Башкирские ханы Бачман и Тура

Опубликовано в Сибирский сборник. Выпуск 1. Казань. 2011. С. 63-69

Проблема исторического существования башкирских ханов в целом  уже не раз становилась объектом научного изучения. Помимо разных письменных источников о существовании разных ханов ханов, есть также найденные могилы других ханов: Байджуры-хана около города Уфы, Тугаш-хана, Дауд-хана и Килик-хана в районе устья реки Ик, а также могила хана Асана около села Чокорлы в Татышлинском районе Башкортостана [9, 64]
По нашему мнению, вполне возможно, что могила Килик-хана принадлежит известному из письменных источников золотоордынскому хану Менгу-Тимуру, который в ряде источников назван как Келек-хан [2, 393]. А могила Тугаш-хана могла принадлежать его отцу Тугану, сыну Бату (который ханом не являлся, что является аргументом против такого отождествления). С другой стороны близкое место захоронения может свидетельствовать о том, что данные люди являлись близкими родственниками, что подтверждается генеалогией Келек-хана.
Для того чтобы понять, какие ханы были у башкир и когда они жили, стоит провести обзор источников по данной теме. Здесь можно в первую очередь вспомнить о хане Бачмане. Данные о Бачмане можно встретить не только в башкирских шежере:
1. Генеалогия арских князей. Согласно этим данным у Карабека, основателя династии арских князей была следующая генеалогия: Карабек, сын Кандарбека, сына Калдарбека, сына Балым-султана, сына Бачман-султана (хана) [3, 96]. Ахметзянов М.И. еще в 1981 году выдвинул идею, что тем Бачманом был кипчак Бачман, убитый Мунке во время западного похода монгол. В генеалогии Исхаков Д.М. дает хронологию жизни Карабека (конец 14-начало 15 века). Сейтяк-бек, правнук Карабека (сын Алсуфи, сына Гали-бека, сына Карабека) жил в 1493-1553 (или 1508-1548). Бачман – предок Сейтяка в седьмом колене. Если принять две цифры (20 и 30 лет) как интервальные значения для поколения в семье Карабека, то временем  окажется, что данный Бачман родился между 1283-1297 (поколение=30 годам) и 1353-1368 годами (поколение=20 лет), то есть в среднем (поколение=25 лет) он мог родиться в 1318-1333 годах. Если же предположить, что Карабек потомок Бачмана кипчака, то в среднем на одно поколение придется около 39-41 года, что теоретически вполне возможно. Но здесь стоит упомянуть, что кроме идентичных имен, нет больше серьезных аргументов в пользу отождествления двух Бачманов. Как известно, монголы всегда старались уничтожать аристократию покоренных кочевых народов, и вряд ли кажется возможным то, что потомки Бачмана кипчака не только сохранили жизнь но и смогли сохранить свой социальный статус. Кроме того титулы султан и хан, могут свидетельствовать, что Бачман и его сын Балым были чингизидами. Кроме того Ахметзянов М.И. утверждает, что данный Бачман был упомянут в Дафтари Чингиз-наме «Актюба есть юрт Бачмана», кроме того Карабек жил в «улусе Камбар-хана» [3, 30]. В генеалогии Карабека даны и предки Бачмана: Бачман, сын Габдерахман-султана, сына Бирде-султана, сына Элвер-султана, сына Габделгазиз-султана, сына Гыйффэт-султана, сына Сократ (Сенкорат) хакима [3, 95]
2. Таварихи Гузидайи Нусрат-наме.
В данном сочинении присутствует Баджман-оглан, потомок Чимпая, сына Джучи (генеалогия к Чимпаю отсутствует). Там упомянуты два его сына Ак-кочкар и Байрам-ходжа и другие потомки вплоть до правнуков и праправнуков [2, 434]. Согласно нашей точке зрения, сформулированной еще в 2009 году, источником информации по генеалогии данного клана был Хусейн, сын Ак-кочкара, известный как Хасан из куйуна Чимбай (потомок Чимпая, сына Джучи) [6, 113]. Данный Хасан был сподвижником Абулхаир-хана и участвовал в почти всех его походах (в походе на Хорезм он отсутствовал). Таким образом, здесь можно предположить, что Хасан был современником Абулхаир-хана, и его дед Бачман, потомок Чимбая, родился всего на два поколения раньше (середина-вторая половина 14 века).
