. Смерть Гуюка спасла Бату.
После смерти Гуюка с одной стороны у Бату появился определенный легитимный авторитет (ака), а с другой стороны у него появилось дополнительное время для реорганизации улуса Джучи и увеличения численности подвластных ему людей. Страх и ужас, которые посеяли монголы среди своих новых соседей, избавили Бату от конфликтов с соседями, что позволило ему сконцентрироваться на административной работе в своем улусе.
Согласно Абулгази Шибан имел в подчинении 15 тысяч семейств, Орда-эджен всего 10 тысяч. То есть численность улуса была в этом районе. Согласно Симону де Сент-Квентину: «у Батота есть оказывается 18 баронов-братьев, каждый из которых имеет 10 тысяч или менее воинов в своем подчинении» [16, 155]. Число 19 уделов сыновей Джучи также встречается в Чингиз-наме Утемиша-хаджи, когда Узбек отобрал улусы у потомков 16 сыновей Джучи, но при этом не пострадали Батуиды, Ордуиды, Шибаниды.
Согласно Винсенту из Бове «в войске этого Батота всего 600 тысяч, а именно 160 тысяч татар и 440 тысяч христиан и прочих, то есть безбожников» [16, 161]. Почекаев Р.Ю. считает, что данное сообщение говорит не о численности войска Бату, а об административном делении, где было около 60 административных областей (туменов) [16, 162].
Безусловно, было различие между нормами призыва среди кочевых и оседлых народов, что мы демонстрировали в предыдущей статье [19, 65]. Оседлые жители при необходимости призывались по норме один мужчина на 10 мужчин призывного возраста и зачастую они играли вспомогательную роль в военных кампаниях, в то же время кочевые жители призывались почти полностью за исключением единственного мужчины в семье.
По нашему мнению тумен, о котором говорил Винсент из Бове, был тьмой, известной из разных источников. Вернадский Г.В. писал: «Таким образом, мы приходим к тому, что до Тохтамыша в Восточной Руси было 27 тем (в Великом княжестве Владимирском - 15 тем; Рязанском - две; Нижегородском и Тверском - по пять). Включая 16 тем в Западной Руси, общее число составит цифру 43. Допустив, что в среднем на тьму приходилось 200 000 человек, общее население во всех русских тьмах к 1275 г. составляло примерно 8 600 000 человек» [1, 425]. Здесь можно не согласиться с его оценкой численности одной тьмы, по нашему мнению численность одной тьмы было 10 тысяч совершеннолетних мужчин, без учета женщин, стариков и детей.
Конечно, во времена Бату Русь не была представлена 43 тьмами, скорее всего, их было меньше на треть.
В то же время у Бату получается было всего около 16 туменов кочевников, из которых монголов было не более 3-4 туменов, таким образом оценить влияние монгол на этногенез пост-ордынских государств и народов как 20-25%. Остальные были вернувшимися кипчаками, а также представителями других этносов.
Таким образом, можно сказать, что данные цифры 160 тысяч кочевников и 440 тысяч христиан, мусульман и язычников, отображают мобилизационные возможности Бату, то есть в подчинении у Джучи было около 160 тысяч кочевников, разделенных на 19 улусов братьев Бату (у кого был тумен, у кого ниже), плюс подчиненные народы в случае надобности обязаны были предоставлять воинские контингенты. В итоге кочевое население улуса Джучи при Бату было равно примерно 800 тысячам (воины составляли одну пятую часть населения в классическом соотношении), что подтверждается оценками Исхакова Д.М. и Измайлова И.Л., которые оценивали численность населения от 600 до 800 тысяч [7, 166].
Цифра численности армии улуса Джучи в 160 тысяч воинов косвенно подтверждается данными из иранского похода Хулагу.
Согласно источникам в поход шли два человека из десяти. Из улуса Джучи пришли три тумена [10, 59-60], что, согласно Костюкову В.П. говорит о том, что всего войско улуса Джучи составляло около 150 тысяч человек (30000*5) [10, 60], что очень близко к оценке Винсента из Бове.
Таким образом, на основе всего вышеперечисленного можно утверждать, что в эпоху Бату улус Джучи был поделен на 19 улусов, в каждом из которых проживало около тумена войска. Данное разделение стало следствием той политики, которую проводил Бату в период конфронтации с Гуюком. Именно это разделение на 19 улусов стало одним из основных факторов развития улуса Джучи.
