Записки

Чисто там, где убирают?
1 августа начался мой долгожданный отпуск. И провести его мне захотелось вдали от шума и пыли мегаполиса. Интернет пестрил призывами посетить экологически чистые регионы нашей необъятной родины. Особенно красиво выглядели фотографии и слоганы края озер и елей - Карелии. На нее и пал мой выбор.
Комфортабельный вагон фирменного поезда - и, уснув ночью в Москве, я проснулась в Санкт-Петербурге. Дальше дело за малым - найти маршрутное такси, которое домчит меня до искомой сказочной страны. Разместившись в небольшом автобусе  среди чемоданов, сумок и пассажиров, мы поехали.
Сразу же за чертой города я ощутила прелесть дороги. Дороги? По-моему, это какие-то хитрые маневры, дабы враг не смог подступить к нашему городу федерального значения.  Повороты не уступают горным серпантинам, а вокруг - лес. Но, спустя примерно сто километров, я поняла, что до этого мы ехали по очень хорошей трассе, потому что впереди нас ждала тропа из гравия и щебня, по которой, взметая тучи пыли, летели караваны машин. Ну чем не Сахара?  А наш водитель-погонщик, не сбавляя скорость,  летел, видимо по наитию объезжая ямы и не сталкиваясь в плотном тумане из взвеси пыли с другими машинами. Наверное, это тоже очень ловкая ловушка местных властей для врага. Враг не проберется!  Можно спать спокойно! Там даже друг проберется с большим трудом.
А вокруг лес... Нет, не девственный и прекрасный в своих стройных ритмах. Деревья стоят, перемежаясь огромным количеством бурелома, который, судя по всему, тоже засечная черта, и убирать его никто не будет.
И вот, наконец, мы выехали на сносную дорогу, и взору стали открываться прекрасные виды.  Длинный берег озера, припущенный ресницами из камыша. Вода тяжелая, как свинцовая, из воды вырываются могучие скалы, поросшие ельником. Именно к такому берегу, без окультуривания туристическими фирмами мне захотелось попасть.
Пунктом моего назначения стал город Сортавала. Небольшой городок на берегу Ладожского озера, имеющий богатую историю и достаточно бедный, как оказалось, внешний вид. Магазины - кафе. Кафе - магазины.
У города есть небольшой музей, который почти не получает поддержки местных властей.  Исторические памятники отданы на откуп туристическим фирмам.  Надо и музей им продать. Зачем городу на культуру тратить деньги?
Центр города представлен целым рядом архитектурных памятников.  Дома конца 19 - начала 20 века постройки.  Но город не является историческим. А раз не исторический, то зачем сохранять архитектурные памятники?
И они ветшают с каждым годом. Ряд зданий - памятники деревянной архитектуры, и без должной реставрации прослужат еще совсем недолго. Но историческая память, видимо, тоже не очень заботит местные власти.
Наверное, у них очень много других забот.
Экономические и социальные проблемы в городе отсутствуют?
И опять мимо! Безработица, отсутствие производства, а как следствие - алкоголизация и следом еще целый вагон социальных проблем.
Может быть, власти решают экологические проблемы? Край-то - экологически чистый. Девственный.
Выехав примерно за 10 километров от черты города, наткнулась глазами на варварскую вырубку лесов. Проехали еще немного. Дорога, извиваясь вдоль берега озера, привела нас на небольшой мыс. Он, как лоб великана, выглядывал из воды. Ступив первый шаг с дороги, я увидела не шелковую траву, и не веселые головки васильков и часиков. Пивные бутылки, обертки, пакеты, пластиковые упаковки... Пробралась ближе к воде. Вода в Ладоге суровая даже на вид.  И там, сквозь толщу воды, выглядывают осколки битых бутылок и прочий мусор, явно антропогенного происхождения. Экологически чистый край... Пожалуй, влезть в воду в таком экологически чистом месте я бы не рискнула.
И вот здесь хочется обратиться не к властям, а к местным жителям.
Если вы сами не бережете то, что вам дано природой, не заботитесь о себе,  о том месте, где вы живете, о своем дворе, доме, то никакие власти не помогут. Край, который должен был вызвать у меня восторг, больше чем у Филиппка, попавшего в школу, судя по рекламным слоганам, вызвал у меня жалость. Когда никому нет дела до своей Родины - страна не сможет быть процветающей.


Рецензии