3. Башкирские шежере
3.1. История Кидряса Мулакаева, записанная в середине 18 века.
Согласно истории Кидряса Мулакаева «ногайский хан Бачман», оставив прежнее свое жительство, со своей Ордой в 17 тысяч кибиток прикочевал к Яику и в шести верстах от Оренбурга, основал город Актюба (белый стан), брат Бачмана Тюра-хан жил на территории современной Уфы. Они оба были убиты ногайским Алтакар-мурзой, а позже Алтакар был убит Акназаром (казахский царевич) [5, 181-182]. Чулошников А.П., а вслед за ним Усманов А.Н., Мажитов Н.А. и Султанова А.Н. датировали данный конфликт концом 15 - началом 16 века [8, 17]. Общепринятым на данный момент является отождествление Алтакара и Алчагира, сына Мусы. Трепавлов В.В. датирует данный конфликт началом 16 века [8, 17]. Ставка Бачмана находилась у устья реки Сакмара.
3.2. Шежере Шагали Шакмана называет Бачмана как прадеда Шагали Шакмана, предводителя тамьянских башкир второй половины 16 века [9, 83]. То есть согласно этому шежере Бачман мог жить во второй половине 15 - начале 16 века, что согласуется с историей Кидряса Мулакаева.
3.3. Факихтар языуы.
В данной рукописи описываются взаимоотношения Касим-хана, жившего в устье реки Сакмара и казанского Мырзабек-хана [9, 84].
3.4. Карагай-кипчакское шежере
В карагай-кипчакском шежере упомянут первопредок Лукман Хаким, внуком которого является Исмагил-хан. Приемником Исмагила был его сын Алмай-султан, а после него правил Кузы-султан, после него Бускун-бий, после него Булат. Сын Булата Бабсак был убит бурзянцем Каракулумбетом, а жена Бабсака ушла в юрт своего отца Тура-хана, сын Бабасака Кусяк. [9, 133].
Здесь стоит отметить совпадение имен хана и султана в этом шежере и шежере Юрматы-бия: «Родоначальник рода был потомок шибанидов Аеры Калбак. Его сын Абужай-хан, его сын Исмаил-хан, его сын Алмалы, его сын Юрматы-би, его сын Юрми-би, его сын Гали-би, его сын Алеем Аккучкар» [1, 36]
Мы уже ранее высказывали точку зрения, что Исмаил, правивший Башкирией являлся сыном ногайского хана Абака (Абогай, Абужай), сына Ядигера [7].
Кроме того, можно предположить, что в данном шежере были смешаны события из этого шежере с преданием Кусяк-бий. Вполне возможно, что данное предание было древнее, чем сведения о Исмаил-хане: исторические сведения об Исмаиле касаются середины 15 века, в то время как гипотетический Тура-хан жил раньше.
3.5. Эпос Кусяк-бий. Согласно этому преданию карагай-кипчак Бабсак и бурзянец Каракелимбет были советниками Масем-хана, Каракелимбет убит Бабсака и забрал к себе беременную жену Бабсака, у которой спустя некоторое время рождается Кусяк. Узнав правду об отце, Кусяк желает отомстить Каракелимбету и идет к деду со стороны матери Тура-хану, который дает ему войско, когда Кусяк подрастает. Кусяк-бий побеждает Кара-келимбета. В другом варианте эпоса имя дочери Тура-хана Булябика [9, 134].
3.6. «Тура-хан» и Усерган Таварихы.