Первые изменения в системе улусов не заставили себя ждать. Берке, который согласно мнению Костюкова В.П. препятствовал проведению Иранского похода, был перемещен с Северного Кавказа в Сыгнак. Его улус достался Сартаку. Данный улус по нашему мнению включал в себя как сам Дербенд так и Джулат (Дедяков) [11, 160]. Уже после смерти Сартака сюда правителем был назначен один из Шибанидов, согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме.
Второе изменение улусов надо связывать с деятельностью Боракчин, регентши при Улагчи. Именно при Улагчи произошла замена Куремсы на Бурундая. Скорее всего, тогда же произошло выделение улусов детям Шибана Кадаку, Байналу и Кутлук-Тимуру (сын Саилкана, сына Шибана): Кара Улак формально был выделен одному из сыновей Шибана, при котором беклярбеком становился Бурундай кият. Другой малолетний сын Шибана получил в управление Крым, при нем беклярбеком становился Тук-Буга тумен. А в улусе Джулат беклярбеком стал эмир из рода кунграт. Данное действие можно связать со следующим фактором:
1. Центральное правительство Монгольской империи целенаправленно проводило политику назначения малолетних правителей с регентшами (Боракчин и Улагчи, Уркана и Мубарак-шах) с целью снижения сепаратизма. Столь юный правитель никак не мог проводить серьезную политику по укреплению самостоятельности своих владений, а регентша, которая никаких прав на престол не имела, всегда была зависима от центральной власти. К тому же, как мы видим, позже большинство джучидов резко отрицательно отнеслись к Боракчин во время ее попытки стать снова регентом уже при Туда-Менгу.
2. По нашему мнению Боракчин, которая увидела все плюсы такой политики, решила практиковать такую же политику уже на уровне улуса Джучи. Она назначила в три улуса (Кара-Улак, Джулат, Крым) малолетних сыновей и внука Шибана, приставив к ним трех эмиров, которые на месте проводили политику центрального правительства. Причем они были настолько заметны, что официальные лица не фиксировали имен юридических правителей улуса (малолетние сыновья и внук Шибана), а фиксировали имена реальных правителей, таким образом, в истории сохранились имена Бурундая и Тукбуги (правитель Крыма). Кроме того в Западной части улуса Джучи произошли перестановки улус Бурундая, которому формально выделили улус Кара улак, занял место улуса Курумиши, а улус Кара улак (со столицей в Исакчи), по нашему мнению занял улус Бувала, чьим правителем уже тогда мог быть Мингкадар, который упоминается в письме Берке 1263 года.
При Берке по нашему мнению произошло только одно перераспределение, точнее создание нового улуса: на защиту Дербента каждый улус выделил войска, составившие тумен войск-тама, который поручили возглавить Тама-Токте.
Уже при Менгу-Тимуре произошло новое распределение улусов:
При  Менгу-Тимуре Крым был передан Тука-Тимуриду Уран-Тимуру, а сам улус Шибана был передан Бахадуру, сыну Шибана [8, 191], так «сыновья Саин-хана вырвали царство из рук сыновей Шибан-хана» [4, 384].
Под 1266 годом (год воцарения Менгу-Тимура) в русских летописях упомянут факт мятежа [17, 35]. Видимо между Шибанидами и Менгу-Тимуром произошли военные столкновения, в результате которых Менгу-Тимур отобрал Крым и передал его Уран-Тимуру, а в самом улусе Шибана передал власть Шибан6иду, который в мятеже мог выступить на его стороне. Также интересно известие китайских источников о том, что Тука-Тимур при Менгу-Тимуре получил в управление Крым и Киев [22, 212]. Скорее всего, здесь присутствует ошибка и неправильное прочтение географического термина. Вместо Киев по нашему мнению в той летописи мог фигурировать город Каффа. Никаких других данных о принадлежности Киева Тука-Тимуру мы не встречаем, ни в русских, ни в восточных летописях.
Из некоторых источников мы знаем, что вилайет асов был пожалован Тука-Тимуру [8, 188]. Скорее всего, под вилайетом асов стоит понимать улус Джулат, скорее всего Менгу-Тимур отобрал данный улус у Шибанида в 1266 году и передал его одному из Тука-Тимуридов или самому Тука-Тимуру.
Крым же по нашему мнению и дальше принадлежал семье Тука-Тимура до реформ Узбек-хана, который лишил большинство джучидов своих улусов. По нашему мнению в период борьбы Ногая и Токты Крымом управлял Ачик, сын Уран-Тимура. В летописи Рукн ад-Дина Байбарса он фигурирует как один из сторонников Ногая под именем Ашик [4, 100].