Тура-хан. На реке Агидель известна гора (под названием) Тура-таг. Это место его ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сын был Кусем-хан. В те времена в Сарайчике было сражение с Бурак-ханом, т.е. происходили битвы из-за земли и воды. После Кусем-хан отправил своего младшего брата Бирдебека с сильным войском с северной стороны. Бурак с правой стороны отправил Мансура. Затем с двух сторон противостояли (друг другу), готовились к битве. Ведя переговоры, заключили соглашение о следующем: правая сторона реки Самары досталась Бурак-хану, его подданными были ногайцы; северная сторона реки Самары досталась Кусем-хану, его подданными были башкиры. Затем после перемирия Бирдебек-султан (и) Мансур с двух (противоположных) берегов реки Агидель состязались в стрельбе из лука. Каждый из них был великолепным стрелком и эмиром, и стрелы обоих перелетали дороги, идущие по (обеим) сторонам реки Агидель. Прожив с таким пиршеством и весельем месяц, ушли обратно, то есть вернулись в свои страны. Башкирский и ногайский народы на некоторое время остались (жить) в мире, до эпохи Урак Мамая [9, 52] [4].
Можно согласиться с мнением Трепавлова В.В., что данный Мансур является сыном Едиге. Мансур, после смерти Едиге возвел на ханский престол Хаджи-Мухаммеда, потом после поражения Хаджи-Мухаммеда бежал на Русь, позже вернулся в Булгар, где возвел ханом Гияс аддина, сына Шадибека. После его смерти Мансур помирился с Бараком и стал его беклярбеком, позже они оба в 1426 году потерпели поражение от Улуг-Мухаммеда, о чем тот сообщил турецкому султану в письме. Таким образом, можно предположить, что данная стычка Мансура и Кусяма произошла в 1425-начале 1426 года, таким образом можно локализовать время жизни Тура-хана.
3.7. Предание, записанное Игнатьевым Р.Г.
Тура-хан был чингизидом и был под властью сибирского хана Кучума, однако поссорившись с Кучумом, Тура-хан со всей ордой в числе 8000 кибиток, откочевал к городу Уфа, где пробыл 4 месяца, но позже перекочевал на реку Слак, подчинив башкир [9, 135].
Здесь можно оспорить слова Игнатьева Р.Г. Тура-хан не мог жить в эпоху Кучума. Вполне возможно здесь информаторы Игнатьева Р.Г. имели ввиду не Кучума, а Кусяма, сына Тура-хана. А Игнатьев не знакомый с данной личностью предположил, что данный Кусям и есть известный ему сибирский Кучум. Таким образом, данное известие может свидетельствовать о том, что Кусям и Тура-хан поссорились и отец с 8000 кибитками откочевал от сына.
3.9. В эпосе Идукай и Мурадым Тура-хан предстает современником Едиге и Тохтамыша и подстрекает Едиге выступить против Тохтамыша [9, 147]. Хотя судя по отрывкам, тут мы встречаем не Тура-хана, а Тора-бия, которого можно отождествить с известным Бе-Тюряком из истории Кидряса Муллакаева. Тем более отмечен младший сын Тора-бия Тукляс, в то время как у Тура-хана сыновей с таким именем не отмечено.
4. Кунгратская история, опубликованная Брегелем Ю.
В ней Тура назван кунгратским ханом [9, 130]
Юсупов Ю.М. считает, что нельзя соотнести Тура-хана с реальной исторической личностью. По его мнению, Турахан был собирательным образом хана-правителя конфедерации [9, 137].
Здесь мы после упоминания всех первоисточников хотим привести свою интерпретацию истории Башкирии времен Бачмана и Тура-хана.