Также хотелось привести пару свидетельств в пользу локализации улуса Чимпая. Как известно Чимпай умер довольно поздно, во времена правления Тохты [5, 108]. Яку, преемник Чимпая в его улусе был убит Тохтаем, через два года после начала правления [5, 108], позже Тохта казнил и приемника Яку Таджу [5, 434]
Ильбасар, наследник Тохты, получил удел на Яике [4, 106], получив в удел, по нашему мнению, бывший улус Чимпая, правители которого Яку и его сын Таджу, были союзниками Ногая в его борьбе с Тохтой. Кроме того, видимо, после казни Тайджу (Такаджу) его жены с детьми отошли к Бурлюку, брату Тохты, что объясняет «двойное отцовство» царевны Тулунбай, которую называли то дочерью Бурлюка [4, 361], то дочерью Такаджу, сына Хинду, сына Теку [4, 363] (здесь Теку (Яку) и Хинду перепутаны местами).
Таким образом, если подвести итоги статьи, то мы можем привести список улусов Золотой Орды и возможный перечень правителей в ней.
В Восточное крыло входили улусы Орда-эджена, Шингума, Шинкура, Удура, Тука-Тимура. Скорее всего, Тука-Тимур позже сменил территорию своего улуса, получив вместо улуса в Восточном крыле улус в Мангышлаке.
1. Улус Орда-эджена, находившийся в верховьях Иртыша и около озера Алаколь. Наследником Орда-эджена первоначально стал Кунг-Кыран [5, 99], а позже его место унаследовал Кутуку, который в последствии передал улус своему сыну Тимур-Буке, что сделало притязания его внука Кублюка более легитимными.
2. Улус Удура. В улусе Удура власть унаследовал его сын Карачар
3. В улусе Шинкура власть унаследовал его сын Ширемун.
4. Другой сын Шинкура Йису-Бука унаследовал от Шингума улус Кугедей, который предположительно отождествляется с местностью Кокшетау (Синегорье) на Севере Казахстана.
5. На месте улуса Тука-Тимура правил неизвестный нам джучид по имени Тануш-Бука.
6. В Западной части улуса Джучи улус Мауци (которого мы отождествляем либо с Мухаммедом, единоутробным братом Бату, либо Хукаджи-Дукаджи, который в оригинале мог носить имя Мукаджи) перешел после его смерти одному из малолетних Шибанидов. Данный улус фактически находился под управлением Бурундая кията.
7. Улус Крым принадлежал одному из сыновей Джучи и после его смерти был передан одному из Шибанидов, при котором реальным правителем Крыма стал Тукбуга тумен. После 1266 года Менгу-Тимур передал данный улус Уран-Тимуру, сыну Тука-Тимура.
8. Также вполне возможно, что Джулат (мы считаем, что Джулат и вилайет ас это один и тот же улус) входил в состав Западного крыла улуса Джучи. Первоначально, его правителем был Берке, позже на его месте оказался Сартак. После смерти Сартака этот улус был передан одному из Шибанидов, при котором эмиром был кунгратский бек. После 1266 года Менгу-Тимур передал данный улус Тука-Тимуриду.
В общем, мы не можем точно знать кому из трех Шибанидов (Кадак и Байнал дети Шибана и Кутлук-Тимур, сын Саилкана, сына Шибана) принадлежал какой улус (Кара-улак, Джулат, Крым), но в факте самой передачи данных улусов Шибанидам мы не сомневаемся.
9. Улус Курумиши (Куремсы) достался ему после смерти одного из неизвестных сыновей Джучи, предположительно Исана, единоутробного брата Орда-эджена [20, 109]. После смерти Курумиши его улус на время перешел Скатаю, которого мы отождествляем с Сартактаем, братом Курумиши. А после Скатая его улус вернулся обратно в руки детей Курумиши, из которых Абаджи упомянут как Аджи в письме Берке 1263 года.
10. Улус Бувала во времена Берке возглавлял Мингкадар, вполне возможно, что после его смерти его место занял Ногай, который приходился племянником Мингкадару.
11. Улус Тангута, скорее всего после его смерти перешел к его сыну Токузу, который упомянут в письме Берке 1263 года.
12. Какой улус возглавлял Дурбай, известный из письма Берке 1263 года неизвестно. Но как следует из нашей интерпретации письма, его улус находился в Западной части Золотой Орды.