Скорее всего, (исходя из косвенных датировок на основе подсчета поколений) родные братья Бачман и Тура-хан родились в середине-второй половине 14 века (данной датировке противоречит сообщение Кидряса Муллакаева, но в силу его отдаленности от описываемых событий, его история может иметь искажения). Исходя из известия из Нусрат-наме, можно предположить, что они были потомками Чимбая, сына Джучи. Бачман владел 17 000 кибитками и кочевал возле устья Сакмары, а Тура-хан кочевал возле современной Уфы. Скорее всего, после смерти Бачмана, Тура-хан и его дети (Кусям-хан в частности) смогли захватить улус Бачмана, выгнав его детей оттуда. Согласно Факихтар языуы Касим-хан, которого мы отождествляем с Кусям-ханом, жил уже на месте прежней ставки Бачмана. А сами потомки Бачмана, скорее всего, бежали. Часть из них ушла на территорию будущего Казанского ханства, став предками Арских князей. Другая часть ушла в степи Казахстана, где внук Бачмана Хасан Чимбай стал соратником Абулхаир-хана. В 1425-26 годах Кусям-хан с братом Бердибеком противостояли Мансуру и Барак-хану, заключив с ними мир. У Кусяма-хана, согласно эпосу Кусяк-бий (он там назван как Масем-хан), было два советника: карагай-кипчак Бабсак и бурзян Кара-Келимбет. Бабсак был женат на Булябике, сестре Кусям-хана  и дочери Тура-хана. Бабсак был убит Кара-Келимбетом и родившийся Кусяк вполне мог искренне считать Кара-Келимбета своим отцом. Позже могла произойти ссора Кусям-хана с отцом Тура-ханом. Если принять цифру в 17 000 кибиток, которые подчинялись Бачман-хану, можно предположить, что после ссоры отца и сына менее половины (8 000 кибиток), согласно известию Игнатьева Р.Г., ушло к Тура-хану. Кусяк, решивший отомстить за отца, вполне мог уйти к деду, зная их разногласия с дядей (Кусям-хан). С противостоянием отца (Тура-хан) и сына (Кусям-хан) можно связать и последующие бои между Кара-келимбетом, которого мог поддерживать Кусям-хан и Кусяком, войско которому дал Тура-хан. Видимо после победы Кусяк-бия Тура-хан смог вернуть власть над территорией, отвоевав ее у своего сына. Скорее всего, известие о том, что Тура-хан погиб от руки Алтакара (при отождествлении данной персоны с Алчагиром, сыном Мусы), можно признать ошибочным, так как известие Кидряса Муллакаева единственное свидетельство, утверждающее, что Тура-хан смог прожить так долго (до конца 15 - начала 16 века).

Литература:

Ахметзянов М.И. "Татар шежерелере". Казань. 1995.
История Казахстана в персидских источниках. Том 4. Алматы. 2006 (Сборник материалов по истории Золотой Орды т.2 Извлечения из персидских источников). 620 с.
Исхаков Д.М. Арские князья и нукратские татары. – Казань: «Ф;н», 2010. – 223 с.
Научная библиотека Уфимского научного центра РАН. Рб 2279. Усоргэн тэуарихы. 69 л. (на араб. графике).
Рычков П.И. «История Оренбургская». Уфа. 2001. 298 с.
Сабитов Ж.М. «Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии джучидов»// Золотордынская цивилизация. Выпуск 2. Казань. 2009. – С.108-116.
Сабитов Ж.М. «Ханы Ногайской орды»//Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань. 2009. С.138-141.
Трепавлов В.В. «Ногаи в Башкирии 15-17 века». Уфа. 1997. 72 с.
Юсупов Юлдаш Мухамматович. Башкортостан XV - первой половины XVI вв.: социально-политический аспект: диссертация... кандидата исторических наук. Уфа, 2009.- 202 с.


Рецензии
В шежере тамьян Басман хан(не Бачман, звук "Ч" вообще не характерен для башкирского языка)не прадед, а пра-прадед Шагали Шакмана, и жил он, ориентировочно, в середине 14-го века. Он никак не мог жить, как утверждает автор этой статьи, во второй половине 15 - начале 16 века. В этот период жили уже его правнуки. Его сын - Айкын бий, жил в во второй половине 14 - начале 15 веков, внук - Айдаралы бий, в середине 15 в., правнук - Шакман бий,в середине 15 - начале 16 века, соответственно, праправнук - князь (тархан) Шагали Шакман (годы жизни 1519 - 80-е гг. 16-го века). Басман хан был активным участником политических процессов, происходивших в то время в Ногайской Орде. Кстати, можно встретить написание имени нашего предка и как Баджман. По всей видимости, все зависит от того, представитель какого народа записывал его имя. Желающие могут подробнее изучить наше шежере: http://www.facebook.com/roustam.kazakbaev?ref=tn_tnmn

Рустам Казакбаев   12.10.2017 22:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.