13. Также вскоре после столкновения с Хулагу был образован новый улус Дербент, руководил которым Тама-Токта.
Самая большая проблема начинается при попытке идентификации улусов в центральной части Золотой Орды.
14. Улус Бату. Находился на Волге.
15. Улус Сартака (до передачи Северного Кавказа) находился между Волгой и Доном, после его смерти он перешел к другим джучидам. Видимо Сартак его унаследовал после смерти одного из бездетных сыновей Джучи.
16. Улус Шибана. Он довольно хорошо описан у Абулгази, занимал Центральный Казахстан, севернее Арала, скорее всего, его столицей был Янгикент, упомянутый как название улуса в Таварихи Гузидайи Нусрат-наме.
17. Улус Чимпая. По нашему мнению он находился на реке Урал. После смерти Чимпая он сначала перешел на два года к его внуку Яку, который был убит Тохтой, а позже к сыну Яку Тайджу, который также был убит Тохтой, после чего данный улус перешел в управление к Ильбасару, сыну Тохты.
18. Улус Берке в Сыгнаке.
19. Улус Беркечара в Сузаке.
20. Мангышлак. Первоначально видимо не принадлежал Тука-Тимуру но был передан ему позже.
21. Хаджи-Тархан, согласно некоторым источникам он был передан «согласно воле Бату» потомкам Тука-Тимура [8, 188-189]. Скорее всего, это произошло при Нумкане, который получил этот улус и в честь которого он стал называться Номонганов улус.
Также довольно трудно определить, кому принадлежали следующие владения:
22. Хорезм.
23. Булгар.
На роль бездетных джучидов, чьи улусы стали переходить в собственность их племянниках (сыновьям их братьев) подходят бездетные согласно письменным источникам Мукаджи (Хукаджи-Дукаджи?), Баракджар (не путать с Беркечаром), Чилаун (единоутробный брат Шибана), Исан (единоутробный брат Орда-эджена), Шингум (единоутробный брат Шинкура), Берке, Кудавур, Мухаммед (единоутробный брат Бату), Буру (Бора) (единоутробный брат Чимпая) [20, 109]. Улус же Буды, единоутробного брата Берке и Беркечара, известного в письме Берке 1263 года как Будакур, не локализован нами.
Безусловна данная классификация улусов в Золотой Орде условна и опирается на все известные на данный момент письменные источники. Вполне возможно с обнаружением новых письменных источников мы сможем более точно локализовать улусы разных Джучидов.

Список Использованной литературы:

1. Вернадский Г.В. «Монголы и Русь». Тверь; ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1997. 480 с.
2. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. Москва. Книжный Дом Либраком. 2009. 248 с.
3. Иванов А.Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 103-107.
4. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
5. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
6. История Казахстана и Центральной Азии. Алматы. Дайк-Пресс. 2001. 616 с.
7. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
8. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А. 1992. 380 с.
9. Костюков В.П. «Улус Джучи и синдром федерализма»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. - 2007. - №1. C.169-207.
10. Костюков В.П. «Железные псы Батуидов»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. - 2008. - №1. C.42-96.
11. Нарожный Е.Н. Русско-ордынский поход против «славного ясского города Дедякова» в контексте политической обстановки на Северном Кавказе//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 154-162.
12. Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. 672 с.
13. Мустакимов И.А. «Владения Шибани Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме»//Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань. 2009. С.214-232.
14. Мустакимов И.А. «Владения Шибана и Шибанидов в 13-15 веках по данным некоторых арабографичных источников»//Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 2 Институт истории АН РТ Казань: Ихлас, 2010г. С. 21-32.
15. Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды. От выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань. 2008 г. 480 c.
16. Почекаев Р.Ю. «Батый, хан который не стал ханом». М. АСТ. 2006. 350 с.
17. Почекаев Р.Ю. «Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды». Евразия. 2010. 408 с.
18. Сабитов Ж.М. «Берке и его правление в Золотой Орде»// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164-169
19. Сабитов Ж.М. «О численности монгольской армии в Западном походе (1235-1242)»//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск. 2010. №1. С.55-73.
20. Сабитов Ж.М. «Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии джучидов» //Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С.108-116.
21. Селезнев Ю.В. «Элита Золотой Орды». Казань. Издательство Фэн АН РТ. 2009. 232 с.
22. Чхао Чху Ченг «Китайские источники по истории Золотой Орды (на материале перевода книги «Синь Юань ши»)» //Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 209-213.


Рецензии